которые приводят к принятию решения




Как на самом деле люди принимают решения

Люди не просто нерациональны, а предсказуемо нерациональны.

Основную часть ошибок люди совершают по определенным шаблонам. Такие систематические ошибки, называемые искажениями, которые предсказуемо возникают в одних
и тех же обстоятельствах. В результате этого наблюдения

уже лет 30 развивается отдельное направление -

«Поведенческая экономика», «Поведенческий маркетинг»

Основных видов положений,

которые приводят к принятию решения

1. Эмоции всегда побеждают логику.

Будь то радостная эйфория или негативные эмоции

типа – злости, зависти, жадности, чувства вины и т.д.

И часто мозг находит рациональные оправдания
эмоциональному решению и есть 2 типа мотивации:

– мотивация избегания: от боли, стресса, бедности и т.д.

- мотивация достижения: к радости и удовольствию

2. Неприятие потерь.

Именно с этим связано откладывание решений из-за страха потери и неумение остановиться при проигрыше и желание «отыграться» любой ценой.

3. Стремление к определенности, понятности и предсказуемости.

Это приводит к преждевременной уверенности, ложным
выводам по неполным данным, игнорированию непонятного
или неизвестного.

Исследования EMyth среди тысяч предпринимателей и владельцев малого бизнеса разных стран показало интересный парадокс - «Чем больше уверен владелец в том, что он все контролирует, тем меньше это было реальностью». С этим же связано опоры на общественное мнение или мнение авторитета, а не на факты.

4. Думать - энергозатратный процесс.

А организм устроен экономить энергию. Поэтому так популярны обещания рецептов «пошаговых инструкций», «простое решение сложных проблем», перекладывание ответственности за решения на других и т.д.

5. Большинство отдают приоритет «сейчас» перед будущим.

Ища немедленное или быстрое вознаграждение за свои усилия.

Оглянитесь – сколько рекламы и предложений построены на этих

принципах?

В своей книге «Мышление: Быстрое и медленное»

(которое у нас перевели как Думай медленно,

решай быстро) Нобелевский лауреат по экономике

Дэниэль Канеман выделяет 2 системы мышления.

Система 1. Быстрая.

Система 2. Медленная

Медленная система – это то самое наше рациональное мышление. Использование требует усилий, результат дает более точный,
но процесс медленный.
Быстрая система – решения и суждения выносит быстро, но неточно.

Именно с работой этой системы

связанны искажения и ошибки.

мы рассмотрим 2 самых ключевых искажающих эффекта.

1. Эффект фрейминга.

В зависимости от фрейма, т.е. рамок (контекста, обрамления и

направления) восприятие будет различным на одну и ту вещь, ситуацию или проблему.

– это техники изменения взгляда или точки зрения
на одну и ту же ситуацию.

Фокус фрейминга в том, что можно создать рамку
без какой-либо привязки к правде и логике.

 

2.Эффект прайминга

По-другому этот эффект можно назвать Пре-Фрейминг.

Об этом эффекте говорил и Каннеман в своей книге

«Думай медленно, думай быстро».
А Роберт Чалдини (всемирно известный автор «Психологии влияния») в 2016 г. после почти 20 лет с выхода первой книги

выпустил книгу «Предвлияние» целиком посвященный Праймингу. Суть в том, что события, факты и впечатления, предшествующие непосредственно оценке, принятию решений существенно
на них влияют.

Например, Чалдини приводит пример самого успешного
продавца страховок жизни.

Тот до предложения страховки жизни задает вопрос:

Как будет чувствовать ваша семья, когда вы ее оставите?

Т.е. связывает «уход из жизни» с «уходом из семьи».

Что делает слушателя более восприимчивым к идее
«позаботиться о семье».

 

Другой пример. Новое, часто подсознательно воспринимается как

«возможно ненадежное, непроверенное», что останавливает людей. Но если задан предварительный вопрос: Любите ли вы приключения и новые ощущения?

То отклик на предложение попробовать новый продукт значительно повышался.

Еще Джей Абрахам приводил примеры, насколько важным бывает

- первые предложения в письме

- первые фразы в телефонном разговоре или при встрече

- вступление на презентации

Ну и в завершении анекдот про способность людей делать

преждевременные суждения по неполной информации:

Гулял Мюллер по лесу.

А по лесу разносился звук морзянки.

«Дятел» - подумал Мюллер

«Сам ты – дятел» - тихо прошептал Штирлиц из дупла дуба.

И это значит, что зная такие искажения, Вы можете небольшими

изменениями достигать лучших результатов в общении, переговорах и продажах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: