Архитектура русского централизованно государства конца 15 – начала 16 века




К концу XV столетия, во время правления Ивана III (1462-1505), русские земли освободились от ордынской зависимости и объединились в единое государство. Активный процесс объединения русских земель вокруг Москвы продолжался вплоть до 20-х гг. XVI столетия. К этому времени широкий общественный резонанс приобрела теория, согласно которой Москва была объявлена «Третьим Римом» - центром всего христианского мира (вслед за Первым – древним Римом и Вторым – Константинополем – столицей Византии). Выдвинутая теория подчеркнула особую значимость созданного государства Российского и во многом предопределила его дальнейший духовный путь развития. Продолжились строительные работы в Московском Кремле, началось строительство домовых церквей великого князя и митрополита, возведение государева дворца и новых кремлевских укреплений.

Реставрация Московского Кремля


Особое значение Иван III придавал фортификационным сооружениям, поэтому в первую очередь приступили к замене полуразвалившихся известняковых стен старого Кремля, построенного при Дмитрии Донском, и возведению башен. Для перестройки Кремля пригласили миланских инженеров Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Антона Фрязина и других. Под их руководством были возведены башни Тайницкая, Водовозная, Спасская, Боровицкая. Кремлевские стены и башни, построенные с учетом фортификационных требований того времени, сохранились с переделками до настоящего времени. Завершенно строительство Кремля было в 1515 г. Алевизом Новым, поставившим стену вдоль реки Неглинной.
Общая протяжённость стен Кремля — 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м. В плане стены образуют собой неправильный треугольник. Верх стены украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, всего зубцов по верху стены — 1045. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры. С наружной стороны стены гладкие, с внутренней — оформлены арочными нишами — традиционный приём, призванный облегчить и упрочнить конструкцию сооружения.

Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. Самая высокая башня — Троицкая, она имеет высоту 79,3 м.
Для строительства стен и башен использовался крупный (30х14х17 см или 31х15х9 см.) кирпич весом до 8 кг каждый. Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преграда.

Первой была возведена в 1435 г. Тайницкая башня с воротами и тайным ходом к реке. Затем в 1435-38 годах были заложены две круглые угловые башни: Водовзводная и Беклемишевская. После этого было завершено строительство южной стены с башнями вдоль Москвы-реки.
Главный въезд в Кремль вел через Фроловские ворота, названные затем Спасскими. В 16 веке была сделана деревянная надстройка с часами и звоном. В 17 веке Спасская башня, а затем и другие (кроме Никольской) получили декоративные шатровые завершения. Сегодня трудно себе представить, как в течение ста восьмидесяти лет выглядел Московский Кремль без живописных надстроек над его башнями.
Первоначальное наименование башни — Фроловская — происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. Церковь не сохранилась до наших дней.
В 1658 году по царскому указу Алексея Миайловича Фроловские ворота были переименованы в Спасские в честь иконы Спаса Смоленского, написанной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля. За ними это название унаследовала и вся башня.

На верхнем четверике башни установлены знаменитые часы-куранты. Существуют с XVI столетия, постоянно видоизменяясь. Новые часы изготовили в 1625 году на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Цифры обозначались славянскими буквами, стрелок на циферблате не было. В 1705 году по указу Петра I Спасские часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. В 1770 году были установлены английские часы, найденные в Грановитой палате. С 1770 года часы некоторое время исполняли немецкую мелодию «Ах, мой милый Августин».


Современные куранты были изготовлены братьями Николаем и Иваном Буденоп в 1851—1852 годах и установлены на 8-10 ярусах Спасской башни. С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года. Изначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн России «Боже, царя храни», однако Николай I этого сделать не разрешил, заявив что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна».


2 ноября 1917 года при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год. В августе-сентябре 1918 года по указанию В. И. Ленина они были восстановлены часовщиком Николаем Беренсом. Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». Однако уже в 1938 году куранты замолчали, став только отбивать часы и четверти.


В 1996 году во время инаугурации Б. Н. Ельцина куранты после 58 лет молчания вновь заиграли. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 году.


С 1600-х годов до 1935 года башню венчал золоченый двуглавый орёл. Орёл заменялся достаточно часто. Возможно, первый орёл был изготовлен полностью из дерева. В августе 1935 года было решено заменить орлов на пятиконечные звезды с серпом и молотом. Однако первые звезды быстро потускнели под воздействием атмосферных осадков. Кроме того, они довольно нелепо смотрелись в общей композиции Кремля, были громоздкими и сильно нарушали архитектурный ансамбль.
В мае 1937 года было принято решение заменить звезды на рубиновые и светящиеся. Новая звезда заработала 2 ноября 1937 года.

 

Возведением новых стен Кремля определилось и местоположение будущей Красной площади. Застройка посада подходила к кремлевским стенам почти вплотную, во время пожара 1493 г. Иван III издал указ, согласно которому все деревянные постройки у стен Кремля должны быть снесены, т.к. они создавали потенциальную опасность пожаров. В результате исполнения этого приказа и появилась площадь-предшественница Красной площади. На площади развернулась мелкая торговля, а со временем стали вновь возводиться деревянные дома, которые периодически сносили. Деревянные постройки продолжали страдать от пожаров, поэтому и площадь стали называть Пожар.


Самым древним сооружением Красной площади, которое есть и сейчас, было Лобное место, которое находилось на развилке напротив Спасской кремлевской башни. Первое упоминание о нем встречается в документах 1547 года. На Лобном месте стоял деревянный помост, с которого оглашались царские указы, позже, в 1597-1598 годах, деревянный помост заменили каменным.
После надстройки в 1625 году Спасской башни Кремля, небольшой участок Пожара между Собором Василия Блаженного и Лобным местом в обиходе стал именоваться Красной (то есть красивой) площадью. К концу XVII века название «Красная площадь» распространилось на весь незастроенный участок.

 

Архитектура России

Строительством Успенского собора началась длинная череда новых зданий в Кремле, причем авторами чаще всего были итальянские зодчие. Вторым по значению кремлевским собором после Успенского является Архангельский. Он был построен итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505-1508 годах, спустя тридцать лет после постройки Успенского собора. За это время русское государство окончательно сбросило татаро-монгольское иго и укрепило экономические и культурные связи с европейскими странами.

Сохранив традиционные формы и план русского пятиглавого храма, Алевиз Новый в наружном убранстве применил пышные архитектурные детали венецианского Возрождения. Разделение стен собора по высоте поясом-карнизом придало зданию вид двухэтажного дворца-палаццо. Этому способствуют также пилястры, закомары имеют здесь чисто декоративную функцию и украшены белоснежными раковинами. Богатая резьба порталов выполнена в стиле архитектурного декора итальянского Возрождения.

Благовещенский собор (1484-1486), домовую (семейную) церковь великого князя строили мастера из Пскова. Они применили архитектурные черты различных школ, подчеркнув общерусский характер кремлевской архитектуры.

Благовещенский собор поставлен на подклет. Основной объем имел форму куба, с примыкающими тремя апсидами. Ряд легких полуколонок опоясывали все здание. Закомары и кокошники имели особую килевидную форму. Первоначально храм венчали три главы. Изящному облику соответствовало и богатое внутреннее убранство, рассчитанное только на княжескую семью. Позже по углам собора пристроили четыре придела и увеличили число глав. Главы, кровля и верхи апсид были вызолочены, отчего собор называли Златоверхим.

Грандиозный дворцовый комплекс Кремля, включавший множество каменных и деревянных построек получил завершение после постройки Марком Руффо(Фрязин) и Пьетро Солари Грановитой палаты в 1487-1491гг, получившей название по облицовке фасада гранеными камнями. Палата служила тронным залом для торжественных церемоний и приема иностранных послов. К Грановитой палате примыкают сени, над которыми расположены помещения для царицы и ее приближенных (женщин), чтобы они могли наблюдать торжественный церемонии, проходившие в палате.

В 1505-1508гг также итальянский зодчий Бон Фрязин соорудил храм-башню, получившую название колокольни Ивана Великого высотой 81м по имени стоявшей на этом месте церкви Иоанна Лествичника, построенная «иже под колоколы». Иван Великий несет на своих белокаменных плечах 34 колокола — такой «роскошью» не может похвастаться ни одна церковь в Москве. Колокола распределены по нескольким ярусам, и большинство из них обладает своими именами по особенности звучания — Медведь, Лебедь, Благовест, Ревун, Татарин, Реут, Вседневный, Воскресный, Семисотенный и другие. А в центре звонницы помещен самый главный и самый большой в России колокол Успенский, весом 65,5 тонн.

На первом ярусе колокольни сейчас находятся шесть колоколов: «Медведь», «Лебедь», «Широкий», «Новгородский», «Слободской» и «Ростовский». Четыре из них участвуют в звонах.

Известно, что Иван Великий выполнял в старой Москве еще и функцию главной дозорной сигнальной башни. С него хорошо просматривались окрестности на расстоянии 25-30км. Но чтобы подняться на вершину, нужно было преодолеть путь в 329 ступеней, что далеко не всем под силу. До революции это было самое высокое сооружение в городе, что породило поговорку «ростом с Ивана Великого». В старину у колокольни читали царские указы—громогласно, «во всю Ивановскую», как тогда говорили.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: