Преемственность традиций музыкального просветительства в Магнитогорске.




 

В начале 30-х годов из Москвы в строящуюся Магнитку приезжают энтузиасты-музыканты. Ко времени открытия музыкального училища в 1938-39 гг. проделана огромная подготовительная работа многих людей, и, в первую очередь, Л. А. Авербух, которую командировал на ударную стройку Б. Л. Яворский, один из основоположников советского музыкознания.

В 1930 году в магнитогорском ТЮЗе работает Матвей Блантер, молодой композитор, в скором будущем - автор легендарных «Катюши», «Песни о Щорсе», «Футбольном марше». «На Магнитке я стал писать другие песни», — вспоминал он позднее свой магнитогорский период. «В 1931 году город Магнитогорск, строившийся параллельно с гигантским металлурги­ческим заводом, существовал еще только на бумаге: улицы проектировались, рабочие жили в бараках. Театр в нем стал одним из первых зданий. На пре­мьеру спектакля шли со знаменами, как на праздник. Билеты распределя­лись по бригадам — в качестве награды за выполнение плана», — писал в своих воспо­минаниях М. Блантер. По сути, Магнитка дала молодому композитору первый успех и народную любовь, а «Песня о Магнитогорске» на стихи И. Уткина стала началом традиции для профессиональных авторов на весь 20 век - писать о Магнитке стихи и песни.

Хронологически первой песней о Магнитке является «Песня комсомольской ярости» (стихи А. Ворошилова, музыка Володина), написанная в начале 1930 года. В 2019 году эту песню исполнил и записал в архив аудиостудии МаГК вокальный ансамбль отделения народного пения Магнитогорской консерватории под руководством Антона Масленникова. В 2019 году к 90-летию Магнитогорска мной составлен список из 244 песен о Магнитке (264, если считать и другие жанры -инструментальные композиции, сюиты, оратории и пр.). Они представлены в различных форматах (видео, аудио, ноты). О некоторых песнях есть просто упоминания в различных справочниках и каталогах. Самый популярный текст, на который написаны пять песен различных авторов – «Песня о брезентовой палатке» Бориса Ручьева. На эти слова написали песни композиторы Александр Флярковский, Модест Табачников, Борис Гибалин, Борис Сазонов и Владимир Сидоров. Больше всего песен о Магнитке (около тридцати) написано на стихи поэта Александра Павлова. В списке сочинений Виктора Васькевича около двадцати песен о Магнитогорске. Двадцать четыре песни о Магнитке на стихи различных поэтов в каталоге композитора Владимира Сидорова. Сюда же можно добавить около 60 аранжировок Владимира Сидорова песен других авторов. Тема Магнитогорска присутствует и в творчестве зарубежных авторов из Германии, Италии, Франции, США, Великобритании, Голландии, Македонии и др. Больше всего песен о своем городе написали магнитогорские авторы -165. Остальные написаны советскими и российскими композиторами, в том числе 19 – композиторами Урала.

Листая страницы музыкальной истории Магнитки невозможно не заметить связей города-символа социалистической индустрии с общественными запросами, укладами и устремлениями времени. (В СССР обществом ставилась задача «формирования разносторонне развитой личности». Для этого практически и делалось немало: душевное здоровье, оптимизм, уверенность в завтрашнем дне, массовые формы физкультурного движения, культ семьи, социальное равенство, сначала ликбез - потом всеобщее среднее образование, качественное вузовское образование, школы рабочей молодежи, разветвленная сеть клубов и кружков по интересам, развитая система самодеятельности, престиж творческих профессий и т.д. и т. п. По крайней мере, существовала общественная договоренность по осознанному стремлению к определенным целям. Оставляем за скобками то реальное, что из этого получалось и получилось).

Магнитка впитала в себя все достоинства и недостатки своей эпохи, и являясь во всех смыслах «символом», превратила и те, и другие в гипертрофированные образы, вдохновляющие творческих людей по сей день. (От фильма европейских авторов о первостроителях Магнитки «Песнь о героях» 1932 года или рок-композиции «Боги Магнитогорска» группы «Kröwnn» (Италия, 2013 г.) до многочисленных композиций, особенно – зарубежных авторов, где тема Магнитогорска ассоциируется не иначе, как «ад на земле», а его жители, конечно же, «зомби». Безусловно, высшие проявления человеческого духа в практической деятельности, социальный оптимизм, вера в силу искусства, человека разумного и культурного, преодолевающего неимоверные трудности бытия – черты, присущие магнитогорцам многих поколений – также присущи и деятелям культуры, проживающим здесь. Магнитка всегда притягивала и взращивала сильных духом людей.

В 1931 году в Магнитогорск приезжает бригада музыкантов из Московской консерватории, среди них Р. Фелициант, скрипач, позже директор симфонического оркестра Ташкентской консерватории, Шапиро - виолончелист, позже артист оркестра Московского радио; открывается школа для "подготовки кадров руководителей самодеятельным искусством" при ГорОНО, начинает работу профессиональный оркестр цирка.

В 1933 году на 70 тыс. населения работает 20 клубов; созданы хор металлургов под управлением Лященко и народный оркестр Клуба горняков /рук. Батраков/. В этом же году открыт звуковой кинотеатр "Магнит", и при нем работает профессиональный оркестр.

В 1934 году в театре начинает работать третий профессиональный оркестр, открывается Детская музыкальная Школа (первый директор В. Каминский - студент теоретико-композиторского факультета Московской консерватории; прервал учебу, чтобы выполнить задание комсомола в строящейся Магнитке; погиб под Москвой во время Великой отечественной войны). Первыми педагогами ДМШ были, как правило, молодые музыканты с консерваторским образованием, в большинстве своем связавшие свою судьбу с Магниткой - Л. Д. Нестеров, З. Н. Нестерова, Ф. П. Фоменко, чуть позже - М. М. Новикова, В. А. Дехтерев, А. Л. Сулержицкий, В. И. Ветошкин, О. А. Ивановская - большинство из них москвичи, ученики Б. Яворского. А. Л. Сулержицкий - сын Л. А. Сулержицкого, режисскра МХАТа - погиб на полях Великой отечественной. С 1936 по 1941 гг он работал преподавателем класса фортепиано, был концертирующим пианистом, руководил самодеятельным оперным коллективом Центрального клуба строителей.

В 1935 году открыта оперная студия. В 1936 году начинают работу курсы взрослых при ДМШ. В 1937 году открыта профессиональная опера, в ДМШ создан учебный симфонический оркестр.

К концу 1938 года в Магнитогорске работают музыкальное училище (курсы взрослых при ДМШ по программе училища) под руководством Л. А. Авербух, хор металлургов под руководством Бражника, духовые оркестры С. Г. Киселева и П. В. Киселева, рабочая опера в клубе строителей, другие профессиональные и самодеятельные музыкальные коллективы.

Из письма начальник управления по делам искуссв СНК РСФСР И. Беспалова председателю Совета Народных комиссаров РСФСР т. Булганину Н. А.: "Магнитогорские организации настаивают на открытии Музыкального училища в своем городе на базе музыкальной школы и вечерних курсов взрослых при ней. Контингент учащихся, помещение и педагогические кадры имеются..." (21 августа 1938 г.)

Из Постановления Љ43 Президиума Челябинского облисполкома от 15 октября 1933 года: "Учитывая ходатайство Магнитогорских организаций (горкома ВКП(б) и Госсовета) об открытии музыкального училища в Магнитогорске и принимая во внимание, что вновь организуемое училище обеспечено помещением, музыкальными инструментами и педагогическими кадрами... Президиум постановляет..."

Первым директором училища с 1938 по 1941 гг. был Поляков М. И. Из объяснительной записки к годовому отчету Магнитогорского музыкального училища (ММУ) за 1939 год: "Выполнение количества учащихся на 1 января 1940 года выражается - 72 человека; отсев - 15 человек. В том числе 8 - призваны в ряды РККА, 2 - умерло, 4 - исключены за плохую успеваемость и посещаемость, 1 - переехала в другой город. Большинство студентов, принятых в музыкальное училище являются учащимися бывших вечерних курсов..." А в Челябинске "...музучилище открылось в 1935 году и до 1938 года руководствовалось врагом народа Голосовым, который довел училище до развала. Училище ютилось в плохом, неприспособленном помещении. Квалифицированные педагоги изживались, в частности благодаря Голосову уехали из Челябинска скрипач Гинсбург и виолончелист Ленкин. Преподавание велось с явным расчетом на снижение музыкальной культуры. Такие дисциплины, как например, теория музыки, находившиеся в руках самого Голосова, трактовались в извращенном виде..." (из отчета о работе учебных заведений по делам искусств при СНК РСФСР за 1939 г.)

О первых музыкантах Магнитки можно сказать так: они были воспитаны в традициях бескорыстия русской интеллигенции, они любили искусство и свой народ. И меньше всего заботились о личной выгоде и личном благе... Опыт тридцатых во многом поучителен, атмосфера 30-х в скупых, щемящих строчках свидетелей. "Я очень хорошо помню этот вечер января 1937 года, когда мы с В.А. Дехтеревым закончили прослушивание чуть ли не трехсот человек, подавших заявление на курсы... Что мы будем с ними делать? Очень трогательно было выступление баяниста Вани Сивухина, поступившего на курсы из отдаленного села неграмотным в буквальном смысле слова - не умел читать. Он выступил в концерте с двумя классическими вещами: Пассакалия Генделя и Полонез Чайковского из оперы "Евгений Онегин". Слушая Сивухина, я открыто плакала обильными слезами от радости, обиды и усталости: все очень нелегко давалось, но в то же время и знала... как много можно сделать в области культуры, если трудиться не по стандарту... Не могу удержаться, чтобы не рассказать, как в одном очень хорошем письме слушатель сообщил о громадном музыкальном впечатлении, которое уже три дня владеет им и его женой, а в конце приписка, что в благодарность за громадное впечатление от исполнения хора - он непременно достанет С.Б. так необходимые здесь... галоши." (Л. А. Авербух, из письма С. Г. Эйдинову 28.05.64.)

"Весной 1937 года... в день праздника Комбината Детмузшкола исполняла монтаж... Дирижировал Дехтерев. У одного из солистов был очень хороший мягкий голос. Когда он запел свою песню, я увидела из-за рояля, что многие слушатели встают с мест, а когда зазвучал развернутый хоровой финал - почти весь зал стоял, неистово аплодировал; многие махали флажками и кричали: "Да здравствуют наши дети!" (Л. А. Авербух, из письма С. Г. Эйдинову 14.06.62.)

В годы войны в Магнитогорске работают 7 профессиональных музыкальных коллективов. Сразу после войны образуются самодеятельные хоры доменщиков, мартеновцев, народная опера, народная оперетта, народный оркестр металлургов под управлением Минина И.Г., эстрадный оркестр летчика-фронтовика Павлютина.

Образование профессионального хорового коллектива в Магнитке не было случайным. С одной стороны, в городе успешно работали два коллектива, ставшие базой для будущей капеллы. Это хор металлургов И.В. Марьяскина и филармонический вокальный ансамбль О.А.Ивановской. С другой стороны, в годы войны в хоровом жанре образуются наряду с Магнитогорской Свердловская капелла, Уральский народный хор, Челябинский народный хор. (Можно добавить факты открытия академических и народных хоров, новых консерваторий и в других регионах страны - хоры Свешникова, Юрлова, Кубанский казачий хор, Алма-атинская консерватория и т.д.)

Вокальный ансамбль О. А. Ивановской начал работать весной 1943 года, в основном обслуживал госпитали, воинские части, цеха комбината. Израиль Борисович Марьяскин - эвакуированный из Днепропетровска хормейстер - работал с самодеятельными хорами Магнитки с 1942 по 1947 гг. В его коллективе, ставшем базой для капеллы, занимались одновременно от 300 до 500 хористов. О высоком профессиональном уровне хора металлургов военной поры говорит и то, что с вокальной группой занимался профессор Одесской консерватории Урбан. Очевидцы помнят блестящие постановки Марьяскиным двух опер: "Запорожец за Дунаем" и "Фауст". Эвакуированные специалисты из Киева, Москвы, Ленинграда и других городов продолжали славные традиции ушедших на фронт магнитогорских музыкантов. С. Г. Эйдинов в это время занимался в основном симфоническим оркестром. Его организаторские и творческие способности проявились также в театре, муз.школе и муз.училище, где он начал работать директором с 1942 года. Известно, что педагогический состав закрытого с 1941 по 1942 гг училища работал на самоокупаемости.

В 1945 году свои первые концерты дала Магнитогорская государственная хоровая капелла под руководством С. Г. Эйдинова. О просветительской деятельности капеллы многое известно и много написано. Наиболее полное исследование этой темы осуществлено музыковедом Т. М. Синецкой («Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла им. С.Г.Эйдинова: от мечты к реальности». Челябинск. 2005.). О роли С. Г. Эйдинова в организации этой деятельности в 50-70 гг. Магнитогорске подробно написано в книге А. В. Никитина «Эйдинов рассказывает, размышляет. С кого делать жизнь» (МаГК, 2005 г.)

В 1955 году состоялся первый городской праздник песни, организованный и проведенный силами самодеятельности калибровочного завода.

В 1958 году создано городское отделение всероссийского хорового общества под председательством С. Г. Эйдинова. «Хоровое общество – добровольная массовая организация, объединяющая музыкантов – профессионалов и любителей, активно способствующих развитию и пропаганде хорового искусства. Формы работы хорового общества были связаны с созданием и поддержкой хоровых коллективов, проведением хоровых фестивалей, смотров художественной самодеятельности, праздников песни и т.д.» (По материалам музея музыкальной культуры Магнитогорска.)

В 1960 году в музыкальном училище открыты вечернее и заочное отделения. В 1965 году создан камерный оркестр МГМИ (рук. – Г. С. Гун), состоялся первый городской хоровой фестиваль. В 1967 году на городском празднике песни выступил сводный 10-тысячный хор. В 1969 году в МГМИ разработана и создана система эстетического воспитания под руководством Г. С. Гуна.

18 марта 1968 года был открыт первый в РФ Дом музыки при Магнитогорском хоровом обществе. Основой его работы стало эстетическое воспитание подрастающего поколения с дифференцированным подходом к различным возрастным и социальным группам. Со дня основания по 1983 г. проведено 3000 лекций-концертов, на которых побывало 390000 юных слушателей. Для взрослой аудитории работали лектории «Войди в мир музыки», «Из истории советской песни», проводились вечера отдыха и встречи по интересам. Дом музыки стал одной из достопримечательностей города, который непременно посещали отечественные и зарубежные гости и представители общественных организаций. «Удивлен, восхищен, потрясен всем тем, чему вы отдаете свои силы, опыт, знания, жар своих сердец», - написал в книге отзывов заместитель министра культуры РФ Е.В.Зайцев. (По материалам музея музыкальной культуры Магнитогорска.)

Массовая вовлеченность магнитогорцев в музыкальную деятельность в 60-е годы не могла не привести к общесоюзному признанному результату. И в 1970 году ВИА «Радуга» ДК ММЗ под руководством Сергея Гаврилевича стал лауреатом всесоюзного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты!» с «Песней о Щорсе» (музыка М. Блантера, стихи М. Голодного).

В 1972 году открылся 2-й Дом музыки. В этом же году на базе самодеятельности ММК создан мужской вокальный ансамбль «Металлург» под руководством А. В. Никитина. Он возглавлял коллектив почти 40 лет, и просветительство было главным направлением деятельности ансамбля. Сотни выступлений в цехах комбината и на площадках города с разнообразным репертуаром – народным, классическим... Но приоритетным и специфическим для своего ансамбля А. В. Никитин всегда считал исполнение песен о Магнитке. «За три десятилетия своей творческой деятельности ансамбль «Металлург» исполнил все лучшие песни о Магнитогорске, о металлургах Магнитки. Не случайно первое исполнение своих песен ансамблю доверили такие известные композиторы, как А. Новиков, Л. Лядова, А. Флярковский, А. Пахмутова. Так случилось, что песня популярного композитора Евгения Птичкина «Сердечное слово» о Магнитке, написанная по просьбе ректора Магнитогорской консерватории Александра Якупова, стала его лебединой песней.» / Р. А. Дышаленкова. Из сценария литературно-музыкальной композиции «Над Магниткой нашей юности свет». 1999 г./

В мае-июне 1979 года мной, тогда еще студентом композиторского отделения Уральской консерватории, была написана оратория "Сказание о Магнитной горе", исполненная Магнитогорской государственной хоровой капеллой под руководством С. Г. Эйдинова в юбилейных концертах, посвященных 50-летию ММК. По прошествии лет я всё меньше сомневаюсь в том, что звонок из профкома ММК с предложением мне написать ораторию к юбилею комбината стал возможным по рекомендации Семена Григорьевича Эйдинова. Он, конечно, понимал, что создание собственных композиторских традиций - новый необходимый уровень развития музыкальной культуры в «городе стали и музыки». И, вручая мне диплом об окончании музыкального училища в 1977 году, он, зная о моих намерениях учиться композиции, не только пожелал успеха, но и выразил надежду на возвращение в родной город и плодотворную творческую деятельность в нем.

В соответствии с таким общественным запросом в январе 1980 года я провел первый авторский концерт в большом зале Магнитогорского музыкального училища с участием оркестра народных инструментов ММУ под руководством А. Н. Якупова, струнного квартета педагогов ММУ и солистов Уральской консерватории.

Необходимо отметить, что сотрудничество с Магнитогорской государственной хоровой капеллой продолжилось в середине 80-х и с другими руководителями. Так, 24 марта 1984 года в концертном зале Магнитогорского музыкального училища состоялся творческий вечер с участием симфонического оркестра под руководством Александра Якупова, Магнитогорской государственной хоровой капеллы под руководством Сергея Смирнова и ансамбля народных инструментов "Родные напевы" под руководством Виктора Васькевича. 14 апреля 1986 года в концертном зале Магнитогорского музыкального училища состоялся авторский концерт с участием Магнитогорской государственной хоровой капеллы под руководством Юрия Иванова, симфонического оркестра магнитогорского музыкального училища под руководством Александра Якупова и ансамбля народных инструментов "Родные напевы" под руководством Виктора Васькевича. 25 декабря 1987 года в концертном зале Магнитогорского музыкального училища состоялся авторский концерт с участием Магнитогорской государственной хоровой капеллы под руководством Юрия Иванова и ансамбля народных инструментов "Родные напевы" под руководством Александра Мордуховича. 7 декабря 2000 года в большом концертном зале Магнитогорской государственной консерватории состоялся концерт, посвященный Дню Конституции с презентацией Торжественной Песни для хора и оркестра "Славься в веках, Россия!" (исполнители: Магнитогорская государственная хоровая капелла, сводный хор МаГК, хор мальчиков "Соловушки Магнитки", мужской вокальный ансамбль "Металлург", вокальный ансамбль "Эдельвейс", детский хор специальной музыкальной школы при консерватории, муниципальный духовой оркестр под руководством Ивана Капитонова). 27 июня 2003 года Т оржественная Песнь "Славься в веках, Россия!" в исполнении Магнитогорской государственной академической капеллы им. С. Г. Эйдинова под руководством Надежды Ивановой прозвучала в концерте, посвященном Дню города, у монумента "Тыл - фронту". 24 февраля 2004 года в большом концертном зале Магнитогорской государственной консерватории в концерте камерной инструментальной, вокальной и хоровой музыки Владимира Сидорова в исполнении Магнитогорской государственной хоровой капеллы капеллы им. С. Г. Эйдинова (дирижер – Александр Шинин) прозвучали фрагменты кантаты "На Урале заводском» на стихи Риммы Дышаленковой и Т оржественная Песнь "Славься в веках, Россия!"

В 1983 году по инициативе А.Н. Якупова заключен Договор руководства города, ММК и музыкального училища с Союзом композиторов РФ о творческом сотрудничестве. Это сотрудничество носило разнообразный характер. В Магнитогорск на регулярной основе стали приезжать композиторы из Москвы, Свердловска, Челябинска и других городов для проведения творческих встреч, концертов, участия в праздниках песни. А. Флярковский, В. Шаинский, Д. Кабалевский, А. Пахмутова, В. Кобекин, Е. Птичкин и многие-многие другие побывали в легендарном городе и внесли свой вклад в музыкальную летопись Магнитки.

В рамках Договора состоялись два Пленума Союза композиторов РФ в Челябинске (1986 г.) и Магнитогорске (1990). В мае 1986 года для участия в Пленуме в Челябинск была делегирована большая группа магнитогорских музыкантов. Наряду с сочинениями челябинских авторов, там прозвучали и мои: вокальный цикл на ст. С. Нерис в исполнении Л. Черепановой, "Три русские песни" в исполнении ансамбля "Родные напевы", и детские песни в исполнении хора мальчиков г. Челябинска под руководством А. Македона. В Выездном Пленуме Челябинской организации СК РФ в Магнитогорске в марте 1990 года прозвучали: мюзикл "Сказка дедушки Скрипа" (в исполнении учащихся ДМШ №5 и ММУ в концертном зале ММУ); спектакль "Четыре допроса" (в исполнении артистов драматического театра им. Пушкина в фойе ММУ); камерные вокальные и инструментальные сочинения (в исполнении студентов и педагогов ММУ в Доме музыки №1 и в Малом зале МГМИ); симфония в трех частях (в исполнении симфонического оркестра Челябинского театра оперы и балета в концертном зале ММУ); кантата "На Урале заводском" (в исполнении Магнитогорской государственной хоровой капеллы в концертном зале ММУ).

В 1984 году по инициативе директора музыкального училища А. Н. Якупова открыта Народная консерватория. По его словам, существование народной консерватории «обусловлено самой жизнью, ее сегодняшними требованиями, стремлением людей к духовному наполнению» («Народная консерватория: час вдохновения», круглый стол МР; газета «Магнитогорский рабочий», 11 июля 1984 г.) А вот что в той же статье написано мной, на тот момент деканом композиторского отделения народной консерватории: «Начальник участка метизно-металлургического завода Михаил Кондратьевич Кондратюк написал итальянскую польку и музыку на стихи И. Бёхера… Руководитель вокально-инструментального ансамбля на Брусковом посёлке Александр Алексеевич Бабин представил на зачете три сочинения для фортепиано…»

29 июня 1985 г. в день города у монумента «Тыл-фронту» прошел очередной фестиваль "Золотые костры Магнитки" (впервые состоялся в 1981 году). В рамках фестиваля состоялась премьера моей песни "Мы сильней войны" на стихи Валерия Тимофеева в исполнении ансамбля "Радуга" ДК ММЗ под руководством Юрия Букреева.

Говоря о просветительской работе 80-х гг., нельзя не упомянуть о тесном сотрудничестве музыкантов с городской писательской организацией, которую в те годы возглавлял Владилен Иванович Машковцев. Для поэтов города, особенно молодых, существовала система выступлений перед слушателями предприятий и школ. И это неплохо оплачивалось. Часто на подобные мероприятия приглашались и музыканты. Так, могу вспомнить, выступление в трамвайном депо № 2 с поэтом В. Тимофеевым, где мы представили новую песню «Магнитогорские мосты» 15 июля 1985 г., выступления поэтов с участием вокального ансамбля хорового отделения ММУ под моим руководством в школах Ленинского района в ноябре 1985 г., собственные творческие встречи-концерты в домах отдыха "Юбилейный", "Березки", детском лагере "Горное ущелье" с участием поэта Э. Риба в июле 1986 г. В январе 1986 г. для работников метизно-металлургического завода был проведен мой авторский концерт в ДК ММЗ с участием ВИА "Радуга" под руководством Юрия Букреева (солистка - Е. Волкова) и поэта В. Тимофеева. В октябре 1996 г. прошла памятная для меня творческая встреча в музее-квартире Бориса Ручьева с участием певицы Таисии Борисовской и поэтов Риммы Дышаленковой и Александра Павлова. О тесном сотрудничестве с писателями Магнитки говорит и тот факт, что, например, Р. А. Дышаленкова и В.В. Тимофеев были непременными участниками моих авторских концертов и в 80-х, и в 90-х, и в 2000-х.

 

Трудно переоценить значимость и своевременность инициативы А. Н. Якупова по открытию эстрадного отделения в Магнитогорском музыкальном училище в 1986 году. У истоков отделения стоял известный в России джазовый музыкант – Роман Хатипов. Основная масса выпускников эстрадного отделения работает в городе и области. По роду деятельности именно выпускники эстрадного отделения становятся на передний край просветительской работы. Многие из них возглавляют эстрадные отделения в ДМШ и ДШИ. С 1989 года стало доброй традицией участие студентов-эстрадников в постановках детских музыкальных спектаклей на сценах города, в записи радио-спектаклей, новогодних детских музыкальных сказках. В рамках работы Музыкально-Этнографического центра Южного Урала вокалистами кафедры МИЭ записано более 60 обработок русских народных песен. 14 апреля 1991 г. состоялся мой авторский концерт в большом концертном зале ММУ с участием ансамбля эстрадного отделения (солисты Е. Семенова, В. Пирогов, Л. Богатырева).

С 1998 года в активную творческую и музыкально-просветительскую деятельность включилась студентка (а с 2005 года – преподаватель эстрадно-джазового вокала) кафедры МИЭ Магнитогорской консерватории Вихрова К. Ю. Вот лишь некоторые примеры наших совместных программ и проектов, осуществленных на рубеже веков. 19 января 1999 года - а вторский концерт в Магнитогорском театре оперы и балета с презентацией альбома Кристины Вихровой "Радость любви"; 21 января 1999 года - творческая встреча в библиотеке строителей с участием поэтов Р. Дышаленковой, А. Павлова, певицы К. Вихровой; 2 мая 1999 года – участие студентов МаГК Кристины Вихровой и Татьяны Омельницкой в презентации "Нового радио" на площади народных гуляний г. Магнитогорска; 15 июня 1999 года – участие в концерте, посвященном Дню металлургов, в досуговом центре "Магнит"; 21 мая 2000 года - концерт на открытии летнего сезона в парке ветеранов; 1 июня 2000 года - выступление на Центральном стадионе металлургов г. Магнитогорска на открытии детско-юношеских спортивных соревнований; 3 января 2001 года - участие в новогоднем концерте магнитогорской филармонии на площади народных гуляний; 16 ноября 2001 года – авторский концерт в санатории "Урал" (Челябинская область); 31 декабря 2001 года - творческий вечер в санатории "Урал" с участием студентов МаГК Кристины Вихровой и Анны Серовой; 14 февраля 2003 года – авторский концерт в санатории "Урал" (Челябинская область); 18 апреля 2003 года – участие в Первом Всероссийском конкурсе артистов эстрады (г. Екатеринбург); 15 января 2004 года - концерт-презентация интернационального музыкального проекта "LA LUNE BLANCHE" в большом концертном зале Магнитогорской государственной Консерватории с участием французского певца и композитора Бернара Пьяла; 25 января 2004 года - концерт-презентация интернационального музыкального проекта "LA LUNE BLANCHE" в концертном зале санатория "Урал" с участием французского певца и композитора Бернара Пьяла; 26 января 2004 года - концерт-презентация интернационального музыкального проекта "LA LUNE BLANCHE" в концертном зале детской музыкальной школы г. Южноуральска с участием французского певца и композитора Бернара Пьяла; 25 октября 2004 года - концерт "Чарующие звуки скрипки" (санаторий "Урал") с участием певицы Кристины Вихровой и скрипача Алексея Видякина; 29 октября 2004 года - участие в юбилейном концерте Центра образования г. Магнитогорска; 12 мая 2005 года - государственный экзамен-концерт выпускницы кафедры "Музыкальное искусство эстрады" Магнитогорской консерватории Вихровой Кристины Юрьевны (большой концертный зал МаГК) с участием муниципального камерного хора, ансамбля русской песни «Марьюшка», детского хора «Эдельвейс», танцевальных коллективов города.

Среди студентов и выпускников-вокалистов эстрадного отделения не могу не назвать тех, кто активно включался и включается в творческую и просветительскую работу с «региональным аспектом». Это Лариса Богатырёва, Елена Полюдова, Ирина Крякина (Шемета), Екатерина Грачёва, Алина Аглиуллина, Ирина Николаева, Ирина Байдакова, Елена Писаренко и многие другие.

28-30 декабря 1989 г. состоялась премьера мюзикла "Сказка дедушки Скрипа" (6 спектаклей) на сцене концертного зала ММУ в исполнении учащихся ДМШ № 5 и студентов ММУ им. М. И. Глинки. Инициатором и вдохновителям просветительского проекта по дальнейшим ежегодным постановкам музыкальных спектаклей для детской аудитории стала С. С. Малюкова. Впоследствии был создан детский музыкальный театр «Пикколо» при Магнитогорской консерватории, а в 21 век эту добрую традицию подхватил детский музыкальный театр «Камертон». Этот проект основывался не только на произведениях столичных авторов, но и позволил осуществить несколько оригинальных идей композиторов Магнитогорска (Р. М. Бакирова и В. А. Сидорова). В частности, мюзикл "Сказка дедушки Скрипа" был поставлен также в 1998 году (театр «Пикколо» на сцене большого концертного зала МаГК, в 1999 и 2000 гг. (детский музыкальный театр УВК "Семья"), в 2009 году (театр «Пикколо» на сцене большого концертного зала МаГК), в 2014 году (театр «Пикколо» на сцене большого концертного зала МаГК); опера-сказка "Маленький Принц" – в 2000 году (театр «Пикколо» на сцене большого концертного зала МаГК), в 2001 году (детский музыкальный театр УВК "Семья"), в 2009-2010 гг. (детский музыкальный театр «Камертон»), в ноябре 2010 года - в постановке детского театра "Камертон" в г. Нарочь, Белорусь; мюзикл "Проданный смех" – в 2006 году (театр «Пикколо» на сцене большого концертного зала МаГК), в 2007 году (театр «Пикколо» на сцене ДК им. С. Орджоникидзе), в 2008 году (театр «Пикколо» в г. Сочи); музыкальная быль «Таюткино зеркальце» - в 2012 году (детский музыкальный театр «Камертон»); мюзикл «Гадкий утёнок» - в 2015 году (детский музыкальный театр «Камертон»)

 

Каждая из перечисленных постановок имеет свою историю встреч с юными слушателями, каждый спектакль – обладатель наград и призов на всероссийских и международных фестивалях и конкурсах.

Не только музыкальные сказки, но и текущую концертную работу С.С. Малюкова старалась и старается наполнять «региональным контентом». Приведу примеры только наших совместных работ (около первого десятилетия нового века), и этот список могут расширить и Р. М. Бакиров, и студенты-композиторы МаГК, и талантливые самодеятельные авторы. 16 декабря 1997 года - а вторский концерт Владимира Сидорова в большом концертном зале МаГК с участием детского хора под руководством С. Малюковой; 5 мая 1998 года - а вторский концерт Владимира Сидорова в большом концертном зале МаГК с участием детского хора под руководством С. Малюковой и муниципального камерного хора под руководством С. Синдиной; февраль 1999 года –творческие встречи-концерты в школах и детских садах правобережного района г. Магнитогорска с участием детского хора С. Малюковой; 21 ноября 2000 года - организация и участие в благотворительном концерте для ветеранов "И в Магнитке можно жить до ста" (детский хора лицея, певицы Таисия Борисовская и Кристина Вихрова);

23 января 2004 г. - концерт "Магнитогорские композиторы - детям" в большом концертном зале МаГК; 7 декабря 2000 г. благотворительный концерт, посвященный Дню Конституции, с презентацией Торжественной Песни для хора и оркестра "Славься в веках, Россия!"; 4 апреля 2007 года юбилейный концерт Сарии Малюковой в большом зале Магнитогорской консерватории; 6 июля 2007 года – участие в международном фестивале "Роза ветров" (Жан-Зак, Франция); 8 июля 2007 года - участие в международном фестивале "Роза ветров" (Монтелье, Франция); 2 декабря 2007 года - концерты вокального ансамбля "Эдельвейс" /рук. С. Малюкова/ в школе № 10 и в школе № 6 г. Магнитогорска с песнями Владимира Сидорова на стихи Валерия Тимофеева; 7 мая 2008 года - участие в концерте, посвященном Дню Победы; 23 мая 2008 года - участие в концерте"Последний звонок". 24 декабря 2008 года - юбилейный вечер, посвященный 30-летию детского музыкального театра "Пикколо» в большом концертном зале МаГК;

 

Я сознательно акцентирую внимание на тех музыкантах-просветителях, которые включили в сферу своей деятельности пропаганду музыки, созданной на магнитогорской земле. Мне кажется, что это иной, более высокий и сложный уровень просветительской работы, чем тот, к которому традиционно привыкли музыканты-исполнители и организаторы концертных мероприятий. В ряду таких исполнителей невозможно не отметить и заслуженную артистку РФ Таисию Борисовскую, с которой нас связывала и связывает многолетняя творческая дружба, совместные творческие встречи, концерты, издание сборников песен.

Характерным примером беззаветного служения своему делу и активной просветительской работы может служить разносторонняя деятельность члена Союза композиторов РФ, заслуженного деятеля искусств Татарстана Рафаила Муллануровича Бакирова. Организатор творческих коллективов, общественный деятель, педагог, публицист. Помимо композиторской и педагогической работы он стоял у истоков появления и формирования в Магнитогорске общественной организации «Татарский культурный центр», которую возглавлял с 1989 по 1998 гг. В начале 90-х Р. М. Бакировым была организована татарская радиопередача «Ватан» на магнитогорском радио.

В июле 1990 г. в конферец-зале Дома Советов, состоялся концерт, посвященный открытию клуба "Играй, гармонь!" в г. Магнитогорске. «Сколько поющих посёлков вокруг комбината, и каких поселковых парней-самородков взрастила Магнитка, каких гармонистов! Это Юрий Кузьмин, Валерий Кулёмин…» /Р. А. Дышаленкова/. Активное участие в организации клуба приняли многие профессиональные музыканты-просветители, и в первую очередь - А. В. Никитин. В том памятном мероприятии в исполнении вокального ансамбля учащихся ММУ под моим руководством прозвучали оригинальные обработки русских народных песен.

 

В 1993 году на базе музыкального училища создан и открыт музыкально-педагогический институт. В 1996 году институт преобразован в Магнитогорскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки. В этом же году начали работу, созданный по инициативе А. Н. Якупова, театр оперы и балета и муниципальный духовой оркестр под руководством И. В. Капитонова. Творческие коллективы Магнитогорской консерватории продолжили традиции музыкального просветительства в новых и уже проверенных временем формах. Многие из руководителей ансамблей, оркестров и хоров уделяли и уделяют в этой работе особое внимание пропаганде творчества магнитогорских авторов. В решении этих задач в разные годы преуспели и смешанный хор под руководством Евгении Кравченко, и оркестр народных инструментов под руководстаом Сергея Брыка, и струнный квартет под руководством Натальи Сокольвяк, и камерный оркестр под руководством Тхань Буй Конга, и нструментальные ансамбли под руководством Татьяны Якименко и многие другие.

В начале 90-х по инициативе директора музыкального училища А.Н. Якупова началось строительство студии звукозаписи. Необходимость этого была обусловлена пониманием важности сохранения на аудионосителях звучащей информации о музыкальной культуре Магнитогорска, записанные на пластинках свидетельства о которой ранее, в силу объективных обстоятельств, имели эпизодический характер. Все наиболее значимые концерты в большом концертном зале МаГК хранятся в цифровом формате, и каждый студент или педагог может их послушать. С точки зрения преемственности поколений музыкантов важно знакомить молодежь с лучшими исполнителями консерватории недавнего прошлого, многих из которых уже нет в живых. С начала работы студии в 1992 году интерес к звукозаписи проявляли как музыканты-профессионалы, так и любители. Первые годы студия жила и работала практически в круглосуточном режиме. Более того, на с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: