Учебная практика направлена на формирование компетенций магистрантов по ОПОП магистерской программы «Психология и педагогика развивающего образования младших школьников» и программы «Психология и педагогика индивидуализации образования младших школьников» в соответствии с ФГОС ВО направления 44.04.02 – «Психолого-педагогическое образование» и профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Перечень компетенций представлен в таблице 3.
Таблица 3. Компетенции, формируемые в результате прохождения учебной практики
Компетенции, формируемые результате прохождения магистрантом учебной практики | ||
в том числе по разделам учебной практики | ||
Раздел ПУ.1. Изучение образовательной среды | Раздел ПУ.2. Ознакомление с образцами профессиональных действий педагога в области диагностики и оценки деятельностных образовательных результатов школьников, по формированию совместной учебной деятельности школьников | |
в соответствии с ФГОС ВО направления 44.04.02 (050400.68) – «Психолого-педагогическое образование | ||
а) общекультурные (ОК): | ||
ОК-1 – способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | реализуется полностью | реализуется полностью |
в) профессиональные (ПК): | ||
ПК-22 – способность с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка | реализуется полностью | реализуется полностью |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Трудоёмкость учебной практики
Трудоемкость учебной практики по разделам ПУ.1., ПУ.2. в разрезе контактных часов и самостоятельной работы и формами контроля, представлена в таблице 5.
Таблица 5
Разделы учебной практики | Трудоёмкость | Форма контроля | ||||
зач. ед. | Часов | кол-во дней | ||||
Всего | контактных | самостоятельной работы | ||||
1 семестр, Интегративный модуль №1,2 | ||||||
Раздел ПУ.1. (ознакомительная) Изучение образовательной среды | 0,75 | 1) Участие в установочной конференции (семинаре) 2) Индивидуальный план (Раздел ПУ.1.) 3) Дневник практики 4) Информационно-аналитическая справка «Образовательная среда ОО» 5) Библиографический список 6) Промежуточный отчет по Разделу ПУ.1. (научному руководителю) | ||||
Раздел ПУ.2. Ознакомление с образцами профессиональных действий педагога в области диагностики и оценки деятельностных образовательных результатов школьников, по формированию совместной учебной деятельности школьников | 2,25 | 1) Дневник практики 2) Индивидуальный план (Раздел ПУ.2., ПУ.3.) 3) Пакет диагностических методик, заданий. 4) Информационно-аналитическая справка – «Перечень психолого-педагогических проблем» 5) Тезисы выступления (презентация) на заседании кафедры 6) Отчет об итогах Учебной практики(письменный по разделам ПУ.1, ПУ.2.) | ||||
ИТОГО | Зачет с оценкой |
Содержание практики
Содержание учебной практики по разделам ПУ.1., ПУ.2. в разрезе контактных часов и самостоятельной работы и формами контроля, представлено в таблице 6.
Таблица 6
№ дня | Содержание практики | Работа и результаты | ||
Вид отчетности | № осваиваемой компетенции по ОПОП ПиПРО МШ | |||
Раздел ПУ.1«Изучение образовательной среды ОО» Цель:Изучение образовательной среды ОО с целью установления соответствия требованиям деятельностного подхода в образовании (с точки зрения учителя, администрации школы, психолога, магистранта). | ||||
1. | 1: Ориентировка в целях и условиях проведения учебной практики - Установочная конференция (семинар) - Презентация базы практики - Ознакомление с программой учебной практики, определение функциональных обязанностей практиканта. - Составление индивидуального плана прохождения практики в рамках Раздела ПУ.1«Изучение образовательной среды ОО» (СР[1]). 2: Актуализация знаний о методах научных исследований психолого-педагогического направления и деятельностном подходе в образовании - Изучение научной литературы с целью выделения показателей соответствия образовательной среды требованиям деятельностного подхода в образовании (СР). - Составление схемы изучения образовательной среды ОО с целью установления ее соответствия требованиям деятельностного подхода в образовании (с точки зрения учителя, администрации школы, психолога, магистранта) (СР). | 1) Участие в установочной конференции (семинаре) 2) Индивидуальный план (Раздел ПУ.1.) 3) Дневник практики 4) Информационно-аналитическая справка «Образовательная среда ОО» (предварительный документ) 5) Библиографический список | ОК-1 ПК-22 | |
3. Сбор и обработка информации об образовательной среде ОО. - Знакомство с образовательным учреждением. - Изучение документов. - Наблюдение за образовательным процессом в соответствии с целью учебной практики (Раздела ПУ.2.) и самостоятельно разработанной схемой. - Беседы со специалистами ОО (педагоги, психолог, администрация). 4. Обобщение и систематизация полученной информации. - Составление аналитической справки (СР). 5. Рефлексивный анализ эффективности и затруднений в выполнении профессиональных действий. - Определение учебно-профессиональных и психолого-педагогических проблем (задач) (СР) - Самооценка владения формируемыми компетенциями и профессиональными действиями (СР). 6. Подведение итогов учебной (ознакомительной) практики - Подготовка отчетных материалов (СР) - Индивидуальная аттестация магистрантов. | 1) Дневник практики (заполнение) 2) Информационно-аналитическая справка «Образовательная среда ОО» (окончательный вариант) 3) Перечень (список) учебно-профессиональных и психолого-педагогических проблем (задач) (предварительный документ) 4) Оценочный лист «Самооценка владения формируемыми компетенциями и профессиональными действиями» | |||
Отчетность по разделу ПУ.1. | 1) Индивидуальный план (Раздел ПУ.2.) 2) Дневник практики 3) Информационно-аналитическая справка «Образовательная среда ОО» (документ) 4) Перечень (список) учебно-профессиональных и психолого-педагогических проблем (задач) 5) Оценочный лист «Самооценка владения формируемыми компетенциями и профессиональными действиями» 6) Промежуточный отчет по разделу ПУ.1. (научному руководителю) | |||
Раздел ПУ.2.«Ознакомление с образцами профессиональных действий педагога в области диагностики и оценки деятельностных образовательных результатов школьников, по формированию совместной учебной деятельности школьников» Цель:Ознакомление с образцами профессиональных действий педагога в области диагностики и оценки деятельностных образовательных результатов школьников. | ||||
1. Ориентировка в целях и условиях учебной практики - Ознакомление с программой учебной практики, определение функциональных обязанностей практиканта (СР). - Составление индивидуального плана прохождения практики в рамках второго подмодуля (СР). - Знакомство с учащимися вверенного класса, классным руководителем, обоснованный выбор учащихся для психолого-педагогического изучения, установление контакта, доверительных отношений с выбранными школьниками. | 1) Индивидуальный план (Раздел ПУ.2.) 2) Дневник[2] практики | ОК-1 ПК-22 | ||
1-2 | 2. Изучение практики диагностики и оценки деятельностных образовательных результатов учащихся - Наблюдение за профессиональными действиями специалистов образовательного учреждения (педагог, психолог, администрация) в области диагностики и оценки образовательных результатов учащихся. - Изучение документов (в том числе контрольно-измерительных материалов), - Наблюдение уроков со встроенной диагностикой. | 1) Дневник практики 2) Информационно-аналитическая справка «Образовательная среда ОО» | ||
1-3 | 3. Исследование деятельностных образовательных результатов учащихся конкретного класса - Планирование собственного исследования деятельностных образовательных результатов, определение методологии сбора данных и методов обработки результатов (СР). - Подбор (модификация) конкретных исследовательских методик, соответствующих целям и задачам работы (СР). - Проведение индивидуального (группового) диагностического обследования, обработка и анализ полученных эмпирических материалов. - Изучение школьного класса как учебной общности. | 1) Дневник практики 2) Проект плана-проспекта собственного исследования деятельностных образовательных результатов 3) Пакет диагностических методик (заданий) исследования деятельностных образовательных результатов и методологии сбора данных и методов обработки результатов 4) Справка по индивидуальному (групповому) диагностическому обследованию, анализ | ||
4. Анализ и обобщение полученных данных. - Описание материалов исследования. Подготовка выводов и рекомендаций. 5. Рефлексивный анализ эффективности и затруднений в выполнении профессиональных действий. - Определение психолого-педагогических и учебно- профессиональных проблем (задач) (СР). - Самооценка владения формируемыми компетенциями и профессиональными действиями (СР). 6. Подведение итогов учебной практики - Подготовка отчетных материалов (СР) - Индивидуальная аттестация магистрантов | 1) Дневник практики 2) Информационно-аналитическая справка «Перечень (список) учебно-профессиональных и психолого-педагогических проблем (задач)» 3) Оценочный лист «Самооценка владения формируемыми компетенциями и профессиональными действиями» | |||
Отчетность по разделу ПУ.2. | 1) Индивидуальный план (Раздел ПУ.2.) 2) Дневник практики 3) Перечень (список) учебно-профессиональных и психолого-педагогических проблем (задач)» 4) Информационно-аналитическая справка «Образовательная среда ОО» 5) Справка по индивидуальному (групповому) диагностическому обследованию, анализ 6) Оценочный лист «Самооценка владения формируемыми компетенциями и профессиональными действиями» 7) Промежуточный отчет по разделу ПУ.2. (научному руководителю) | |||
Отчетность по Учебной практике | 1) Индивидуальный план практики 2) Дневник практики 3) Отчет об итогах Учебной практики(письменный по всем разделам ПУ.1, ПУ.2.) Приложения к отчету по учебной практике: 1) Информационно-аналитическая справка «Образовательная среда ОО» 2) Информационно-аналитическая справка – «Перечень психолого-педагогических проблем» 3) Оценочный лист магистранта «Самооценка владения формируемыми компетенциями и профессиональными действиями» 4) Тезисы выступления (презентация) на заседании выпускающей кафедры | |||