Пути структурирования программ по географии




Существует целый ряд принципов структурирования материала, которые используются при разработке программ по географии, однако в этой главе основное внимание будет уделено следующим вариантам организации материала: 1) на основе рассмотрения континентов и регионов мира; 2) на основе изучения понятийной структуры географии; 3) на базе ознакомления с основными парадигмами географии.

Рассмотрим эти варианты по порядку. 1. Пожалуй, наиболее известным и общепринятым принципом организации учебного материала до 60-х годов 20 века был принцип территориальной дифференциации, еще и сейчас нередко присутствующий в школьных программах. Согласно ему, изучались континенты и деление их на регионы, которые выделялись на основании целого ряда признаков. Границы региона можно, например, определить по признаку пространственного размещения одного или ряда компонентов природной среды, по доминированию типа земледелия и т.п. Примером программы, построенной на подобной основе, может служить Программа региональной географии мира (Long, Robertson, 1966). В ней основной акцент сделан на выделение внутри стран или континентов районов и их иллюстративное описание. На первом году обучения изучается местный район как своего рода природная лаборатория, в которой школьники учатся наблюдать, вести записи наблюдений и описывать ландшафты, сопровождая это объяснениями. В большинстве случаев дается также общая описательная характеристика и той страны, гражданами которой являются учащиеся. На втором году изучаются наиболее отдаленные континенты, поскольку учителя считают, что они не представляют такого интереса для учащихся, как близлежащие районы, или поскольку они считаются легкими для изучения. На третьем и четвертом году анализируются наиболее густонаселенные районы и изучаются проблемы использования ресурсов. На последнем году подробно изучается родная страна в сочетании с повторением региональной географии мира, хотя последняя тема обычно характерна для тех систем образования, где география входит в число выпускных экзаменов.

При таком подходе в английских школах учебный курс может выглядеть следующим образом: Год 1-й: Местный район и Британские острова Год 2-й: Южные континенты – Африка, Австралия и Южная Америка Год 3-й: Северная Америка и Азия

Год 4-й: Британские острова и повторение географии мира. Этот вид программы в течение многих лет считался образцовым, потому что она облегчала процесс обучения за счет четко ограниченных объектов и обилия учебных пособий, в которых указывается порядок изучения каждого континента и содержатся вопросы на повторение. Для многих учителей такой учебник, по сути, становился планом занятий, определяя содержание уроков.

Однако с этим вариантом связан целый ряд проблем. Из-за большого числа районов, которые необходимо изучить в курсе средней школы, и из-за установки на заучивание фактических сведений в соответствии с требованиями выпускных экзаменов региональный принцип превращается в стереотипный подход, начинающийся с изучения элементов физической и биотической среды, которые часто занимают неоправданно большой процент учебного времени, н заканчивающийся изучением воздействия человека на природную среду в каких-либо конкретных районах. Как следствие в последние годы этот подход часто подвергался критике со стороны школьников, их родителей, ученых-географов и учителей, получивших подготовку в университетах, где основное внимание уделяется систематической географии и (или) навыкам в изучении вопросов пространственной организации.

Критика регионального подхода, при котором подчеркивались уникальные свойства каждого отдельного района, привела к переносу акцента на систематическую географию, но по-прежнему в рамках региональной организации материала. Схема изучения систематической и региональной географии мира имеет следующий вид:

Африка

Общая физическая характеристика. Действующие климатические факторы и климат отдельных районов; взаимосвязь климат – растительность и биогеографические районы в низких и средних широтах.

Типы использования земли и связь сельскохозяйственных районов с биогеографическими районами.

Характеристика полезных ископаемых и их месторождения.

Распределение и плотность населения.

Азия

Общая физико-географическая характеристика.

Взаимосвязь климата и растительности; муссонный. климат и связь климата и растительности в районах с муссонным климатом; воздействие хозяйственной деятельности человека на естественную растительность; типы, использования земли и плотность населения в районах с муссонным климатом.

Плотность населения и уровень жизни. Соотношение городского и сельского населения.

Урбанизация; роль деревень, мелких и крупных городов; связи города и деревни.

Анализ районов по типу использования земли.

Цель такого курса состоит в том, чтобы охватить все континенты и детально изучить систематическую географию каждого физического, биотического и культурного, элемента и их взаимосвязи в масштабах всей земной поверхности, отдельного континента и каждого входящего в него района.

Мнение учащихся и учителей о том, что курс географии должен в большей мере отвечать потребностям и интересам школьников и что усвоение сведений о физической и экономической географии местного района и родной страны должно предшествовать изучению зарубежной географии, привело к разработке концентрической программы, которая предусматривает изучение вначале местного района, затем отдельных регионов в пределах данного материка, а затем и в других частях мира. Наряду с этим вводится один из аспектов систематической географии, и учащиеся на практике овладевают некоторыми методами научной географии, Красной нитью сквозь эту программу проходит одна тема или подтема систематической географии, объединяющая весь материал в единое целое. Примером может служить программа, принятая в одной из школ Австралии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: