План — опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст. Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею пользоваться.
Комбинированный. Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Задание: Выполнить один из видов пересказа
Пересказ - воспроизведение по памяти и изложение своими словами содержания устного или письменного текста.
Очень часто пересказ
Вы твердите много раз.
Это трудно — много раз.
Это нудно - много раз.
И поэтому у нас
Есть другой совет для вас.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о нём:
Что рассказано? О чём?
Что за чем произошло
И к чему всё привело?
Прочитайте еще раз
И запомнится рассказ С. Б ондаренко
Виды пересказа
Подробный - пересказ, близкий к тексту, подробно передающий содержание произведения.
Краткий - сжатое, короткое изложение самого главного. При кратком пересказе опускаются факты, не имеющие большого значения в раскрытии основных мыслей, идеи произведения.
Выборочный - пересказ тех частей текста, которые для нас или наших слушателей наиболее интересны, важны. При выборочном пересказе излагаются факты, помогающие ответить на вопросы учителя.
Творческий — пересказ от лица автора, героя или постороннего наблюдателя. Содержание произведения надо передать так, будто ты - его автор, участник описываемых событий или их очевидец.
Правила подготовки к пересказу письменного текста
|
1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.
2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.
3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.
4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
5. Вырази идею в одном предложении.
6. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).
7. Раздели текст на части, озаглавь их.
8. Прочитай название частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).
9. Составь план пересказа.
10. Пользуясь планом, перескажи произведение.
11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», «в конце концов», «наконец» и т. д.).
Правила подготовки к пересказу устного текста
1. Внимательно прослушай текст.
2. Запиши ключевые слова, имена и цифры.
3. Если что-то непонятно, задай вопросы.
4. Определи основную мысль текста.
5. Раздели текст на части.
6. Составь план пересказа.
7. Пользуясь планом, перескажи текст.
Правила подготовки к пересказу учебного текста (окружающий мир и т. д.)
1. Прочитай текст и определи, о чём он.
2. Выдели в тексте основные мысли.
3. Выясни значение непонятных слов.
4. Раздели текст на части.
5. Составь план текста.
6. Выпиши из каждой части важные мысли.
7. Ответь на вопросы к тексту (если они есть).
Пользуясь планом, подробно перескажи текст.
План анализа басни
Басня — короткое стихотворное или прозаическое произведение. Главные герои басни чаще всего животные, реже - люди или предметы. В басне принято в иносказательной форме высмеивать пороки людей, недостатки их характера: гордыню, трусость, жадность, глупость, лицемерие.
|
Басня - это жанр литературы, родившийся в Древней Греции. За время его существования сложились определенные штампы (Штамп - избитое выражение; устоявшийся образ), например, лиса - хитрость, осел - глупость, вол — работоспособность, медведь - неуклюжесть, заяц - трусость, петух - чванливость, волк - злоба, лев - власть, сила и т. д.
1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под определение басни.
2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают её мораль, то есть главную мысль, идею?
3. Попробуй передать главную мысль (мораль) басни своими словами.
4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой басни.
5. Определи, как написана эта басня: прозой или стихами.
6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне?
7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
8. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным?
10. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню «по ролям».
11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили его?
Задано: написать изложение
Изложение - пересказ в письменной форме прочитанного или услышанного. Изложение учит передавать исходный текст своими словами.
Требования к изложению
1. Не просто рассказывай о прочитанном, а передавай содержание близко к тексту, не нарушая его стиль художественный, публицистический, научный).
|
2. Озаглавь свою работу. Написав изложение, обязательно проверь его.
Подготовка к изложению
1. Постарайся во время чтения текста преподавателем сделать как можно больше записей в черновике.
2. Обязательно запиши или запомни:
- собственные имена;
- даты;
- прямую речь и диалог;
- цифры;
- яркие сравнения;
- специфические выражения.
3. Делай записи, оставляя пробелы между строк, чтобы при повторном чтении учителя заполнить их новой информацией.
4. Кратко запиши последовательность изложения событий.
5. Выдели основные мысли в тексте и разбей его на части. Составь план изложения текста.
6. Начни самостоятельную работу над изложением с заполнения пробелов в своих записях (сразу после чтения текста, пока он ещё в памяти).
7. Если есть творческое задание, приступи к нему после завершения работы над текстом изложения.
После первого прослушивания текста ответь на вопросы:
— К какому стилю речи относится текст? (Обоснуй свое мнение.)
— Какова главная мысль произведения?
— В какой части текста и с помощью каких слов она выражена?
— то хотел сказать автор своим произведением?
— Согласен ли ты с ним?
— Как бы ты озаглавил текст?
8. Делай записи, оставляя пробелы между строк, чтобы при повторном чтении учителя заполнить их новой информацией.
9. Кратко запиши последовательность изложения событий.
10.Выдели основные мысли в тексте и разбей его на части. Составь план изложения текста.
11.Начни самостоятельную работу над изложением с заполнения пробелов в своих записях (сразу после чтения текста, пока он ещё в памяти).
12.Если есть творческое задание, приступи к нему после завершения работы над текстом изложения.
После первого прослушивания текста ответь на вопросы:
— К какому стилю речи относится текст? (Обоснуй свое мнение.)
— Какова главная мысль произведения?
— В какой части текста и с помощью каких слов она выражена?
— то хотел сказать автор своим произведением?
— Согласен ли ты с ним?
— Как бы ты озаглавил текст?
Задано: написать сочинение
Сочинение — это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему.
Изложение учит правильно передавать своими словами чужие мысли, а сочинение - правильно излагать собственные мысли.
Требования к сочинению
1. Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать ее.
2. Текст должен быть содержательным и лаконичным, грамотным, без ошибок, выдержанным в одном стиле.
3. Повествование должно быть оригинальным и выразительным.
4. В сочинении слова должны быть употреблены в правильном значении.
5. Изложение мыслей в сочинении должно быть последовательным.