ЗВУКОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПРИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ МУЗЫКИ




Этот эффект заключается в том, что одновременно на нескольких звуковых планах на сцене или в зрительном зале воспроизводят различные звуковые компоненты му­зыкального или шумового оформления.

В условиях драматического театра эффект звучащей перспективы дает возможность передать многоплановость действия, то есть одновременное его развитие на различ­ных сценических планах, и притом создать художест­венную иллюзию приближения источников звука. (Частным случаем при создании звуковой перспективы является эффект панорамирования.) Тем самым эффект перспективы помогает воображению зрителя «видеть» действие значительнее, полнее, объемнее, чем могут вы­разить условия сцены, даже при использовании всех ее декоративных, световых и предметных средств изобра­жения.

Звуковая перспектива на сцене может быть создана как натуральными источниками звука (оркестр, хор, пе­вец, шумовые приборы), так и с помощью магнитной фонограммы или сочетанием того и другого. При нали­чии громкоговорителей на сцене и в зрительном зале наиболее просто звучащую перспективу можно создать с помощью нескольких фонограмм. Надо только распре­делить звуковые компоненты каждой фонограммы по соответствующим громкоговорителям.

В спектакле «Дети Ванюшина» (Театр им. Вл. Мая­ковского) на сцене приказчики купца Ванюшина в честь престольного праздника громко славят бога, их голоса сливаются со звучащей в зрительном зале фонограммой этого же пения. За спиной действующих лиц на сцене им подпевает церковный хор, а еще дальше, оттуда, где ви­дятся купола церкви, доносится перезвон колоколов.

Мало просто придумать эффект, его нужно творчески осмыслить. Никакой звуковой эффект вообще не будет иметь успеха, если он не поставлен умело и осмысленно.

В приведенном выше примере звуковой образ, рож­денный фантазией режиссера, полностью смыкался с об­разным строем всей постановки и работал на главную мысль пьесы.

Наиболее часто встречается случай, когда различные источники звука размещаются только на двух планах.

Стр. 112

В спектакле «Миллион за улыбку» (Театр им. Моссове­та) оркестр, аккомпанирующий женской вокальной груп­пе, находится в оркестровой яме, а сам хор поет в глу­бине сцены за кулисами. (Звучание хора воспроизводится с фонограммы.) В данном случае звучащую перспективу правильнее было бы назвать «звучащей разноплановостью». Здесь разноплановость достигается не только пространственным разделением оркестра и звучанием хора, доносящимся «издалека», но и оттеняется одна музыкальная тема от другой. Это позволяет более вы­пукло и выразительнее построить музыкальное оформле­ние и создать ту звучащую атмосферу, которая окружает сценическую жизнь героев.

Конечно, при организации подобных эффектов тре­буется найти оптимальное соотношение силы звучности между оркестром и хором или отдельными музыкальны­ми группами, размещенными на разных планах.

Разумеется, затронутая тема отнюдь не ограничи­вается перечисленными художественными возможностя­ми звуковой перспективы. Но даже из приведенных при­меров можно заключить, что этот эффект, если для его воплощения найти верную и убедительную сценическую форму, намного углубляет выразительность драматиче­ского спектакля.

ЭФФЕКТ РЕВЕРБЕРАЦИИ

Под явлением реверберации принято понимать оста­точное звучание, сохраняющееся после выключения источника звука и обусловленное приходом к слушате­лю запоздавших, отраженных звуковых волн. Подобный эффект возникает обычно в больших помещениях, напри­мер в соборах, в концертных залах и т. д. Эффект ревер­берации часто применяется в театральных постановках.

Особенно интересным примером использования эф­фекта реверберации может служить сцена «Успенский собор» в спектакле Художественного театра «Трудные годы». На сцене видны массивные колонны, уходящие в высоту и растворяющиеся в полумраке купола собора. Луч солнечного света, пробивающийся откуда-то сверху, выхватывает из темноты суровые лики святых и позолоту иконостаса. Тем не менее все эти прекрасно.выполнен­ные декорации воспринимаются именно как декорации.

Стр. 113

Но вот зазвучало пение дьячка, гулко разносящееся по всему огромному собору, и вся картина ожила — по­верилось в монументальность огромных колонн, стен, в высоту купола. Так эффект реверберации помог создать подлинную правду на сцене, и оформление получилось художественно законченным. Этот эффект был заранее предусмотрен при записи соответствующей фонограммы. Это самый простой и распространенный способ создания эффекта реверберации на сцене.

Несколько сложнее организовать данный эффект, если он непосредственно связан с действующим лицом. Для этого используют микрофонную технику и специаль­ную аппаратуру — ревербератор. Существует несколько типов ревербераторов; в театрах в основном применяются магнитные и пружинные. Принцип действия ревербера­торов основан на искусственной задержке тем или иным способом основного сигнала, поступающего, например, от микрофона, и создания многочисленных отражений этого звука, имитирующих естественную реверберацию в гулком помещении.

В спектакле «Варшавская мелодия» (Театр им. Евг. Вахтангова) в сцене ресторана, где Гелена поет свои песенки, чтобы подчеркнуть атмосферу большого зала, усиленный голос певицы звучит в зрительном зале с ре­верберацией. Для этого сигнал с микрофона, в который поет актриса, подается на ревербератор, а затем уже усиливается и воспроизводится в зрительном зале.

С помощью микрофонной техники эффект ревербе­рации в спектакле можно использовать и при проведении звукоусиления театрального оркестра, звучания отдель­ного музыкального инструмента, хора, шумового аппара­та. Особенно эффектно можно использовать ревербера­тор при исполнении вокальных произведений по ходу действия. Голос актера — певца, подчеркнутый и окрашенный реверберацией, становится более сочным и выразительным. Кроме того, очень интересные эффекты можно получить, если по ходу выступления резко изме­нять реверберацию. Например, герой на сцене, распевая лирическую песню, обращается к своей возлюбленной, по мере исполнения эффект реверберации постепенно увеличивают, и в кульминационный момент голос героя звучит с максимально допустимой реверберацией. По­добным образом на сцене можно создать иллюзию, что человек вошел в большой зал или пещеру,

Стр. 114




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: