Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание




Материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине «Литература»

Студент: вввввввввввввввввввввввввввввв 205группы

Ответы печатайте в документе или выделяйте правильный ответ.

Отправить: vip.olga1069@list.ru

Часть № 1: Текст 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание

 

Во дворе слякотно, дождик идет. В доме тепло, уютно. Антип молоточком заколачивает в хомут медные гвоздочки: тук-тук, тук-тук-тук…

Отложила Марфа вязанье, о чем-то задумалась, глядя в окно. Тук-тук, тук-тук, - постукивает Антип. И еще тикают ходики, причем как-то так, что кажется, что они вот-вот остановятся. А они не останавливаются.

В окна мягко и глуховато сыплет горстями дождь.

- Чего пригорюнилась, Марфынька? – спросил Антип. – Все думаешь, как деньжат побольше скопить?

Марфа молчит, смотрит задумчиво в окно. Антип глянул на нее.

- Помирать скоро будем, так что думай не думай. Думай не думай – сто рублей не деньги. – Антип любил поговорить, когда работал. – Я вот всю жизнь думал и выдумал себе геморрой. Работал! А спроси: чего хорошего видел? Да ничего. Люди хоть сражались, восстания разные поднимали, в Гражданской участвовали, в Отечественной … Хоть уж погибали, так героически. А тут как сел с тринадцати годков, так и сижу – скоро семисит будет. Вот какой терпеливый! Теперь: за что я, спрашивается, работал? Насчет денег никогда не жадничал, мне плевать на них. В большие люди тоже не вышел. И специальность моя скоро отойдет даже: не нужны будут шорники. Для чего же, спрашивается, мне жизнь была дадена?

- Для детей, - серьезно сказала Марфа.

Антип не ждал, что она поддержит разговор. Обычно она обрывала его болтовню каким-нибудь обидным замечанием.

- Для детей? – Антип оживился. – С одной стороны, правильно, конечно, а с другой – нет, неправильно.

- С какой стороны неправильно?

- С той, что не только для детей надо жить. Надо и самим для себя немножко.

- А чего бы ты для себя-то делал?

Антип не сразу нашелся, что ответить на это.

- Как это «чего»? Нашел бы чего… Я, может, в музыканты бы двинул.

Приезжал ведь тогда человек из города, говорил, что я самородок. А самородок – это кусок золота – редкость, я так понимаю. Сейчас я кто? Обыкновенный шорник, а был бы, может…

(В.М.Шукшин «Одни»)

Задание:

1. Главной темой данного фрагмента является:

а. Городская суета;

б. Быт Марфы и Антипа;

в. Смысл человеческой жизни;

г. Особенности характера Антипа.

 

2. Какую форму имеет повествование в произведении В.М.Шукшина?

а. Повествование от 1-ого лица;

б. Повествование от 3-его лица;

в. Рассказ в рассказе;

г. Форму монолога.

 

3. С какой целью в данном фрагменте приводится разговор между Марфой и Антипом?

а. Выявить различное понимание смысла жизни героями;

б. Описать взаимоотношения между героями;

в. Охарактеризовать глупость Антипа;

г. Показать, что Антип и Марфа одинаково понимают жизнь.

 

4. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору охарактеризовать образ на основе скрытого сходства («мягко и глуховато сыплет горстями дождь»). _________________________________________

 

5. В абзаце, начинающемся со слов: «Во дворе слякотно…», найдите художественную деталь, которая описывает быстро идущее время. ________________________________________________________________

 

Текст 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание

В доме Калачиковых жил неистребимый крепкий запах выделанной кожи, вара и дегтя. Дом был большой, светлый. Когда-то он оглашался детским смехом; потом, позже, бывали здесь и свадьбы, бывали и скорбные ночные часы нехорошей тишины, когда зеркало завешано и слабый свет восковой свечи – бледный и немощный – чуть-чуть высвечивает глубокую тайну смерти. Много всякого было. Антип калачиков со своей могучей половиной вывел к жизни двенадцать человек детей. А всего было восемнадцать.

Облик дома менялся с годами, но всегда неизменным оставался рабочий уголок Антипа – справа от печки, за перегородкой. Там Антип шил сбруи, уздечки, седелки, делал хомуты. И там же, на стене, висела его заветная балалайка. Это была страсть Антипа, это была его бессловесная глубокая любовь всей жизни – балалайка. Антип мог часами играть на ней, склонив на бочок голову, - и непонятно было: то ли она ему рассказывает что-то очень дорогое, давно забытое им, то ли он передает ей свои неторопливые стариковские думы. Он мог сидеть так целый день, и сидел бы, если бы не бдительная Марфа. Марфе действительно нужно было, чтобы он целыми днями только шил и шил: страсть как любила деньги, тряслась над копейкой. Она всю жизнь воевала с Антиповой балалайкой. Один раз дошло до того, что она в гневе кинула ее в огонь, в печку. Побледневший Антип смотрел, как она горит. Балалайка вспыхнула сразу, точно берестинка. Ее стало коробить… Трижды простонала она почти человеческим стоном – лопнули струны – и умерла. Антип пошел во двор, взял топор и изрубил на мелкие кусочки все заготовки хомутов, все сбруи, седла и уздечки. Рубил молча, аккуратно. Перетрусившая Марфа не сказала ни слова. После этого Антип пил неделю, не заявляясь домой. Потом пришел, повесил на стенку новую балалайку и сел за работу. Больше Марфа никогда не касалась балалайки. Но за Антипом следила внимательно: не засиживалась у соседей подолгу, вообще старалась не отлучаться из дому. Знала: только она за порог, Антип снимает балалайку и играет – не работает.

(В.М.Шукшин «Одни»)

 

Задание:

1. Главной темой данного фрагмента является:

а. Судьба Марфы и Антипа;

б. Быт семьи Калачиковых;

в. Любовь Антипа к балалайке;

г. Жизнь и смерть.

 

2. Какую форму имеет повествование в произведении В.М.Шукшина?

а. Повествование от 1-ого лица;

б. Повествование от 3-его лица;

в. Рассказ в рассказе;

г. Форму монолога.

 

3. С какой целью в данном фрагменте приводится описание жилища Калачиковых?

а. Выявить отсутствие в Антипе моральных и нравственных ориентиров;

б. Показать условия жизни героя и объяснить, что особую привязанность Антип имел к балалайке;

в. Украсить повествование;

г. Объяснить трудность характера Антипа.

 

4. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, основанное на сопоставлении («Балалайка вспыхнула сразу, точно берестинка…»). __________________________________________

 

5. В абзаце, начинающемся со слов: «Антип пошел…», найдите эпитет, с помощью которого характеризуется Марфа, испугавшаяся разгневанного Антипа. ________________________

 

Часть № 2:

Прочитайте приведенное ниже стихотворение №1 А.А. Ахматовой и выполните задания

Родная земля

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем её в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О неё не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в неё и становимся ею,

Оттого и зовём так свободно – своею.

 

Задание:

1. Ведущей в стихотворении является тема:

А) любви;

Б) родины;

В) природы;

Г) свободы;

 

2. Как называется фонетическое средство, использованное поэтом в строках: «Да, для нас это грязь на калошах,/ Да, для нас это хруст на зубах…»?

А) ассонанс;

Б) анафора;

В) эпифора;

Г) аллитерация;

 

3. В какой строке стихотворения А. Ахматовой «Родная земля» выражена его основная идея?

А) но ложимся в неё и становимся ею…;

Б) о ней не вспоминаем даже…;

В) да, для нас это грязь на калошах…;

Г) да, для нас это хруст на зубах…

 

4. Лирическая героиня стихотворения:

А) понимает, что родину покинуть необходимо;

Б) боится страшного суда, поэтому решает не покидать родину;

В) не связывает себя с родиной;

Г) ассоциирует себя с родной землёй.

 

5. Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в следующих словосочетаниях: «стихи навзрыд не сочиняем», «делаем ее в душе своей/ Предметом купли и продажи».

Ответ:________________________________________________

 

Прочитайте приведенное ниже стихотворение №2 А.Т. Твардовского и выполните задания

***

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

Задания:

1. Ведущей в стихотворении является тема:

А) любви и мира;

Б) родины и войны;

В) войны;

Г) свободы и узничества.

2. Как называется фонетический приём, использованный в строке: «война – жесточе нету слова, / Война – печальнеё нету слова. / Война – святее нету слова…»?

А) анафора;

Б) Эпифора;

В) аллитерация;

Г) ассонанс.

3. Лирический герой стихотворения:

А) считает, что война – это кровь;

Б) воспринимает войну как неоднозначное событие;

В) понимает, что ничто не может оправдать войну;

Г) мечтает о том времени, когда наступит мир.

4. В строке «И на устах у нас иного / Еще не может быть и нет…» использован синтаксический прием, основанный на нарушении традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот прием.

Ответ:_____________________________________

5. Назовите войну, о которой идет речь в произведении А.Т.Твардовского «Война – жесточе нету слова…»

Ответ: _________________________________

Часть № 3: Дать ответы на вопросы

  1. Каким термином современное литературоведение называет ряд произведений разных авторов (Астафьев, Белов, Тендряков, Распутин, Шукшин и т.д.), в 60 – 80-х годах писавших о проблемах русской деревни, о сельских жителях?
  2. Как называется особый вид тропа, для которого характерно перенесение черт живого существа и – в конечном итоге – человеческих черт на неодушевленные предметы и явления природы?
  3. Укажите название литературного течения начала XX века, яркими представителями которого были А.А.Блок и В.Я.Брюсов?
  4. Как в фольклористике называют краткие изречения, которыми изобилует речь героев произведений Шолохова: «табак моченый, что конь леченый», «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит»?
  5. Укажите фамилию русского поэта, автора поэм «За далью – даль», «Василий Теркин», много лет возглавлявшего редакцию журнала «Новый мир»?
  6. Каким термином современное литературоведение называет ряд произведений В.Шаламова, А.И.Солженицына, С.Довлатова и др., посвященных теме выживания в сталинских лагерях?
  7. Назовите стилистический приём, заключающийся в повторении однородных согласных звуков в стихотворной строфе: «Чуждый чарам черный челн…»?
  8. Укажите название литературного течения начала XX века, яркими представителями которого были В.В.Маяковский и Б.Л.Пастернак?
  9. Назовите элемент композиции, представляющий собой описание природы: «Перед нами с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал клочок земли, за которым стлалось все то же безграничное море».
  10. Укажите фамилию русского писателя, получившего широкую известность благодаря своим литературным произведениям, как правило, затрагивающим острые общественно-политические темы: «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича», «В круге первом»?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: