Понятие «результативность» включает не только достигнутый финансовый результат в абсолютном выражении, но и достигнутые показатели рентабельности. Поэтому чтобы объективно оценить результаты деятельности организации в целом и выявить её сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели. Такими синтетическими показателями являются показатели рентабельности.
Анализ динамики прибыли целесообразно провести параллельно с анализом рентабельности, чтобы определить, какой ценой обеспечен достигнутый финансовый результат (таблица 6.1)
Таблица 6.1 – Показатели уровня рентабельности Гипермаркета «Карусель» за 2013- 2015 годы
Показатель | % | Изменения (+,-), % | Темп роста % | |||||
2014г. к 2013г. | 2015г. к 2014г. | 2014г. к 2013г. | 2015г. к 2014г. | |||||
Рентабельность продаж, рассчитанная по валовой прибыли | 23,346 | 23,255 | 22,926 | -0,09 | -0,33 | 99,61 | 98,59 | |
Рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли | 1,984 | 2,132 | 0,693 | 0,15 | -1,44 | 107,47 | 32,48 | |
Рентабельность активов,% | 6,368 | 8,265 | 2,643 | 1,90 | -5,62 | 129,79 | 31,98 | |
Рентабельность продаж | 2,748 | 4,672 | 3,570 | 1,92 | -1,10 | 170,03 | 76,41 | |
Рентабельность инвестиций (ROI) % | 8,590 | 10,022 | 2,613 | 1,43 | -7,41 | 116,67 | 26,07 | |
Рентабельность собственного капитала,% | 9,430 | 11,812 | 4,359 | 2,38 | -7,45 | 125,26 | 36,90 | |
Рентабельность используемого капитала (ROСЕ) | 0,086 | 0,103 | 0,030 | 0,02 | -0,07 | 120,00 | 28,91 | |
Рентабельность заёмного капитала,% | 19,614 | 27,525 | 6,713 | 7,91 | -20,81 | 140,34 | 24,39 | |
Коэффициент затратоотдачи | 0,028 | 0,049 | 0,037 | 0,02 | -0,01 | 173,46 | 75,53 |
По данным таблицы 6.1 можно сделать выводы о том что, в динамике происходит относительное снижение эффективности вложенных средств в целом за счёт увеличения эффективности использования всего имущества организации.
|
Рентабельность продаж положительная. По итогам 2015 года рентабельность продаж составляет 3,57%. По сравнению с 2014 годом данный показатель снизился на 1,10 %. В 2014 году рентабельность продаж выросла на 1,92% и составляла 4,7%. Цепные показатели динамики свидетельствуют о снижении эффективности продаж. Аналогичная ситуация происходит и с рентабельностью затрат.
Рентабельность собственного капитала по итогам 2015 года составляет 4,36 %. Это означает, что на рубль собственного капитала приходится 4,36% чистой прибыли. Снижению эффективности использования собственного капитала способствовало снижение рентабельности в 2015 году на 7,45 %.
Рентабельность заемного капитала также снизилась по итогам года и составляет 6,7%. Это связано со значительным ростом заемного капитала.
Как видно из таблицы в целом происходит снижение рентабельности всего капитала, а также снижение эффективности использования всех видов ресурсов, вовлечённых в хозяйственную деятельность.
Причиной этого послужила в целом снижение прибыли за 2015 год.
Результаты исследования показали: хотя в данный момент времени организация платёжеспособная и развивается пока успешно, но наметилась тенденция к ухудшению положения из-за снижающейся эффективности использования всех видов ресурсов и капитала в целом, что может привести к дальнейшему ухудшению финансового результата.
Эффективность хозяйственной деятельности измеряется одним из двух способов, отражающих результативность работы предприятия относительно либо величины авансированных ресурсов, либо величины их потребления (затрат).
|
Теперь, используя данные Отчета о финансовых результатах, проведем факторный анализ рентабельности продаж, чистой рентабельности.
Отметим, что для анализа рентабельности продаж (R) можно использовать следующую факторную модель: R = П/В = (В – S – КР)/В (9)
где П — прибыль от реализации продукции;
В — выручка от реализации продукции;
S — полная себестоимость;
КР – коммерческие расходы.
При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле: Δ R В = (В1 – S 0 – КР0) / В1 – (В0 – S 0 – КР0) / В0, (10)
Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:
Δ RS = (В1 – S 1 – КР0) / В1 – (В1 – S 0 – КР0) / В1.
Влияние фактора изменения коммерческих расходов составит:
Δ Rкр = (В1 – S 1 – КР1) / В1 – (В1 – S 1 – КР0) / В1.
Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период: Δ R = Δ R В + Δ RS + Δ Rкр (11)
Используя данные таблиц 7-8 и формулы, проведем факторный анализ рентабельности предприятия Гипермаркета «Карусель» (таблица 6.2).
Таблица 6.2 – Расчет влияния факторов на рентабельность продаж
Показатели | Изменения | ||
Выручка от продаж, тыс. руб. | |||
Себестоимость продаж,тыс. руб. | |||
Коммерческие расходы, тыс. руб. | |||
Прибыль от продаж, тыс. руб. | -1333 | ||
Рентабельность продаж, % | 4,67 | 3,57 | -1,10 |
ΔRB | X | X | 7,88 |
ΔRs | X | X | -6,67 |
ΔRкр | X | X | -2,31 |
Общее изменение под влиянием факторов | -1,10 |
Как видно из таблицы 6.3 положительное влияние оказал рост выручки от продаж, а отрицательное влияние рост себестоимости и коммерческих расходов.
|
Таблица 6.3 – Факторный анализ рентабельности продаж
Показатели | Рентабельность продукции, % | Изменение рентабельности, % | Изменение рентабельности за счет факторов, % | |||
изменение цены | изменение себестоимости | Изменение коммерческих расходов | ||||
R 0 | R 1 | ∆ R В | ∆ RS | ΔRкр | ||
Реализуемая продукция | 4,67 | 3,57 | -1,10 | 7,88 | -6,67 | -2,31 |
Согласно табл. 6.3 рентабельность продаж отчетного периода снизилась по сравнению с рентабельностью прошлого периода на 1,10 %. Данное снижение произошло под влиянием роста себестоимости (-6,67 %) и роста коммерческих расходов (-2,31).
В целом прибыль организации снижается, что свидетельствует об отрицательной тенденции развития предприятия и правильно предпринимаемых мерах по ее увеличению.
Как видно по итогам данного параграфа в целом происходит снижение рентабельности всего капитала, а также снижение эффективности использования всех видов ресурсов, вовлечённых в хозяйственную деятельность. Причиной этого послужила в целом снижение прибыли за 2015 год.
Результаты исследования показали: хотя в данный момент времени организация платёжеспособная и развивается пока успешно, но наметилась тенденция к ухудшению положения из-за снижающейся эффективности использования всех видов ресурсов и капитала в целом, что может привести к дальнейшему ухудшению финансового результата.