Источники воспитания и межнациональное общение в социальном пространстве




 

 

Динамика жизни и кардинальные социально-по­литические события в стране резко изменили националь­ный состав социального пространства, обострив межна­циональные взаимоотношения между людьми и тем самым поставив ребенка в поле социально-психологического напряжения. Обыденное житейское сознание, наполнен­ное агрессией в адрес мигрантов из соседних республик от бессилия перед обездоленностью собственного реального положения, не может не сказываться на отрицатель­ном отношении детей к представителям других наций. Проблема интернационального воспитания обострилась и выдвинулась в число актуальных воспитательных про­блем.

Несмотря на то, что малышам не свойственно разделе­ние людей по национальной принадлежности, они играют вместе, не интересуясь национальностью друг друга.

Исходным положением данного вопроса является от­ношение к человеку как таковому. Формирование ценно­стного отношения к человеку как феномену мира и куль­туры, а значит привитие детям уважительного отношения к человеку любого рода, любой нации, любой страны уже предполагает гуманистическое отношение к людям раз­ных национальностей. Обратясь к многообразию соци­альных ролей, которыми наделен человек и которые ему приходится играть, педагог выделяет ключевую централь­ную роль - роль Человека. И формирует у детей образ достойного человека. Идея Человека - сплачивающая и консолидирующая.[14]

Очень важно расширять у детей этнографические представления о разных нациях, разворачивающие карти­ну особенностей материальной, общественной и духовной жизни отдельных народов, рассматривать обусловлен­ность этих особенностей географическим расположением народа на земле.

Несходство наций разъединяет людей - идея Челове­ка объединяет людей разных наций.

Немаловажным является осмысление особенностей характерологических черт нации. Детям современной школы этот вопрос наиболее близок: в одной учебной группе находятся степенные якуты, взрывчатого нрава грузины, неугомонные африканцы, сдержанные и внешне холодные эстонцы, мягкие татары и трудолюбивые чува­ши. Особенности характера вносят осложнения в проте­кание взаимных отношений между детьми. Однако эти трудности преодолимы, если педагог неуклонно приучает детей принимать другого человека как данность. Педаго­гическая инструментовка высокой ценности индивиду­ального своеобразия человека как представителя другой нации принесет соответствующий духовный результат, и очень скоро дети научаются учитывать особенности на­ционального характера.

Однако не следует игнорировать национальную при­надлежность отдельного человека и инструментовать от­сутствие таковой в детской группе. Наоборот, важно со­действовать идентификации ребенком себя с представи­телями вполне определенной нации. Национальная иден­тификация выступает условием осознания уникальности каждой нации. К тому же она помогает ребенку чувство­вать еще большую привязанность к жизни и людям, так как с новой стороны открывается его связь с людьми на земле. Необходимо обязательно правильно расставлять педагогические акценты: принадлежность к какой-либо нации не дает никаких преимуществ, однако возлагает некоторую ответственность на человека, который в своем поведении представляет национальную группу, а по нему судят о нации.

Человек обладает способностью переживать стыд за своих братьев по национальной принадлежности. Весть о преступлении, слух о подлости, сообщение о катастрофе всегда сопровождается указанием на национальную принадлежностъ субъектов деяния. Хранить достоинство своей нации - великое обретение. Держать честь нации - высо­кий дар человека.

Противоречие, которое скрыто в осмыслении своей национальной принадлежности, легко разрешает педагог с детьми методом аналогии: с одной стороны, каждый член общества; с другой стороны, каж­дый представляет определенную семью.

Дети легко улавливают сущность вопроса благодаря этой аналогии. Иногда развивают предложенный метод ос­мысления: «С одной стороны, я человек земли, а значит космополит; с другой стороны, я сын своего Отечества, а значит - патриот. Я несу в себе две роли, одна - общая, другая - частная».[15]

Чтобы расширить картину социального пространства, педагог предъявляет детям множества фактов содружест­ва, творчества, товарищества, любви и самоотвержения в союзе людей разных национальностей. В случае информа­ционных сообщений о событиях в жизни другой нации педагог обязан задержать внимание детей на происшед­шем, осмыслить, прожить сочувствие и принять участие в акте помощи, если это под силу детям.

Нельзя обойти вниманием явление мирового масшта­ба - национальной ассимиляции, слияния одного народа с другим путем усвоения языка, обычаев, стиля жизни. «Обрусевшие евреи», «обрусевшие немцы», «обрусевшие испанцы» могут стать тому ярким примером. Смешение наций - тенденция развития мира. Борьба за суверенитет протекает в рамках стремления к единению. И об этом противоречии следует говорить с детьми.

Остатки старой культуры в виде диких националист­ских и расистских предрассудков обязательно следует об­суждать с детьми, анализировать их смысл для каждого человека и печальные последствия принятия предрассуд­ков за правду и истину. Надо корректировать любого плана уничижительные насмешки над малыми нациями, но столь же неукоснительно производить педагогическую коррекцию, когда вектор цинизма направляет в сторону собственной нации.

Интернационализм как этическое социально-психологическое образование выражается в уважении к представителю любой национальной общности, располо­женности к содружеству с людьми любой нации и жела­нии блага представителям всех национальных принад­лежностей.

Разумеется, общим условием решения вопроса меж­национального общения станет личный пример педагога: он будучи представителем определенной национальности, проявляет свое осознание такой принадлежности, но он, воспринимая человека иной национальности, проявляет уважение, интерес и признание достоинств людей иной национальности. Тем самым предъявляет детям конкрет­ный наглядный образ практического воплощения этиче­ской идеи интернационализма.


Заключение

 

Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реа­лизовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными це­лями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспита­тельное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от по­зиции человека в отношении себя зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки понимание тео­рии и практики воспитания претерпело существенные изменения. Начинали ис­следовать феномен воспитания прежде всего с позиций социальной функции, по­рой даже отождествляли с социализацией, что неправомерно.

Итак, сегодня воспитание понимают как:[16]

· передачу социального опыта и мировой культуры;

· воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (пря­мое и косвенное, опосредованное);

· организацию образа жизни и деятельности воспитанника;

· воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;

· создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, обще­нии или профессиональной деятельности.

Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практи­ческую сложность и многогранность этого явления.

В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспи­танник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протека­ния.

Структура воспитательного процесса раскрывается через единство цели содержания способов достижения результата.

Организация воспитательного процесса и реализация его целей могут осуще­ствляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды, предприятия, зоны заключения.

В воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы объек­тивных и субъективных условий. Поскольку вышеозначенный процесс реализует­ся в системе отношения «человек-человек», постольку в нем велика доля взаим­ной субъективной зависимости воспитателя и воспитанника. Поэтому столь слож­но устанавливать закономерности воспитания.

Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обще­стве, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют ум­ственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, граждан­ское, экономическое, экологическое воспитание.

В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связан­ные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного- безобразного», «честности-беспринцип­ности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» все­гда оставаться человеком.

Воспитание может быть реализовано на социетарном, институциональном, социально-психологическом, межличностном и интраперсональном уровнях.[17]

 


Список литературы

 

 

1. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. - М., 1993

2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

3. Щедровицкий Г. П. Новое педагогическое мышление. – М., «Просвещение», 1989.

4. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.

5. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПБ. “Питер”, 2000

 


[1] Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. - М., 1993

 

[2] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

 

[3] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

 

[4] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

 

[5] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

 

[6] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

 

[7] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

 

[8] Щедровицкий Г. П. Новое педагогическое мышление. – М., «Просвещение», 1989.

 

[9]Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПБ. “Питер”, 2000

 

[10] Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПБ. “Питер”, 2000

 

[11] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

 

[12] Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПБ. “Питер”, 2000

 

[13] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

 

[14] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

 

[15] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

 

[16] Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПБ. “Питер”, 2000

 

[17] Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПБ. “Питер”, 2000

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: