Автономная некоммерческая организация
Высшего профессионального образования
Московский гуманитарно-экономический институт
Тверской филиал
Факультет психологии
Кафедра психологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
ПСИХОЛОГИЯ
.
Тверь 2016
1. Назначение выпускной квалификационной работы (ВКР) и общие требования к ее содержанию
1. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ВО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 946 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата)") государственная итоговая аттестация выпускников МГЭИ по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» в Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
Выпускная квалификационная работа (ВКР) является самостоятельной составной частью итоговой государственной аттестации бакалавров психологов по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» и направлена на формирование следующих компетенций:
способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
способностью к постановке профессиональных задач в области научноисследовательской и практической деятельности (ПК-6);
способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научнопрактических областях психологии (ПК-7);
способностью к проведению стандартного прикладного исследования в
определённой области психологии (ПК-8);
способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);
способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10);
способностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11).
ВКР представляет собой законченную разработку, включающую результаты теоретического или эмпирического исследования (обоснованный проект диагностической работы с рекомендательной моделью коррекционной или психотерапевтической помощи по проблеме).
2. ВКР должна:
- представлять собой теоретическое и практическое исследование одной из актуальных тем в области психологии, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи;
- показывать уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных психологических явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснование предложений с использованием модели коррекционной или психотерапевтической помощи по проблеме;
- отражать умение студента-выпускника пользоваться рациональными приемами сбора, обработки и систематизации информации;
- носить самостоятельный творческий характер;
- написана четким, ясным, литературно грамотным языком, изложение материала
должно удовлетворять основным логическим требованиям: определенности,
последовательности, доказательности, выводы и предложения должны быть четко сформулированы и обоснованы фактическими данными.
- быть правильно оформлена (иметь четкую структуру, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок и самой библиографии, научной, учебной литературы и справочного материала).
Выбор темы выпускной квалификационной работы
1. Тема ВКР должны быть актуальной, учитывать потребности теории и практики, применение норм материального и процессуального права. Выбор темы происходит на основе примерной тематики выпускных работ, разрабатываемой кафедрой, или тема может быть предложена самим студентом с учетом его научно-практических интересов с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
2. При выборе темы ВКР студент может обращаться за консультациями к заведующему кафедрой, заместителям заведующего кафедрой.
3. После выбора темы исследования студент-выпускник обращается к специалисту деканата своего учебного корпуса с заявлением об утверждении темы. Если тема ВКР требует корректировки, то заявление отклоняется, с указанием причины. Запрещается дублирование тем в одной учебной группе.
4. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается научный руководитель.
5. Изменение темы ВКР или руководителя разрешается в исключительных случаях по заявлению студента, согласованному с заведующим выпускающей кафедры и отделом тестирования и поданному не позднее, чем за месяц до срока защиты. Все изменения утверждаются приказом ректора.