Справка о государственно-частном партнерстве в сфере культуры




 

Государственно-частное партнерство в сфере культуры представляет собой сотрудничество на взаимовыгодных условиях государственного учреждения и представителей бизнес-организаций. Нехватка бюджетных средств для выполнения государственного задания становится причиной поиска альтернативных источников финансирования. В свою очередь, бизнес ориентирован на инвестирование перспективных объектов, какими выступают культурные инициативы. Взаимодействие с частным бизнесом позволяет учреждению культуры повысить эффективность выполняемой работы, скомпенсировать затраты на реализацию проектов, разделить с партнерами риски и обязательства[1].

 

Использование механизмов частно-государственного партнерства (ГЧП) в настоящее время получает широкое распространение в Российской Федерации. ГЧП включает в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду [2].

 

Государственно-частное партнерство в культуре имеет свои строго определенные принципы[3]:

· партнеры ГЧП в обязательном порядке закрепляют свое сотрудничество подписанием договора или соглашения;

· стороны сотрудничают на принципе равноправности, соблюдая при этом взаимные интересы;

· работая над реализацией общественно значимого проекта в рамках ГЧП, стороны объединяют свои ресурсы;

· в соответствии с договоренностью, зафиксированной в официальных юридических документах, все риски, обязательства и затраты сторон, а также их участие их в полученных результатах распределяются между сторонами;

· продолжительность проекта в рамках ГЧП предусматривается договором, подписанным сторонами.

 

Обзор нормативной базы механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере культуры [4]

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым 31.01.2013), Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р), определяют государственно-частное партнёрство и другие формы привлечения частного капитала в сферу культуры как одно из важнейших направлений работы.

 

Под государственно-частным взаимодействием в сфере культуры понимается взаимовыгодное сотрудничество органов государственной власти, органов местного самоуправления (публичный партнер), частных, некоммерческих организаций (частный партнер), которое обеспечивает эффективное выполнение задач публично-правовых образований в сфере культуры путем привлечения частных ресурсов для создания, реконструкции, управления, содержания объектов культуры, реставрации и приспособления к современному использованию объектов культурного наследия, предоставления услуг в сфере культуры.

 

Министерство экономического развития РФ под государственно-частным партнёрством понимает прежде всего концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном партнёрстве (в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — 224-ФЗ) Определение же государственно-частного партнёрства в соответствии со статьёй 3 224-ФЗ: «государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества», само по себе может охватывать гораздо более широкий круг форм государственно-частного взаимодействия. Экспертное сообщество также, например, при рассмотрении рейтинга регионов по ГЧП, учитывает и другие формы сотрудничества публичного и частного партнёров.

 

 

2. ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫИ МЕХАНИЗМЫГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

 

Основные цели и задачи в сфере культуры, на которые должно быть направлено использование механизмов государственно-частного взаимодействия, определены Основами государственной культурной политики (Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808), Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р).

 

В качестве основных принципов государственно-частного взаимодействия в сфере культуры необходимо указать:

 

• законность;

• социальный эффект и экономическая эффективность;

• обоснованность управленческих решений, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;

• объединение ресурсов для достижение конкретного результата, при распределении ответственности и рисков между публичным и частным партнерами;

• взаимовыгодность;

• обеспечение со стороны публичного партнера контроля за ходом реализации и результатом проектов государственно-частного взаимодействия и мониторинга над;

• «прозрачность» и доступность для общества информации по проектам государственно-частного взаимодействия;

• сохранение профиля и доступности объектов культуры.

 

 

3. СОГЛАШЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОМ ПАРТНЁРСТВЕ.

 

Важным этапом в развитии механизмов государственно-частного партнерства является принятие Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о ГЧП, заключенного в соответствии с 224-ФЗ в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

 

Соглашение о ГЧП, как и концессионное соглашение, может быть заключено по инициативе частной стороны.

 


[1] Государственно-частное партнерство // Справочник руководителя Учреждения культуры URL: https://www.cultmanager.ru/rubric/4396-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo (дата обращения: 12.07.2017).

[2] Государственно-частное партнерство // Министерство экономического развития РФ URL: https://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/ (дата обращения: 12.07.2017).

[3] Спонсорство, меценатство и ГЧП: главные различия // Справочник руководителя Учреждения культуры URL: https://www.cultmanager.ru/article/6804-qqq-16-m5-05-05-2016-sponsorstvo-metsenatstvo-i-gchp-glavnye-razlichiya (дата обращения: 12.07.2017).

[4] Лучшие практики проектов государственно-частного партнерства в сфере культуры субъектов Российской Федерации // Министерство культуры РФ URL: https://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2017/03_02_2017_04.pdf (дата обращения: 12.07.2017).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: