Закрепление пройденного материала (работа с раздаточным материалом)




Разработка урока МХК 10 класс. Программа Г. И. Данилова

 

Тема: «Золотой век Афин».

 

Цель урока: освоение культурно-исторического достояния античности на примере архитектуры Древней Греции.

Задачи:

Образовательные: показать всемирно-историческое значение художественной культурыДревнейГреции. Познакомить с основными памятниками архитектуры: Акрополь, Парфенон, Эрехтейон, Пропилеи.

 

Развивающие: продолжить формировать умения: работы с печатными материалами, анализировать представленные материалы, извлекать необходимую информацию, обобщать ее и делать выводы. Развивать творческие способности, умение правильно говорить и излагать свои мысли в логической последовательности, взаимодействовать в коллективе.

 

Воспитательные: поддерживать дух толерантности, принимая другую точку зрения; воспитывать умение слушать и слышать, уважать другое мнение, положительное отношение к культуре Древней Греции.

 

Материальное обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, раздаточный материал.

 

Методы работы: проблемный, словесный, метод контроля, практический, ИКТ.

 

Технология: технология деятельностного метода.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и групповая.

 

Ход урока

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1.

Преподаватель: - Сегодня на уроке мы будем открывать новые знания. Не забывайте, что вместе мы справимся с любыми трудностями. Я желаю вам плодотворной работы, успехов в изучении нового материала.

 

Актуализация знаний.

Звучит музыка

Преподаватель читает высказывание.

Слайд 2.

«Ты чурбан, если не видел Афин!

Если же видел и не восторгался - осел!

А если добровольно покинул Афины,

то ты верблюд!»

Преподаватель: - Вы согласны с этим высказыванием?

- О чем свидетельствует эта шутливая оценка?

- О каком времени идет речь?

- Что вам известно об Афинах и греческой культуре?

- Мы можем сразу ответить на все эти вопросы?

- Чтобы ответить на них давайте мысленно перенесемся во времени и познакомимся с Афинами и какой культурой - Древней Греции.

 

Объявление темы и цели урока.

Слайд 3.

Преподаватель: - Тема нашего урока …Ой, а она зашифрована.

Ребята, помогите мне расшифровать тему урока!

 

Учащиеся: ( Ответы )

- Молодцы!

Слайд 4.

Тема урока: «Золотой век Афин»

Слайд 5.

Цель нашего урока: - Мы должны выяснить, каким было искусство античности на примере архитектуры Древней Греции в классический период.

 

Преподаватель: - Классический период Древней Греции – охватывает V–IV в. в. до н. э. К середине V в. до н. э. после персидских разрушений в Греции повсюду отстраивали города. Афины становятся центром греческой цивилизации. В это период в Афинах правил Перикл.

Слайд 7.

Это был высокообразованный человек, с именем его связан расцвет главного центра афинской культуры - Акрополя.

В Афины со всей Греции съехались знаменитые архитекторы, скульпторы, живописцы, деятельность которых сосредоточилась на Акрополе.

Слайд 8.

Афинский Акрополь («верхний город») стоял на высокой отвесной скале. На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города.

Чтобы познакомиться с прекрасным ансамблем, мы совершим виртуальную экскурсию по знаменитому Акрополю под руководством юных экскурсоводов. На протяжении всей экскурсии им будут помогать юные искусствоведы и литературоведы.

 

Виртуальная экскурсия.

Слайд 9.

Преподаватель: - Итак, начинаем нашу виртуальную экскурсию.

 

Слайд 10.

Экскурсовод 1: Давайте войдем в Акрополь.

Подняться на Акрополь можно только с одной стороны, к тому же по узкой дороге. Пройдя ворота, поднимаемся по мраморной лестнице к торжественному входу – Пропилеям, которые построил архитектор Мнесикл.

Слайд 11.

Пропилеи представляют собой два дорических портика, один из которых обращён к городу, а другой – к вершине Акрополя. Пропилеи несимметричны: слева к ним примыкает Пинакотека – картинная галерея.

Слайд 12.

А справа – маленький храм НикиАптерос – богини победы. Изящный, словно игрушечный храм бескрылой богини победы Ники – Ники Аптерос (Бескрылой), был сооружён Калликратом. Это небольшой ионический четырёх колонный храм.

Обычно Нику изображали крылатой. Но афиняне хотели, чтобы богиня никогда не покидала их город. Поэтому они сделали ее без крыльев.

 

Преподаватель: - Большое спасибо за интересную экскурсию. Литературоведам или искусствоведам есть есть что добавить?

Слайд 13.

Искусствовед 1:

Слева к Пропилеям примыкала пинакотека - картинная галерея, в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения к богам, изображения главных героев Аттики.

А храм Ники Бескрылой стоит на суровом (высотой 9м) могучем бастионе - и своими легкими формами и пропорциями оттеняет величие Пропилеи и массивность крепостной стены.

 

Литературовед 1: Величественное здание Пропилеи описано еще древнегреческим писателем II в. Павсанием: «Пропилеи имеют крышу из белого мрамора, и по красоте и величине камня до сих пор нет ничего лучшего».

 

Преподаватель: Мы продолжаем нашу экскурсию по Акрополю.

Слайд 14.

Экскурсовод 2: Пройдя Пропилеи, мы попадаем на вершину скалы, превращённой в площадь.

Перед нами огромный и величественный храм богини Афины Девы (Парфенос) Парфенон.

Слайд 15.

Храм сложен из белоснежного мрамора. Этот храм – дорический периптер размером 70 х 30 м, окружённый сорока шестью колоннами. Построили Парфенон замеча­тельные архитекторы Иктин и Калликрат. Храм не огромен, но величествен, он не подавляет, а возвеличивает душу человека. Совершенные пропорции храма, сопоставимые с фигурой человека. Это великолепное воплощение меры и гармонии. Храм и сегодня производит торжественное впечатление.

 

Искусствовед 2:

Мощные колонны храма поддерживают треугольный фронтон (треугольник под скатами крыш), украшенный скульптурой.На фронтонах помещена скульптура, храм украшен и барельефами. Великий скульптор Фидий запечатлел 365 фигур людей и 227 – животных, не повторив ни одной дважды.

Слайд 16.

Литературовед 2:

О фризах Парфенона так сказал исследователь античности Б. В. Фармаковский: «Фриз Парфенона - одно из знаменитейших созданий искусства и одно из совершеннейших его созданий вообще. Здесь красота, которой будут удивляться все века и народы и которая выходит за пределы места и времени, как красота Девятой симфонии Бетховена или Реквиема Моцарта».

 

Преподаватель: Спасибо за дополнение, наша экскурсия продолжается.

Слайд 17.

Экскурсовод 3: На площади Акрополя напротив Парфенона стоит небольшой, но дивный храм - Эрехтейон. Храм был построен на месте где, как считалось когда-то давным-давно, произошел спор между богом морей Посейдоном и богиней Афиной за первенство в греческих землях.

Слайд 18.

Композиция Эрехтейона очень сложна. Он выстроен на неровной поверхности скалистого склона, имеет три различных по размеру и форме портика. С какой бы стороны мы ни подходили к этому храму, отовсюду он встречает нас новой, неожиданной композицией фасада, асимметрией углов.

 

Искусствовед 3: Знаменита та его часть, которая обращена к Парфенону. Портик этой части украшен вместо колонн фигурами шестью девушек - кариатид. Статуи кариатид органично сочетаются с архитектурой. Они выполняют конструктивную роль, заменяя колонны, и вместе с тем замечательно смотрятся на фоне мраморной стены храма. Ниспадающие складки их одежд напоминают каннелюры колонн. Кажется, что они медленно движутся навстречу Парфенону.

 

Преподаватель: - Коллегам есть, что добавить?

Слайд 19.

Преподаватель: - Наша виртуальная экскурсия подошла к концу. Мы познакомились с прекрасным памятником Афин – Акрополем. В Акрополе находятся такие сооружения как: Пропиле, Храм Ники Бескрылой, Парфенон, Эрейхтейон, портик кариатид, которые до сих пор вызывают восхищение.

Слайд 20.

Закрепление материала.

Анализ архитектурных произведений Акрополя на местах (работа в группах).

У доски учащийся заполняет общую характеристику ансамбль Акрополя (индивидуально).

 

Вывод.

- Что же характерно для всех этих сооружений?

 

Учащиеся: - Композиция всего ансамбля четко продумана.

- Архитекторы умело использовали ордер для достижения индивидуальности того или иного храма.

- Храмы изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем.

- Тесная взаимосвязь архитектуры и скульптуры.

- В основе композиции Акрополя лежал принцип асимметрий (что характерно для классики).

 

Преподаватель: Уважаемые литературоведы,

все, что мы сейчас перечислили, могли отразить в своих произведениях поэты или писатели?

 

Слайд 21.

Литературовед 1: Конечно, нам были предложены литературные произведения мы выбрали те, которые более точно и ярко описывают красоту ансамбля Афинского Акрополя. Все кто побывал на Акрополе, были восхищены этим памятником архитектуры. Дмитрий Мережк о вский, русский писатель и поэт, так выразил свои чувства от увиденного:

 

Мне будет вечно дорог день,

Когда вступил я, Пропилеи,

Под вашу мраморную сень,

Что пены волн морских белее,

Когда, священный Парфенон,

Я увидал в лазури чистой

Впервые мрамор золотистый

Твоих божественных колонн,

Твой камень, солнцем весь облитый,

Прозрачный, теплый и живой,

Как тело юной Афродиты,

Рожденной пеною морской.

Преподаватель: - Как точно поэт подчеркнул игру света на колоннах.

 

Литературовед 2: Я бы хотел добавить описание красоты афинского Акрополя русским писателем и поэтом Дмитрием Мережковским:

Я взглянул, увидел всё сразу и сразу понял – скалы Акрополя, Парфенон, Пропилеи – и почувствовал то, что не забуду до самой смерти… В душу хлынула радость того великого освобождения от жизни, которое даёт красота… Мне показалось, что всё моё прошлое, всё прошлое человечества, все двадцать болезненных веков, мятущихся и скорбных веков остались там, позади, и ничего уже не возмутит царящей здесь гармонии и вечного покоя… Только здесь, в Акрополе, понимаешь, что значит дух свободного, великого народа.

Слайд 21.

Литературовед3: А русский поэт Максимилиан Волошин так выразил свое восхищение Акрополем в следующих строках:

Серый шифер. Белый тополь.

Пламенеющий залив.

В серебристой мгле олив

Усеченный холм - Акрополь.

Ряд рассеченных ступеней,

Портик тяжкихПропилей,

И за грудами камений

В сетке легких синих теней

Искры мраморных аллей.

Луч заката брызнул снизу…

Над долиной сноп огней…

Рдеет пламенем над ней он-

В горне бронзовых лучей

Загорелый Эрехтейон…

Преподаватель: Не правда ли, как точно поэты передали красоту афинского Акрополя.

«Так ты чурбан, если не видел Афин, осел, если видел их и не восторгался; а если по своей воле покинул их, то ты верблюд!»

- Эта оценка свидетельствовала о том, что Афины действительно были самым прекрасным городом Греции.

Мы соглашаемся с высказыванием Древних греков или нет?

Учащиеся: (Ответы).

 

Закрепление пройденного материала (работа с раздаточным материалом)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: