Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на кормушки, развешанные на деревьях, вместе с ребятами насыпает туда корм. Дети наблюдают, как птицы садятся на кормушку, какие птицы на нее садятся, как они клюют корм. Воспитатель предлагает повторить названия птиц и рассказать, где они сидят, куда полетели, как полетели.
Вернувшись в группу, дети рассказывают про птиц: воробьи маленькие, коричневые, летают стайкой, садятся на кормушку и клюют корм; ворона большая, черно-серая, летает одна, на кормушку не садится.
При ответах используется кормушка, игрушечные птицы или фигурки известных птиц.
Особа всем известная,
Она крикунья местная.
Увидит тучку темную –
Взлетит на ель зеленую
И смотрит, словно с трона,
Ворона.
В. Степанов
Голуби, голуби, раз, два, три…
Прилетели голуби сизари.
Сели и нахохлились у дверей.
Кто накормит крошками сизарей?
И. Токмакова
Воспитатель. Голуби большие, сизые, то есть серо-голубые, крупнее воробьев, стаей прилетают к кормушке, клюют корм, воркуют.
В дальнейшем воспитатель предлагает детям наблюдать в окно и называть птиц, прилетающих к кормушке или на окно, и приговаривать:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Подожди, не улетай!
Улетела… Ай!
А. Барто
– Зимой к нам прилетают снегири (показывает картинку), у них красная грудка.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это снегири.
Из леса в деревни, города переселяются синички с желтой грудкой (показывает картинку). Их мы можем увидеть рядом с жильем человека. (На картине «Птицы зимой» дети находят известных птиц, говорят, как они называются, находят птиц, которые прилетают к нам зимой.) Зимой птицам, как и животным, трудно найти корм, поэтому их нужно подкармливать.
Снегирики-снегири
На дворике у двери.
Я насыпал за порог
Гречку, семечки, творог.
А когда я вышел в сад,
То от них услышал:
«Ты добрее всех ребят,
Молодчина, Гриша».
П. Воронько
Беседа «Зима в лесу».
Воспитатель (обращает внимание детей на панно, картинки, фигурки зверей). Кто живет в лесу? Как звери подготовились к зиме? (Белка делает запасы, заяц меняет шубку на белую.)
На панно прикрепляются фигурки волка и зайца.
– Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный? (Волк.) Волк серый, большой, у него пасть с острыми зубами; он живет в лесу, норы не делает, рыщет, за зайцами охотится.
Шел по лесу серый волк,
Страшный волк – серый бок!
Он крадется за кустами,
Грозно щелкает зубами!
Воспитатель изображает на панно, как волк ходит по лесу, рыщет, принюхивается, не пахнет ли зайцами.
– Волк ходит и зайца не видит, а почему? (Заяц сменил серую шубку на белую и среди снега стал незаметным.) (Воспитатель прикрепляет фигурку лисы и имитирует, как она крадется, бегает по лесу.) Вот и лисичка-сестричка, рыжая плутовка, бегает по лесу, добычу ищет, тоже за зайцами охотится да мышей ловит.
Аппликация «Снеговик».
Воспитатель загадывает загадку:
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глаза – угольки,
Губы – сучки.
Холодный, большой.
Кто я такой?
(Снеговик.)
После того как дети отгадают загадку, воспитатель просит среди имеющихся игрушек найти снеговика, рассмотреть его, рассказать, из чего он состоит. Воспитатель предлагает сделать снеговика из имеющихся форм (три кружка: большой, средний и маленький), как на образце (показывает), объясняет и показывает, как следует наклеивать кружки на лист бумаги, помогает тем, кому требуется помощь. Готовые работы ребята показывают воспитателю и друг другу.
Рефлексия.
– Что мы наблюдали на прогулке?
– О каких птицах мы читали стихи?
– Что происходит зимой в лесу?
– Что мы изобразили на аппликации?
Занятие 2
Новогодняя елочка. упражнение «Елочки»
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений), «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.
Цели деятельности педагога: учить сравнивать предметы по длине, изображать елочки, используя выразительность движений; развивать творческое воображение, мелкую моторику; активизировать употребление в речи слов «короткий», «длинный», «низкий», «высокий».
Планируемые результаты – целевые ориентиры дошкольного образования: проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх, интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами (елочка, елочные украшения), участвует в разговорах во время рассматривания предметов (елочки и елочных украшений), отвечает на вопросы педагога о новогоднем празднике, проявляет эмоциональную отзывчивость на доступное возрасту музыкальное произведение (песня «Маленькой елочке холодно зимой»), пытается двигаться под музыку в хороводе.
Материалы и оборудование: картинки с новогодней тематикой, елочка, цветная бумага, клей, ножницы.
Содержание
организованной деятельности детей
Организационный момент.
Дети рассматривают картинки с новогодней тематикой, расположенные на стенде, доске или мольберте.
Вопросы:
– Какой праздник скоро будет?
– Что украшают перед Новым годом?
– Кто приходит в этот праздник к детям?
Игры и упражнения.
Воспитатель. Ребята, совсем скоро праздник Нового года. Время, когда Дед Мороз приносит подарки, а главной красавицей в доме является елочка. Я вам предлагаю украсить нашу елочку гирляндой, которую мы сейчас сделаем своими руками.
Ÿ Дидактическая игра «Новогодняя гирлянда».
Воспитатель предлагает ребятам сделать украшение для елочки – красивую гирлянду из колечек, при этом демонстрирует заранее приготовленную часть гирлянды из такой же бумаги.
Воспитатель (сопровождая действия показом). Мы аккуратно разрежем каждый листочек на полоски. Из красной и желтой бумаги мы сделаем длинные полоски, а из синей и зеленой бумаги сделаем короткие полоски. Когда все полоски будут готовы, склеиваем из них колечки и соединяем друг с другом, чередуя маленькие (из коротких полосок) и большие (из длинных полосок) колечки.
Вот и получилась красивая гирлянда. А вот и игрушки – колокольчики и звездочки. Давайте украшать нашу красавицу.
Ÿ Упражнение «Елочки».
Дети по показу воспитателя изображают елочки: опускают руки с раскрытыми ладонями вниз, кружатся, приседают (показывают маленькие елочки), становятся на носочки (показывают высокие елочки).
Ÿ «Украшение елочки».
Каждый ребенок берет по игрушке, становится на скамеечку и с помощью воспитателя вешает ее на елку.
Воспитатель. Пусть слева будет два колокольчика, справа – две звездочки.
Дети и воспитатель рассматривают елочку, выбирают веточки, на которые нужно повесить колокольчики или звездочки.
Рефлексия.
– Какими новогодними игрушками мы украсили нашу елочку?
Воспитатель предлагает исполнить хоровод с новогодней песенкой «Маленькой ёлочке холодно зимой» возле украшенной елочки.
Занятие 3
Стихотворение А. Босева «Трое».
Слушание песни
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели деятельности педагога: познакомить со стихотворением; оживить в памяти детей их собственные впечатления от катания на санках; формировать диалогическую речь; помочь запомнить стихотворение.
Планируемые результаты – целевые ориентиры дошкольного образования: с интересом слушает стихотворение А. Босева «Трое», рассматривает сюжетную картинку с изображением детей, катающихся на санках, отвечает на вопросы педагога о зиме, зимней прогулке, о содержание текста стихотворения, песни, картины, заучивает стихотворение, проявляет эмоциональную отзывчивость на песню «Зима» (муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель), пытается подпевать.
Материалы и оборудование: текст стихотворения А. Босева «Трое», сюжетная картинка с изображением катающихся на санках детей.
Содержание
организованной деятельности детей
Организационный момент.
Воспитатель. Какое сейчас время года? Вы любите гулять на улице зимой? Что вы делаете на прогулке зимой?