Немецкий И АНГЛИЙСКИЙ романтизм
Немецкий романтизм
Немецкий романтизм зарождается на базе немецкой идеалистической философии (Гегель, Шеллинг, Фихте), в концепциях поздних просветителей (Гете, Гердер) и ранних романтиков (Шлегель, Тик, Новалис, Вакенродер). С немецкой инструментальной музыкой XVII-XIX вв. могло соперничать только итальянское вокальное пение, что во многом определило устремленность немецких романтиков к чистой духовности как «томление жаждущего духа» (Sehnsucht). В живописи немецкий романтизм проявился не так ярко, как в музыке (Шуберт, Брамс) и поэзии (Гофман, Гейне).
По сравнению с французским романтизмом с его героикой и патетикой, в немецком романтизме преобладает вдумчивое созерцание природы. Особенно ярко оно проявилось в творчестве Ф.О.Рунге и К.Д.Фридриха, чьи работы кажутся иллюстрациями к произведениям ранних немецких писателей-романтиков.
Филипп Отто Рунге (1777-1810) известен как портретист и создатель аллегорических композиций. В несохранившемся автопортрете с невестой и братом «Мы втроем» (1805) интимная и духовная близость персонажей не только выражается в позах и жестах, но и подчеркивается в пейзаже.
Могучий дуб своей кроной осеняет не только стоящих под ним людей, но и два тоненьких деревца на заднем плане, чьи стволы переплелись, а более высокий и сильный поддерживает маленького и слабого. Двух юношей на портрете, помимо общности их духовных устремлений и спокойного созерцания, очевидно связывает близкая им обоим женщина. Известны и другие автопортреты Рунге, а также портреты жены, родителей, детей.
Представление об аллегории романтики, несомненно, заимствовали из средневековья. Романтическая аллегория своей многозначностью и устремленностью к бесконечным далям и бездонным глубинам духовного универсума скорее напоминает абстрактный символ. К наиболее известным произведениям Рунге относится аллегорическая композиция «Времена суток» (Утро, Полдень, Вечер и Ночь), оставшаяся незаконченной. В нескольких вариантах сохранилось «Утро» (1809-1810).
|
В центре – обнаженная женская фигура (вероятно, Аврора) в свете восходящего солнца. Ее поза и длинные золотистые волосы прямо указывают на «Рождение Венеры» Боттичелли, но пропорции фигуры другие, а глаза подняты вверх вслед за правой рукой и золотой прядью, которую она держит, как факел. Кроме солнца, диск которого изображен на обрамляющей раме внизу, и неба с ангелами, лучами расходящегося в верхней части рамы, основные мотивы полотна образуют цветы (нарциссы, лилии и другие) и детские фигурки с крыльями и без них, напоминающие путти Рафаэля. Основная аллегория «Утра» – рождение младенца. Его обнаженная фигурка на зеленой траве выражает одновременно природный смысл жизни и христианскую символику Рождества.
Содержание и форма аллегорий Рунге, на наш взгляд, очень близки живописным образам английского художника Уильяма Блейка. Примечательно, что Рунге, как и Блейк, стремился к синтетичности своего творения. Он излагал его замысел в стихах и прозе, называл поэмой в красках и предлагал воспринимать в музыкальном сопровождении. Особое значение Рунге уделял светоносности и гармонии цвета, его научный трактат «Цветовой круг» получил одобрение Гете, который тоже написал сочинение о хроматизме.
|
Каспар Давид Фридрих (1774-1840) – самый выдающийся романтический пейзажист Германии. Но его пейзажи часто одухотворены присутствием человека или мистического образа (распятие, церковная колокольня). В этой связи многозначно оригинальное переосмысление алтарного образа для капеллы в Богемии, известное под названием «Теченский алтарь»: на вершине скалы, поросшей елями, изображено Распятие на фоне расходящихся солнечных лучей.
Художника привлекают восход или закат солнца (луны), высокие горы и холмы, бескрайние равнины и морские дали. Чаще всего две, одна или три фигуры изображены спиной к зрителю и лицом к открытому природному универсуму («Двое, или Братья»). Как и в анализируемом выше автопортрете Рунге, единение людей здесь создается через гармонию с природой. В картине «На паруснике» появляется еще один романтический образ – парусник (лодка с парусом), на котором молодая пара созерцает башенные шпили на горизонте между небом и морем, освещаемыми лучами солнца. Наконец, мотив старинных арок, таинственных руин, возвышающихся над героями картин «Могила Гуттена» и «Мечтатель».
На полотнах художника акцентируется контраст маленьких фигур и огромного природного универсума.
Английский романтизм
В Англии начала XIX вв. тоже особенно ярко заявило о себе искусство пейзажа в творчестве двух художников-современников – Джона Констебла (1776-1837) и Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера (1775-1851). Но если первый был близок к сентиментальному реализму XVIII столетия, то второй в своей устремленности к экспрессии цвета, поглощающей предметность, предвосхитил некоторые эксперименты ХХ века.
|
Оба художника в своем творчестве отталкивались от пейзажей Лоррена: Тернер – в мифологических сценах (сравните «Дидону, возводящую Карфаген» 1815 и «Улисса, преследуемого Полифемом» 1829), Констебл – в сельских пейзажах. Оба оказали значительное влияние на французскую пейзажную живопись XIX столетия: Констебл – непосредственно на барбизонцев, Тернер – на импрессионистов. Оба они в своих пейзажах экспериментируют с цветом и светом, стремятся передать эффект влажного воздуха. При этом их живопись разительно отличается, особенно в самых значительных своих образцах.
Достаточно сравнить картину Констебла «Телега с сеном» (The Haywain, 1821) с полотном Тернера «Дождь, пар и скорость – Великая западная железная дорога» (Rain, Stream, and Speed – The Great Western Railway, 1844). Несомненна разница как в предмете, так и в манере изображения.
Констебл изображает запряженную быками телегу, которая по воде тихонько движется по направлению к мельнице, принадлежащей отцу художника во Флэтфорде. Соседский дом с нарядной красной крышей, собака на берегу реки подчеркивают мирный покой не неподвижного, но живущего своей повседневной жизнью пейзажа. Нюансы освещения и колорита передают движение плывущих по небу облаков, шелест листвы на деревьях, плеск воды в реке. Картина вызвала неподдельный восторг у Жерико и Делакруа, оказала влияние на пленэрную (на открытом воздухе) живопись барбизонцев и импрессионистов.
Тернер изображает поезд, мчащийся но новому железнодорожному мосту в Беркшире. Его стремительная скорость подчеркивается параллельными изображениями зайца, которого через секунду поезд обгонит, пахаря в поле и лодки на реке под арками другого моста. Фигурки людей на берегу тоже едва различимы на фоне контрастного столкновения масс цвета и света, передающих взаимодействие влажного воздуха и раскаленного паровоза. Мост и поезд темной массой «устремляются» из светлого центра по диагонали в нижний правый угол картины. Золото «пылающего» полотна кажется исходящим из сверкающих недр черной машины, оно освещает все вокруг волшебным сиянием и поднимается вверх массами золотисто-белого пара.
Констебл с разных точек зрения рисовал собор в Солсбери, при этом никогда не забывал подробно передать окружающий сельский пейзаж с домами, коровами, деревьями, рекой («Собор в Солсбери и дом архидьякона Фишера» из Национальной галереи в Лондоне, «Собор в Солсбери» из музея Метрополитен в Вашингтоне). Тернер еще раньше, в 1802 г., изображает южный вид этого собора на акварели, очевидно подражая венецианской ведуте, в частности, картинам Гварди. Он использует мотив разрушенной арки с элементами бытового жанра (корзина белья и играющий мальчик). Изящные детали собора в золотом сиянии напоминают призрачные архитектурные пейзажи Пиранези. Так же призрачно выглядит Стоунхендж на фоне грандиозного пейзажа на акварели 1825-1828 гг.
Задание: Сравните варианты изображения собора в Солсбери у Констебла и Тернера.
Во время знаменитого Лондонского пожара Тернер делает множество эскизов и пишет несколько картин, изображающих это грандиозное зрелище в разные дни с разных точек зрения (акварель «Пожар Лондонского Парламента 12октября 1834 г.» из галереи Тейт, полотно «Пожар Лондонского Парламента 16 октября 1834 г.» из художественного музея Филадельфии, «Пожар Лондонского Парламента» из художественного музея в Кливленде). Мистерия четырех стихий, игра отражений, передающих впечатление от катастрофы, создаются переходами и взаимодействием цветовых масс (светлый – желтый – красный – зеленый – синий – темный), предвосхищающими знакомство Тернера с трактатом Гете о хроматизме в конце 1843 г.
Особое пристрастие к сюжетам катастрофы свидетельствует о несомненном романтизме Тернера. Уже в 1803-1805 гг., раньше Жерико и Делакруа, он изображает борьбу людей с морем («Мол в Кале. Французские рыбаки выходят в море, прибывает английское пассажирское судно» 1803, «Кораблекрушение» 1805), а в 1835 г. – пожар на море (Fire in Sea); в 1812 («Переход армии Ганнибала через Альпы») и 1842 гг. («Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия на мелководье») – снежный шторм (Snowstorm).
Своей любимой картиной художник называл полотно «Последний рейс корабля “Отважный”» (1838), на котором на фоне пламенеющего закатного неба паровой буксир тянет ветерана Трафальгарской битвы по Темзе в док, где старое судно будет превращено в лом. Отражением внутренней трагедии художника, символом уходящей романтической эпохи называют критики эту пронзительную картину.
А данью памяти друга и соперника Тернера Дэвида Уилки, умершего на борту корабля, стала картина «Вечный покой. Похороны в море» (1842). Защитой Тернера и его искусства перед лицом новой викторианской эпохи (1837-1901) выступил Джон Рескин в своем трактате «Современные художники».
Загадочная личность Тернера привлекает внимание биографов и сегодня. Не менее любопытна его внешность. Автопортрет 1798 года в возрасте 23 лет можно считать романтическим: контраст лица и фона, светотеневой акцент на глаза, идеализация большого горбатого носа за счет фронтального изображения, свободный мазок.
Старшим современником Констебла и Тернера был Уильям Блейк (1757-1827) – романтик-духовидец, поэт и живописец в одном лице. Свои пророческие поэмы и лирический сборник «Песни невинности и опыта» Блейк не только иллюстрировал, но от руки переписывал, вплетая рисунки в текст, и собственноручно печатал. Его искусство книги непосредственно обращается к средневековой традиции и подготавливает эксперименты Уильяма Морриса. Растительный узор, обрамляющий рисунки и текст, удлиненные готические формы предвосхищают изгибающиеся линии и цветочные виньетки стиля модерн. Сравните иллюстрации Блейка к его собственным произведениям: стихотворению «Мотылек» из «Песен невинности» и поэме «Иерусалим»:
Вслед за Мильтоном переосмысляя библейскую проблематику добра и зла, Блейк создает собственную мифологию, в центре которой – образ Творца-Создателя (Бога, ученого, художника). Отталкиваясь от знаменитой фрески Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане, Блейк на картине «Сотворение Адама» изображает процесс творения в фантастических трансформациях тел (крылья – энергия Бога, змея – муки человека). Внизу – земля и вода, над ними – солнце и тучи, нависшие над небом. Картина символизирует одновременно рождение и гибель, надежду и отчаяние.
Кроме Библии и собственных произведений Блейк иллюстрировал «Пасторали» Вергилия, «Божественную комедию» Данте, «Сон в летнюю ночь» Шекспира, поэмы Мильтона.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Сравните описание ребенка в романе Ф.Шлегеля «Люцинда» с изображением детей на картинах Рунге.
Сравните описания пейзажей в романе Л.Тика «Странствия Франца Штернбальда» или в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» с картинами Фридриха.
Сопоставьте любое из поэтических произведений Блейка с иллюстрациями к нему. Покажите синтетический характер творческого мышления художника.
Сопоставьте текст «Божественной комедии» Данте с иллюстрациями Блейка (1825-1827). Сравните последние с работами других иллюстраторов поэмы (Боттичелли, Делакруа, Доре).
Прочитайте трактат Гете о хроматизме. Покажите, как «работает» теория цвета Гете на полотнах Тернера.
Прочитайте биографию П.Акройда «Блейк». Какие работы художника Акройд считает самыми значительными? Как они раскрывают личность Блейка?
Прочитайте биографию П.Акройда «Тернер». Найдите описание работ художника и сопоставьте их с репродукциями. Что акцентирует Акройд и почему?
Задание: Сопоставьте эксперименты Констебла и Тернера с вариантами изображений Темзы и Лондонского Парламента, Руанского собора, стога сена и пруда с садом у Клода Мане.