Концептуальные основы единой системы государственного кадрового обеспечения сферы информатизации России




В.В. Нечаев

Построение постиндустриального – информационного общества в России, концептуальные основы которого определены соответствующими государственными программами [Доктрина инф. безопасности РФ, 2000; Концепции информатизации общества, 1990; Нечаев В.В., Дарьин А.В., 2001], а также изложены в ряде научных публикаций [Юсупов Р.М., Заболотский В.П., 2000; Советов Б.Я., 2000; Инф. общество в России, 2001; Юзвишин И.И., 2001], может быть успешно реализовано при наличии необходимого и достаточного количества и качества разнородных ресурсов, в том числе и прежде всего кадровых – высокообразованных активных профессионалов (специалистов) в области информатики и вычислительной техники (ИВТ) – информациологов. Иными словами, одной из важнейших проблем информатизации России, наряду с необходимым и достаточным финансированием, является адекватное кадровое обеспечение.

Адекватное потребностям, а точнее – рассматриваемой проблеме создания информационного общества, кадровое обеспечение сферы информатизации, в свою очередь, представляет самостоятельную, многоаспектную комплексную проблему. Проблема подготовки и использования кадров – ПИК специалистов, ориентированных на различные области и уровни интеллектуальной (научно-теоретической) и материальной (предметно-практической) деятельности включает взаимосвязанные комплексы стратегических и тактических задач. Такие комплексы относятся к: политической, социальной, экономической, организационной, информационной, дидактической, психологической, юридической и ряду других сфер, успешное разрешение проблем и задач в которых возможно на основе целевой концентрации разноплановых ресурсов.

Важность обозначенной проблемы, ее масштабность и сложность, а также наукоемкость, интеллектуалоемкость и ресурсоемкость по ряду других направлений, со всей очевидностью требует государственного подхода – единой государственной политики. Таким образом, проблема подготовки и использования кадровых ресурсов в сфере информатики, вычислительной техники и телекоммуникаций – ИВТ для информатизации России может быть успешно разрешена в рамках Единой системы Государственного кадрового обеспечения – ЕС ГКО.

Анализ, описание и модельное представление ЕС ГКО в рамках данного рассмотрения осуществляется на основе системно–комплексного подхода (СК-подхода). Следовательно, рассмотрение ЕС ГКО, как многоаспектного, комплексного, сложного, неоднородного объекта, ориентированного, в частности, на сферу ИВТ, осуществляется с единых научно-методических позиций. СК-подход, а также разработанные на его основе СК-анализ и СК-моделирование, дают возможность создать научно-обоснованную СК-модель ЕС ГКО в целом, а также комплекс ее подмоделей и задач соответствующей проблемной ориентации и уровней организации. При этом, возникает возможность с заданной степенью полноты, целостности и объективности рассмотреть проблемы ПИК в динамике их развития в среде ЕС ГКО.

Классические дидактические теории ориентируют учебный процесс, реализуемый в среде системы ПИК, специалистов, на формирование знаний, умений и навыков, определяемых предметом деятельности. В рассматриваемой области в качестве предмета деятельности могут выступать: объекты деятельности – ОД, предметная область деятельности – ПОД и сфера деятельности – СД, т.е. информатика, вычислительная техника и телекоммуникации (ИВТ), а также различные аспекты, функциональные подсистемы и компоненты перечисленных сфер деятельности.

Анализ проблемы кадрового обеспечения сферы информатизации России, как именно государственной проблемы, в силу ее многоаспектности и объективной сложности, приводит к выводу, что она может быть успешно реализована при условии решения комплекса взаимосвязанных достаточно важных проблем общегосударственного, отраслевого и регионального уровней. К наиболее важным классам таких проблем, в первую очередь следует отнести: социально-политические, организационно-экономические, информационно-дидактические и производственно-трудовые.

Выделенные комплексы проблем в рамках ЕС ГКО дают возможность определить соответствующие подсистемы с аналогичными названиями (рис. 1). Очевидно, что в рамках каждой из подсистем, в соответствии с реализуемыми проблемами, формируются совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих задач, решение которых должно приводить к желаемому результату. Иными словами, организация процессов решения сформулированных задач, а как следствие, и соответствующих проблем, приводит к формированию сложных динамических систем, обеспечивающих и реализующих целенаправленный единый процесс подготовки и использования кадров специалистов – информациологов в сфере ИВТ, а как следствие, их реализации в рассматриваемом аспекте ЕС ГКО.

С учетом изложенного выше, перейдем к рассмотрению каждой из подсистем, а следовательно, - проблем и комплексов задач, реализуемых этими подсистемами на макроуровне (рис. 1).

Рис. 1. Архитектура единой системы государственного кадрового обеспечения – ЕС ГКО.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: