Тема: «Моя семья»
Выполнила: ученица 4 класса
БОУ г.Омска СОШ №132
Костя Алина
Научный руководитель: Алексенцева И. А.
Омск-2018
Содержание
Введение | |
Основная часть | |
Мои предки | |
Заключение | |
Список использованных источников | |
Приложение 1 | |
Приложение 2 |
ВВЕДЕНИЕ
В старину родственные связи берегли,
ценили, гордились ими и говорили:
«Кто своего родства не знает, тот сам
себя не уважает, а кто родни своей
стыдится, тот через это сам срамиться»
Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
В прошлом родословные были достоянием только богатых людей, а простым людям не полагалось знать своих предков. Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины. Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Вот и я в своей работе проследила родственников пяти поколений моей семьи.
Что такое родословная? Это – история рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Родословной человека занимается наука генеалогия. Графическое изображение генеалогических данных может быть представлено в виде схемы. Самой распространенной формой было генеалогическое дерево или древо жизни. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решила раскрыть некоторые моменты истории моей семьи.
|
В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.
Актуальность исследования: данной темы вижу в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.
Целью исследования: своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.
Передо мной стояли следующие задачи исследования:
1) выяснить, что такое «родословная семьи»
2) составить генеалогическое древо моей семьи
3) собрать интересные истории о моих родственниках
Объектом исследования моей работы является родословная.
|
Предметом исследования: является моя родословная.
База исследования – это документы, рассказы и воспоминания живых родственников, сохранившиеся письма, дневники и вырезки газет.
Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться и не будем «Иванами, не помнящими родства».
Гипотеза: в нашей семье хорошо помнят своих предков и это поможет мне составить мою родословную на несколько поколений.
В ходе работы я использовал такие методы исследования:
· обращение в библиотеку, работа с литературой;
· поиск информации;
· беседы с родственниками;
· обращение к семейному фотоальбому;
· работа с документами
· анализ полученной информации
Основная часть
Исследовательская работа
Правильно составить свою родословную достаточно сложно, а без соответствующих знаний практически невозможно. Поэтому моя работа предусматривала несколько этапов:
Первый этап – теоретический - заключался в изучении литературы для расширения историко-культурного кругозора, необходимого для грамотного выполнении работы.
Второй этап – практический - заключался в составлении родословной.
Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку. Я выбрала смешанную восходящую родословную. Смешанная потому, что в ней записываются родственники по линии отца и матери, восходящую, потому что запись идет от предка к потомку.
|
Для графического изображения родословной, я выбрала данную схему (Приложение №1), она мне, казалась, простой и наглядной. Моя родословная пока небольшая, но здесь я расположила родственников, о которых собрала сведения.
Я планирую собрать больше сведений о своей семье, узнать о родственниках, изучить дополнительную литературу, записать рассказы живых родственников и написать историю моей семьи, которую я люблю и горжусь.
МОИ ПРЕДКИ
Много времени я потратила для того, чтобы узнать о своих предках и составить родословную своей семьи. Это оказалось очень увлекательным занятием. Потраченное время и усилия были не напрасны. Я узнала много нового и интересного о своих родственниках.
Мне удалось узнать о своих предках в пятом поколении! Мой прапрапрадедушка по маминой линии Доркаев Филипп, похоронив жену, взял своих 11 детей и переехал из под г.Казань в г. Сибай, на Урал. Это было примерно в 1913 году. Многие дети умерли еще в детстве от болезни и голода. Моя прапрапрабабушка Доркаева Елена Филипповна выжила, также выжили 2 ее брата Семен и Игнатий, а также сестра Анна. Моя прапрабабушка родилась 08.03.1910 г. по национальности она мордовка. Дата рождения у нее в паспорте стояла примерная, т.к. документов о рождении у нее не было. Она работала нянечкой, и эта семья помогла сделать ей паспорт. Когда она познакомилась со своим будущим мужем, они решили переехать в деревню Петрово, Усть-Ишимского района омской области. У моего прапрадедушки там жили родственники. Его звали Иванов Федор Иванович, родился он в 1899 году, еще аж в 19 веке! Он воевал в Великой Отечественной войне, вернулся живым, умер в 1953 году. У них с моей прапрабабушкой было 5 детей – Валентина, Александр, Владимир, Николай и Анатолий. Моя прапрабабушка прожила долгую и счастливую жизнь, она умерла в возрасте 93 лет. Я, к сожалению, с ней была не знакома, но мама рассказывала, что ее очень любили все родственники, и она была самым добрым человеком!
Моя прабабушка Валентина Федоровна родилась 30 сентября 1936 года. Приехала из деревни Петрово в Омск в 1953 году поступать в медицинское училище. В училище она поступила, на фармацевта. Но вскоре бросила учебу, т.к. места в общежитии не дали, пришлось снять комнату, и вся стипендия уходила на ее оплату. Поэтому прабабушка пошла работать на завод им.Баранова и жила в общежитии от завода. Еще моя прабабушка занималась акробатикой и защищала честь завода на различных соревнованиях! В 1959 году она вышла замуж.
Моего прадедушку звали Гудовский Анатолий Андреевич. Он родился 2 июня 1939 года. По национальности он поляк. Он всю жизнь проработал на заводе им.Попова, оттуда ушел на пенсию. Умер от инсульта в 2005 году. У них с моей прабабушкой родилось двое детей – Андрей и Алла.
Моя бабушка Гудовская Алла Анатольевна. Родилась 20 мая 1960 года. Это мама моей мамы. Бабушка всю жизнь проработала в торговле, прошла путь от помощника продавца до заведующей магазина. Магазин назывался «Музыкальные товары». В этом магазине бабушка познакомилась с моим дедушкой. Спустя годы, магазин закрылся. Сейчас бабушка работает администратором на городском рынке.
Мой дедушка Ройз Сергей Ефимович. Родился 21 августа 1957 года. По национальности он еврей. Приехал он из Томска, поступил в музыкальное училище. В армии играл в оркестре, а потом устроился в Омский цирк. Он играл на гитаре и приходил в магазин, в котором работала моя бабушка, то струны купить, то ноты, то медиатор. Однажды, при очередной покупке, моя бабушка предложила купить ему на сдачу лотерейный билет, дедушка согласился. И как были все удивлены, когда узнали, что билет оказался выигрышным – и выпал главный приз! Дедушка выиграл автомобиль ВАЗ 2106. В те времена это было очень здорово! Дедушка тогда сделал бабушке предложение, что она его удача и счастье! Сейчас мой дедушка дирижер омского цирка, он работает там всю жизнь! Имеет множество наград за вклады в культуру.
Родители моего дедушки-мать Лейтан Эльвира Люцияновна и отец Ройз Ефим Симхович, мои прабабушка и прадедушка. Эльвира Люцияновна по национальности латышка. До выхода на пенсию она жила и работала в г. Томске, в детском саду - воспитателем, потом заведующей. Там же она вышла замуж за моего прадедушку. Родился Ефим 25 февраля 1938 года в с. Дережня на Украине. Хотя по национальности еврей. В 1962 году окончил Томское музыкально педагогическое училище, а в 1980 году Кемеровский институт культуры. Свою трудовую деятельность начал в 1956 году музыкальным работником детского санатория №3 городского отдела здравоохранения города Томска В 1965 году стал преподавателем музыкальной школы № 24. Через два года назначен завучем, а еще через два – директором.
Сейчас моя прабабушка Эльвира живет в Омске, ей почти 82 года и она до сих пор работает! Сейчас она является председателем культурно-массовой комиссии совета ветеранов октябрьского округа г. Омска. Прадедушка Ефим живет в Междуреченске. Он почетный гражданин города Междуреченска, заслуженный работник культуры.
Моя мама – Диана Сергеевна. По образованию она экономист. Мама сейчас нигде не работает, а полностью занимается семьей и уютом нашего дома.
Мой папа – Костя Алексей Александрович. По образованию он радиомеханик, работал телемастером. Сейчас у папы свой бизнес, не связанный с его специальностью.
Родители моего папы Любовь Семеновна и Александр Иванович – мои бабушка и дедушка. Бабушка по национальности русская, а дедушка молдаванин. Любовь Семеновна родилась 2 августа 1959 года, а Александр Иванович 15 декабря 1959 года. Они родились и жили в Казахстане, в городе Аркалык. Но в 1997 году они переехали в Омскую область, в город Исилькуль. Там живут до сих пор. У них 4 сыновей. Мой папа Алексей и еще Юрий, Антон и Александр. Бабушка по профессии бухгалтер, а дедушка шофер.
Дедушка Александр Иванович своего отца не помнит, он умер, когда дедушке было 2 года. А маму моего дедушки звали Дора Александровна. Она умерла в 2007 году.
Родители моей бабушки Любовь Семеновны – мать Дутова Зоя Михайловна 1931 г.р. и отец Дутов Семен Матвеевич 1911 г.р. Зоя Михайловна всю жизнь проработала поваром, умерла в 2009 году. А Семен Матвеевич работал лесорубом, умер в 1965 году.
Заключение
С помощью родителей, бабушки и дедушки, я, насколько это было возможно, восстановила родословную моей семьи. Для этого я собирала информацию обо всех родственниках. Попыталась узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых.
Зная, кем были наши предки, мы по-другому смотрим и на свою жизнь. Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всем им помогать. Еще я узнала, что у нас в роду были многодетные семьи. И убедилась, что у меня очень много родственников. Со многими я знакома, а о некоторых узнала в ходе своего исследования.
Было очень интересно узнать, что мои предки настолько разно национальные! Есть и мордовмя, поляки, латыши, евреи, молдаване!
Моя семья – мое богатство. И я с гордостью могу сказать, что история нашей семьи, ее традиции и реликвии будут храниться, передаваться из поколения в поколение. Я верю, что эта нить не оборвется никогда.
Проводя это исследование, я училась навыкам исследовательской работы: поиск, анализ и обработка информации. Я думаю, что эти навыки пригодятся мне в старших классах и в жизни.
Вывод: начав изучать свою родословную, я очень много узнала о своих предках, об их жизни. Я составила большое генеалогическое древо и обязательно буду его продолжать вести.
Друзья! Прошу Вас, умоляю,
Не забывайте прадедов своих,
И лишь одно сказать желаю:
Пусть Ваши дети тоже знают их!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».
2. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова Улан-Удэ, 2005
3. Интернет ресурсы
4. Леонов А. История происхождения рода человеческого // Русский язык в школе и дома. – 2005. - №3 – 28-30.