Динамика жизни и кардинальные социально-политические события в стране резко изменили национальный состав социального пространства, обострив межнациональные взаимоотношения между людьми и тем самым поставив ребенка в поле социально-психологического напряжения. Обыденное житейское сознание, наполненное агрессией в адрес мигрантов из соседних республик от бессилия перед обездоленностью собственного реального положения, не может не сказываться на отрицательном отношении детей к представителям других наций. Проблема интернационального воспитания обострилась и выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем.
Несмотря на то, что малышам не свойственно разделение людей по национальной принадлежности, они играют вместе, не интересуясь национальностью друг друга.
Исходным положением данного вопроса является отношение к человеку как таковому. Формирование ценностного отношения к человеку как феномену мира и культуры, а значит привитие детям уважительного отношения к человеку любого рода, любой нации, любой страны уже предполагает гуманистическое отношение к людям разных национальностей. Обратясь к многообразию социальных ролей, которыми наделен человек и которые ему приходится играть, педагог выделяет ключевую центральную роль - роль Человека. И формирует у детей образ достойного человека. Идея Человека - сплачивающая и консолидирующая.[14]
Очень важно расширять у детей этнографические представления о разных нациях, разворачивающие картину особенностей материальной, общественной и духовной жизни отдельных народов, рассматривать обусловленность этих особенностей географическим расположением народа на земле.
Несходство наций разъединяет людей - идея Человека объединяет людей разных наций.
Немаловажным является осмысление особенностей характерологических черт нации. Детям современной школы этот вопрос наиболее близок: в одной учебной группе находятся степенные якуты, взрывчатого нрава грузины, неугомонные африканцы, сдержанные и внешне холодные эстонцы, мягкие татары и трудолюбивые чуваши. Особенности характера вносят осложнения в протекание взаимных отношений между детьми. Однако эти трудности преодолимы, если педагог неуклонно приучает детей принимать другого человека как данность. Педагогическая инструментовка высокой ценности индивидуального своеобразия человека как представителя другой нации принесет соответствующий духовный результат, и очень скоро дети научаются учитывать особенности национального характера.
Однако не следует игнорировать национальную принадлежность отдельного человека и инструментовать отсутствие таковой в детской группе. Наоборот, важно содействовать идентификации ребенком себя с представителями вполне определенной нации. Национальная идентификация выступает условием осознания уникальности каждой нации. К тому же она помогает ребенку чувствовать еще большую привязанность к жизни и людям, так как с новой стороны открывается его связь с людьми на земле. Необходимо обязательно правильно расставлять педагогические акценты: принадлежность к какой-либо нации не дает никаких преимуществ, однако возлагает некоторую ответственность на человека, который в своем поведении представляет национальную группу, а по нему судят о нации.
Человек обладает способностью переживать стыд за своих братьев по национальной принадлежности. Весть о преступлении, слух о подлости, сообщение о катастрофе всегда сопровождается указанием на национальную принадлежностъ субъектов деяния. Хранить достоинство своей нации - великое обретение. Держать честь нации - высокий дар человека.
Противоречие, которое скрыто в осмыслении своей национальной принадлежности, легко разрешает педагог с детьми методом аналогии: с одной стороны, каждый член общества; с другой стороны, каждый представляет определенную семью.
Дети легко улавливают сущность вопроса благодаря этой аналогии. Иногда развивают предложенный метод осмысления: «С одной стороны, я человек земли, а значит космополит; с другой стороны, я сын своего Отечества, а значит - патриот. Я несу в себе две роли, одна - общая, другая - частная».[15]
Чтобы расширить картину социального пространства, педагог предъявляет детям множества фактов содружества, творчества, товарищества, любви и самоотвержения в союзе людей разных национальностей. В случае информационных сообщений о событиях в жизни другой нации педагог обязан задержать внимание детей на происшедшем, осмыслить, прожить сочувствие и принять участие в акте помощи, если это под силу детям.
Нельзя обойти вниманием явление мирового масштаба - национальной ассимиляции, слияния одного народа с другим путем усвоения языка, обычаев, стиля жизни. «Обрусевшие евреи», «обрусевшие немцы», «обрусевшие испанцы» могут стать тому ярким примером. Смешение наций - тенденция развития мира. Борьба за суверенитет протекает в рамках стремления к единению. И об этом противоречии следует говорить с детьми.
Остатки старой культуры в виде диких националистских и расистских предрассудков обязательно следует обсуждать с детьми, анализировать их смысл для каждого человека и печальные последствия принятия предрассудков за правду и истину. Надо корректировать любого плана уничижительные насмешки над малыми нациями, но столь же неукоснительно производить педагогическую коррекцию, когда вектор цинизма направляет в сторону собственной нации.
Интернационализм как этическое социально-психологическое образование выражается в уважении к представителю любой национальной общности, расположенности к содружеству с людьми любой нации и желании блага представителям всех национальных принадлежностей.
Разумеется, общим условием решения вопроса межнационального общения станет личный пример педагога: он будучи представителем определенной национальности, проявляет свое осознание такой принадлежности, но он, воспринимая человека иной национальности, проявляет уважение, интерес и признание достоинств людей иной национальности. Тем самым предъявляет детям конкретный наглядный образ практического воплощения этической идеи интернационализма.
Заключение
Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.
В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. Начинали исследовать феномен воспитания прежде всего с позиций социальной функции, порой даже отождествляли с социализацией, что неправомерно.
Итак, сегодня воспитание понимают как:[16]
· передачу социального опыта и мировой культуры;
· воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
· организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
· воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
· создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.
Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления.
В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания.
Структура воспитательного процесса раскрывается через единство цели содержания способов достижения результата.
Организация воспитательного процесса и реализация его целей могут осуществляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды, предприятия, зоны заключения.
В воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы объективных и субъективных условий. Поскольку вышеозначенный процесс реализуется в системе отношения «человек-человек», постольку в нем велика доля взаимной субъективной зависимости воспитателя и воспитанника. Поэтому столь сложно устанавливать закономерности воспитания.
Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.
В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.
В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного- безобразного», «честности-беспринципности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» всегда оставаться человеком.
Воспитание может быть реализовано на социетарном, институциональном, социально-психологическом, межличностном и интраперсональном уровнях.[17]
Список литературы
1. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. - М., 1993
2. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996
3. Щедровицкий Г. П. Новое педагогическое мышление. – М., «Просвещение», 1989.
4. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.
5. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПБ. “Питер”, 2000
[1] Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. - М., 1993
[2] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996
[3] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996
[4] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996
[5] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996
[6] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996
[7] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996
[8] Щедровицкий Г. П. Новое педагогическое мышление. – М., «Просвещение», 1989.
[9]Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПБ. “Питер”, 2000
[10] Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПБ. “Питер”, 2000
[11] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996
[12] Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПБ. “Питер”, 2000
[13] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996
[14] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996
[15] Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996
[16] Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПБ. “Питер”, 2000
[17] Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – СПБ. “Питер”, 2000