Учебный предмет: Химия
Класс: 9
Автор УМК: О.С.Габриелян
Тема урока: Сплавы
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Познакомить с важнейшими представителями сплавов. Изучить классификацию и свойства сплавов, их значение в жизни общества и применение.
Планируемые результаты:
1. Личностные:
- формировать мотивацию к познанию и учебе;
- развитие интереса к процессу обучения и осмысление своих возможностей и способностей;
- развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, самостоятельного поиска необходимой информации;
- умение работать в группе;
- отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
2. Предметные:
- иметь представление о свойствах металлов и сплавов;
- уметь характеризовать сплавы, описывать их значение и применение;
- умение организовать себя на уроке, задавать вопросы, принимать решения;
3. Метапредметные:
- оценивать результаты своей работы;
- находить и анализировать информацию из разных источников;
- высказывать свои мысли;
- организовывать учебное взаимодействие;
- умение слушать, делать выводы;
Формы организации учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Методы и технологии: беседа, самостоятельная работа, фронтальная работа с классом, информационные технологии, технология критического мышления через работу с текстом и выполнение заданий.
Необходимое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, дидактический материал, карточки с заданиями для групповой работы; коллекция «Сплавы чугуна и стали»; коллекция «Цветные металлы»; «Алюминий, сплавы алюминия»;слайды сплавов; цветные мелки.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный Цель: Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. | Беседа. Приветствует учащихся. Проверяет готовность к работе на уроке. Мотивирует учащихся к учебной деятельности. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке. Включаются в деловой ритм. | Личностные: самооценка готовности к уроку, эмоционально-психологический настрой. |
Актуализация опорных знаний Цель: Актуализация имеющихся у учащихся знаний. | Актуализирует имеющийся информационный ресурс у учащихся. Организует работу в парах. Организует работу по проверке знаний ранее изученной темы. Актуализирует знания, необходимые для понимания новой темы. Организует самостоятельную работу (Приложение 1). Проводит проверку выполнения самостоятельной работы. Предлагает озвучить правильные ответы. Подводит итог самостоятельной работы (критерии: «10» - 5; «8-9» - 4; «6-7» - 3). | Анализируют задание для работы. Работают в парах. Выполняют задание в рабочих тетрадях. Записывают названия символов металлов. Проводят проверку самостоятельной работы. Озвучивают и проверяют правильные ответы. Оценивают работу (критерии проверки). | Познавательные: вспоминают свойства металлов; используют знаково-символические средства при выполнении задания. Коммуникативные: умение организовывать сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: сверять и оценивать свою работу. |
Формулирование темы урока, постановка цели. Цель: Подготовка мышления учащихся и осознание ими цели. | Фронтальная беседа. Создает условия для формулирования темы урока. Организует работу учащихся по нахождению информации из сообщения учителя и слайдов (Приложение 2). Дополнить предложения: 1. Золото, медь, серебро, платина, алюминий, олово, цинк, никель, хром, свинец – это …. 2. Латунь, дюралюминий, нержавеющая сталь, чугун – это …. Формулирует цель вместе с учащимися. | Слушают учителя. Высказывают свои предположения. Аргументируют свои ответы. Определяют тему урока «Сплавы». | Познавательные: поиск информации. Коммуникативные: определение темы урока. Регулятивные: целеполагание. |
Изучение нового материала Цель: познакомить с понятием «сплавы», изучить их состав, свойства и классификацию, значение и применение в жизни общества. | Организует беседу с учащимися. Дает общее представление о сплавах. Беседа по вопросам: - С чем ассоциируется слово сплав? - Какой вид химической связи? - Какими свойствами должны обладать металлы в сплавах? - Почему с течением времени человечество перешло от использования чистых металлов к использованию сплавов? Корректирует ответы учащихся. Организует работу учащихся в парах по выполнению задания (Приложение 3). Классификация сплавов. Организует фронтальную работу. Коллекции «Чугун и сталь», «Цветные металлы и сплавы», учебник стр. 31 – 32, таблица 5 «Свойства некоторых легированных сталей и их применение». Рассмотреть образцы сплавов металлов, их свойства и применение. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение. | Слушают учителя. Работают с учебником, ищут информацию в учебнике, стр. 28 – 30. Записывают в рабочих тетрадях определение «сплавы». Отвечают на вопросы во время диалога. Знакомятся с текстом. Учащиеся выполняют задание в парах. Изучают классификацию сплавов, их состав и свойства. Сравнивают типы сплавов, обсуждают, находят отличительные особенности сплавов. Рассматривают коллекции «Чугун и сталь», «Цветные металлы и сплавы», таблицу 5 учебник стр. 31-32, образцы сплавов, легирующих элементов, их свойства и применение. Используют материал «Интересные факты о сплавах металлов» (Приложение 4). | Познавтельные: поиск и выделение необходимой информации, умение классифицировать, осуществлять идентификацию объектов с выделением необходимых признаков. Коммуникативные: умение слушать, выражать свои мысли, воспринимать ответы учащихся, устанавливать отношения в группе. Регулятивные: дополнять, уточнять ответы сверстников по существу поставленного задания. Личностные: понимать значимость сплавов в повседневной жизни. |
Закрепление нового материала Цель: Отработка умений | Организует работу в парах по отработке умений классифицировать сплавы металлов. Начертить и заполнить таблицу в рабочей тетради (Приложение 5). Организует взаимопроверку по проверке таблицы: - предлагает озвучить правильные ответы. | Чертят и заполняют самостоятельно таблицу в рабочей тетради, куда заносят состав, свойства, применение сплавов. Используют дополнительный материал (Приложение 5), учебник стр. 30 – 34, образец таблицы 5 стр. 31 – 32. Проверяют правильность заполнения таблицы с целью выявления ошибок и неточностей. | Познавательные: первоначальное систематизирование представлений о сплавах, их составе, строении и свойствах. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем, умение выражать свои мысли. Регулятивные: выполнять учебные действия, осознание усвоенного материала. |
Самопроверка знаний Цель: Организация деятельности по применению новых знаний. | Учитель организует индивидуальную работу по применению новых знаний. Предлагает тест (Приложение 6). | Индивидуальная работа учащихся по выполнению теста. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание, что усвоено и подлежит усвоению. Личностные: самоопрделение. |
Информация о домашнем задании Цель: Подведение итога урока. Разъяснение домашнего задания. | Подводит итог урока, выставляет оценки по результатам самостоятельной работы, отмечает наиболее активных учащихся. §7, упр. 2, стр. 34. Найти интересный материал и приготовить сообщения о сплавах, их применении, которые мы не рассматривали на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания упр.2, стр. 34, решение задачи. | Учащиеся слушают учителя. Записывают домашнее задание в дневник. | |
Рефлексия Цель: Самооценка учащимися своей деятельности. | Учитель организует самооценку деятельности на уроке. «Рефлексивная мишень». Критерии: Мне было интересно. Знания о сплавах пригодятся в жизни. Много нового узнал о сплавах. Было понятно и доступно. | Учащиеся осуществляют самооценку деятельности на уроке. Оценивают себя по предложенным критериям. | Познавательные: рефлексия деятельности. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
|
|
|
Приложение 1
Самостоятельная работа
Записаны символы металлов: Li, Na, A1, К, Fe, Co, Ni, Zn, Ga, Ag, Sn, Cs, Та, W, Os, Pt, Au, Pb, Hg
Выберите среди них те, о которых идет речь в следующих сообщениях.
1) Этот металл самый распространенный в земной коре, но из руды его выделили только примерно 150 лет назад, и в течение последующих 60 лет он был большой редкостью и ценился дороже золота. В 1854 г. стоимость 1 кг этого металла составляла 1200 рублей (в 270 раз дороже серебра), а в 1899 г. — 1 рубль. Также известно, что у наследника русского царя была погремушка, сделанная из этого металла.
2) Долгое время считали, что этого металла очень мало в природе. С созданием спектроскопа появилась возможность обнаруживать присутствие ничтожно малых количеств вещества. И вот тогда этот металл стали находить в самых неожиданных местах: в граните, соленой воде Атлантического океана, чае, молоке, табачной золе и даже в человеческой крови. Этот металл самый легкий, если бы из него удалось сделать самолет, то два человека легко подняли бы его.
3) Этот металл используют при изготовлении электрических контактов, а его оксид применяют при лечении артритов. Он обладает самой высокой плотностью, т. е. он самый тяжелый.
4) Этот металл используют для борьбы с коррозией, так как он не взаимодействует с кислотами и щелочами. Например, на заводах, производящих соляную кислоту, аппаратура, изготовленная из этого металла, служит 20-25 лет. Этот металл используется и в хирургии для замены костей, например из него изготавливают черепные пластинки, поэтому его иногда называют металлом хирургов.
5) С этим металлом связано происхождение некоторых слов. В Древней Руси мерой стоимости различных товаров служили бруски этого металла. Если тот или иной предмет стоил дешевле, чем целый брусок, то от бруска отрубали куски соответствующего размера. Отрубленные части именовались рублями. От них и пошло название основной денежной единицы, принятой в нашей стране. Латинское название этого металла носит одно из государств в Южной Америке. Этот металл применяется в фотографии, для получения зеркальных поверхностей.
6) Этот металл обладает любопытными свойствами: плавится от тепла ладони, воспламеняется на воздухе, взрывается при соприкосновении с водой, бурно реагирует со многими веществами. Химики используют эти качества. Так, при создании вакуума в приборах в них вводят небольшой кусочек этого металла, и он мгновенно поглощает остатки воздуха, которые нельзя было выкачать насосом.
7) Этот металл используют в производстве различных физических приборов, взрывчатых веществ, его соединения применяют при пломбировании зубов. Если взять этот металл в твердом виде, то им можно заморозить воду.
8) Этот металл входит в состав типографского сплава, его оксид используют как добавку при производстве хрустального стекла, главные потребители этого металла — аккумуляторная и кабельная промышленность. Кроме того, его используют для защиты от рентгеновского излучения.
9) Существует металл, от которого стоит держаться подальше: он ядовит, сильно радиоактивен и получается в атомном реакторе. Какой это металл?
10.Так презрительно называли в Испании этот благородный металл, который был похож на серебро, но не обладал полезными свойствами последнего — легкоплавкостью и ковкостью. На этот металл не действовали ни азотная, ни серная кислоты, даже концентрированные и при нагревании. Он поддавался только реакции с царской водкой. Какой же это металл?
Критерии оценивания:
10 – «5»
8-9 – «4»
6-7 – «3»
Приложение 2
Приложение 3
Классификация сплавов
1. По свойствам:
Сплавы | Примеры |
Легкоплавкие | Олово, свинец, ртуть |
Тугоплавкие | Вольфрамовые, титановые |
Коррозионно – устойчивые | Сталь, медные, магниевые |
2. По основному компоненту:
Сплавы | |
Однородные | Неоднородные |
При сплавлении образуется раствор одного металла в другом. Припой: одна часть свинца и две части олова. | При сплавлении образуется механическая смесь металлов. Дюралюмин: 95% алюминия, 4% меди, 0,5% марганца, 0,5% магния. |
3. По составу:
4.По строению:
Типы сплавов | Характеристика | Примеры |
Твердый раствор | Расплавленные металлы неограниченно растворяются друг в друге, то есть смешиваются в любых отношениях. Такие сплавы характеризуются более высокой прочностью, твердостью и химической стойкостью; они пластичны и хорошо проводят электрический ток. | серебро-золото, серебро-медь, медь-никель |
Механическая смесь | Расплавленные металлы смешиваются между собой в любых соотношениях, но при охлаждении образуется не твердый раствор, а сплав, состоящий из мельчайших отдельных кристалликов каждого из металлов. | свинец- олово, свинец- серебро, висмут- кадмий |
Интерметаллическая смесь | Расплавленные металлы вступают в химическое взаимодействие и образуют между собой химические соединения – интерметаллиды. | цинк и медь, кальций и сурьма, свинец и натрий |
Приложение 4
Бронза. Сплав на основе меди с другими элементами. В зависимости от состава различают оловянную бронзу (состоит из меди и 20% олова), алюминиевую (содержит до 5-11% алюминия), свинцовую (до 33% свинца), кремниевую (до 4% кремния). Бронза твёрже меди, устойчива на воздухе, хорошо перерабатывается в различные изделия, но более легкоплавка.
Наряду с изготовлением орудий труда и изделий культового назначения уже в глубокой древности из бронзы начали отливать скульптуру. Из нее отлиты знаменитые Царь – колокол и Царь – пушка. России из бронзы лились даже колокола. Знаменитое чудо света - Колосс Радосский.
Бронза хорошо отливается, поэтому используется в машиностроении, где из нее изготавливают подшипники, поршневые кольца, клапаны, арматуру и т. д. Используется также для художественного литья.
Латунь - сплав меди с цинком (меди от 60 до 90% и цинка от 10 до 40%) - прочнее меди и менее подвержены окислению. При присадке к латуни кремния и свинца повышаются ее антифрикционные качества, при присадке олова, алюминия, марганца и никеля возрастает антикоррозийная стойкость. Обладают высокой пластичностью. Листы, литые изделия используются для изготовления приборов, деталей машин, особенно в химическом, в оптике и приборостроении, в производстве сеток для целлюлознобумажной промышленности, предметов домашнего обихода.
Дюралюминий. Состоит из алюминия (95% и меди 5 – 8% магния, меди и марганца).
Медь добавлена в сплав для придания ему большей мягкости, что упрощает его обработку, а так же для прочности. Более коррозийно-устойчив и прочен по - сравнению с алюминием. Имеет хорошие механические свойства. Очень легкий и прочный сплав. По прочности он равен стали, но в три раза легче её.
Используется как строительный материал, для изготовления легких и прочных конструкций, а так же в самолето- и машиностроении.
Сталь. Сталь сплав железа и углерода (0.04 – 2%), и добавок марганца(0.1 – 1%), кремния(0.4%), серы(0.08%), фосфора(0.09%), если сталь легированная, то в нее добавлены хром и никель.
Углеродистая сталь подразделяется на мягкие (0,3% углерода), средней твердости (углерода несколько больше, чем в мягких) и твердые (углерода до 2%).
Легированная сталь - сплав железа с углеродом, только в него введены еще специальные, легирующие добавки: хром, никель, вольфрам, молибден, ванадий и др.
Они пластичные, прочные, жарокостойкие, кислотоупорные, коррозионностойкие.
Из нее в первую очередь делали оружие. Самым знаменитым был булат. До 19 века сталь считалась исключительно оружейным сплавом, но в 1830 году из нее стали делать бытовые предметы: детали машин, трубы, болты, гвозди, скрепки, ножи, вилки, ложки, компрессоры, двигатели и детали машин.шкатулки, подносы, портсигары.
Мельхиор. Мельхиор представляет собой сплав меди (80%) и никеля (20%), похож по внешнему виду на серебро.
Обладает высокой коррозийной устойчивостью и твердостью.
Мельхиор служит материалом для изготовления посуды, столовых приборов, из него чеканили монеты. Это прочный материал, легкий в обработке. Благодаря хорошим декоративным качеством часто используется для изготовления украшений и предметов искусства.
Приложение 5
Заполни таблицу:
Название сплава | Состав | Свойства | Применение |
Бронза | |||
Латунь | |||
Дюралюминий | |||
Мельхиор | |||
Чугун | |||
Сталь |
Приложение 6
Выберите из списка и назовите:
А) Металлы:
Б) Сплавы: