Факторный анализ рентабельности доходов и расходов




 

Понятие «результативность» включает не только достигнутый финансовый результат в абсолютном выражении, но и достигнутые показатели рентабельности. Поэтому чтобы объективно оценить результаты деятельности организации в целом и выявить её сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели. Такими синтетическими показателями являются показатели рентабельности.

Анализ динамики прибыли целесообразно провести параллельно с анализом рентабельности, чтобы определить, какой ценой обеспечен достигнутый финансовый результат (таблица 6.1)

Таблица 6.1 – Показатели уровня рентабельности Гипермаркета «Карусель» за 2013- 2015 годы

Показатель % Изменения (+,-), % Темп роста %  
       
2014г. к 2013г. 2015г. к 2014г. 2014г. к 2013г. 2015г. к 2014г.  
Рентабельность продаж, рассчитанная по валовой прибыли 23,346 23,255 22,926 -0,09 -0,33 99,61 98,59  
Рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли 1,984 2,132 0,693 0,15 -1,44 107,47 32,48  
Рентабельность активов,% 6,368 8,265 2,643 1,90 -5,62 129,79 31,98  
Рентабельность продаж 2,748 4,672 3,570 1,92 -1,10 170,03 76,41  
Рентабельность инвестиций (ROI) % 8,590 10,022 2,613 1,43 -7,41 116,67 26,07  
Рентабельность собственного капитала,% 9,430 11,812 4,359 2,38 -7,45 125,26 36,90  
Рентабельность используемого капитала (ROСЕ) 0,086 0,103 0,030 0,02 -0,07 120,00 28,91  
Рентабельность заёмного капитала,% 19,614 27,525 6,713 7,91 -20,81 140,34 24,39  
Коэффициент затратоотдачи 0,028 0,049 0,037 0,02 -0,01 173,46 75,53  

 

По данным таблицы 6.1 можно сделать выводы о том что, в динамике происходит относительное снижение эффективности вложенных средств в целом за счёт увеличения эффективности использования всего имущества организации.

Рентабельность продаж положительная. По итогам 2015 года рентабельность продаж составляет 3,57%. По сравнению с 2014 годом данный показатель снизился на 1,10 %. В 2014 году рентабельность продаж выросла на 1,92% и составляла 4,7%. Цепные показатели динамики свидетельствуют о снижении эффективности продаж. Аналогичная ситуация происходит и с рентабельностью затрат.

Рентабельность собственного капитала по итогам 2015 года составляет 4,36 %. Это означает, что на рубль собственного капитала приходится 4,36% чистой прибыли. Снижению эффективности использования собственного капитала способствовало снижение рентабельности в 2015 году на 7,45 %.

Рентабельность заемного капитала также снизилась по итогам года и составляет 6,7%. Это связано со значительным ростом заемного капитала.

Как видно из таблицы в целом происходит снижение рентабельности всего капитала, а также снижение эффективности использования всех видов ресурсов, вовлечённых в хозяйственную деятельность.

Причиной этого послужила в целом снижение прибыли за 2015 год.

Результаты исследования показали: хотя в данный момент времени организация платёжеспособная и развивается пока успешно, но наметилась тенденция к ухудшению положения из-за снижающейся эффективности использования всех видов ресурсов и капитала в целом, что может привести к дальнейшему ухудшению финансового результата.

Эффективность хозяйственной деятельности измеряется одним из двух способов, отражающих результативность работы предприятия относительно либо величины авансированных ресурсов, либо величины их потребления (затрат).

Теперь, используя данные Отчета о финансовых результатах, проведем факторный анализ рентабельности продаж, чистой рентабельности.

Отметим, что для анализа рентабельности продаж (R) можно использовать следующую факторную модель: R = П/В = (В – S – КР)/В (9)

где П — прибыль от реализации продукции;

В — выручка от реализации продукции;

S — полная себестоимость;

КР – коммерческие расходы.

При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле: Δ R В = (В1S 0 – КР0) / В1 – (В0S 0 – КР0) / В0, (10)

Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:

Δ RS = (В1S 1 – КР0) / В1 – (В1S 0 – КР0) / В1.

Влияние фактора изменения коммерческих расходов составит:

Δ Rкр = (В1S 1 – КР1) / В1 – (В1S 1 – КР0) / В1.

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период: Δ R = Δ R В + Δ RS + Δ Rкр (11)

Используя данные таблиц 7-8 и формулы, проведем факторный анализ рентабельности предприятия Гипермаркета «Карусель» (таблица 6.2).

Таблица 6.2 – Расчет влияния факторов на рентабельность продаж

Показатели     Изменения
Выручка от продаж, тыс. руб.      
Себестоимость продаж,тыс. руб.      
Коммерческие расходы, тыс. руб.      
Прибыль от продаж, тыс. руб.     -1333
Рентабельность продаж, % 4,67 3,57 -1,10
ΔRB X X 7,88
ΔRs X X -6,67
ΔRкр X X -2,31
Общее изменение под влиянием факторов     -1,10

Как видно из таблицы 6.3 положительное влияние оказал рост выручки от продаж, а отрицательное влияние рост себестоимости и коммерческих расходов.

 

 

Таблица 6.3 – Факторный анализ рентабельности продаж

  Показатели Рентабельность продукции, % Изменение рентабельности, % Изменение рентабельности за счет факторов, %
    изменение цены изменение себестоимости Изменение коммерческих расходов
R 0 R 1 R В RS ΔRкр
Реализуемая продукция 4,67 3,57 -1,10 7,88 -6,67 -2,31

 

Согласно табл. 6.3 рентабельность продаж отчетного периода снизилась по сравнению с рентабельностью прошлого периода на 1,10 %. Данное снижение произошло под влиянием роста себестоимости (-6,67 %) и роста коммерческих расходов (-2,31).

В целом прибыль организации снижается, что свидетельствует об отрицательной тенденции развития предприятия и правильно предпринимаемых мерах по ее увеличению.

Как видно по итогам данного параграфа в целом происходит снижение рентабельности всего капитала, а также снижение эффективности использования всех видов ресурсов, вовлечённых в хозяйственную деятельность. Причиной этого послужила в целом снижение прибыли за 2015 год.

Результаты исследования показали: хотя в данный момент времени организация платёжеспособная и развивается пока успешно, но наметилась тенденция к ухудшению положения из-за снижающейся эффективности использования всех видов ресурсов и капитала в целом, что может привести к дальнейшему ухудшению финансового результата.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: