1. Анализатор – система чувствительных нервных образований, воспринимающая и анализирующая различные внешние и внутренние раздражения
2. Аффекты – эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями.
3. Альфа - ритмы – ритмы ЭЭГ, характерны для спокойного бодрствования, лучше всего выражены в затылочных отделах.
4. Бетта-ритмы — ритмы ЭЭГ, проявляющиеся в состоянии активного бодрствования. Наиболее сильно выражены в лобных долях.
5. Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
6. Восприятие — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.
7. Вторая сигнальная система - составляет временные связи, в которых условными раздражителями являются слова, с помощью которых человек обозначает предметы и явления.
8. Гиппокамп — часть лимбической системы головного мозга (обонятельного мозга). Участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (то есть перехода кратковременной памяти в долговременную).
9. Голубое пятно — ядро, расположенное в стволе мозга на уровне моста, часть ретикулярной формации
10. Гамма-ритм — колебания потенциалов ЭЭГ, наблюдается при решении задач, требующих максимального сосредоточенного внимания.
11. Детекторы – особый тип нейронов, которые избирательно реагируют на некоторые физические свойства
12. Доминанта – очаг возбуждения в ЦНС, обладающий восприимчивостью ко всем приходящим в нее раздражителям и способный оказать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров.
13. Дофамин — нейромедиатор, вырабатываемый в мозгу людей и животных
|
14. Дельта-ритм — ритм ЭЭГ, возникает как при глубоком естественном сне, так и при наркотическом, а также при коме
15. Дистрессор – стресс, оказывающий отрицательный воздействия на организм дезорганизующий влияние на деятельность и поведение.
16. Интуиция — чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.
17. Импринтинг — специфическая форма научения у новорожденных, при котором в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних
18. Кольцо Папеца - концептуальные нейронные цепи лимбической системы, принимающие участие в управлении эмоциями.
19. Классы нейронов – различают по положению в рефлекторной дуге, морфологическим особенностям, по форме клетки и количеству отростков. (Сенсорные, нейроны цели, нейроны целевых движений, командные, ожидания, новизны, поискового поведения, нейроны места и среды).
20. Кортизол — биологически активный гормон, играет ключевую роль в защитных реакциях организма на стресс.
21. Каппа-ритм — ритм ЭЭГ, наблюдается при подавлении альфа-ритма в других областях в процессе умственной деятельности.
22. Лимбическая система — совокупность ряда структур головного мозга. Участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, эмоций, памяти, сна, бодрствования и др.
23. Мотивация — динамический процесс психофизиологического плана, побуждающий к действию.
24. Мышление — психический процесс получения знания о свойствах предметов, явлений и закономерных связей между ними.
|
25. Мю-ритм – аркообразные волны, регистрируемые в состоянии бодрствования в области роландовой извилины.
26. Настроение — достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.
27. Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.
28. Нейронаука – комплекс научных дисциплин, которые занимаются изучением нервной системы на разных уровнях от молекулярного до целого организма.
29. Нейрогормоны – физиологически активные вещества, вырабатываемые особыми нейронами — нейросекреторными клетками.
30. Нейрорецепция – процесс восприятия и преобразования воздействующего на клетку химического сигнала в адекватный физиологический и биохимический ответ клетки.
31. Психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения.
32. Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.
33. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
34. Обучение — целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека.
35. Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате их непосредственного воздействия на рецепторы и нервные центры коры головного мозга.
|
36. Сознание — высшая форма отражения реальной действительности, представляющая собой совокупность психических процессов.
37. Стресс — общая реакция организма на воздействие, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма.
38. Стрессор — фактор, вызывающий состояние стресса.
39. Тета-ритм — ритм ЭЭГ, в котором мозг находится в состоянии повышенной восприимчивости. (Способствует глубокой релаксации головного мозга, памяти, более глубокому и быстрому усвоению информации, пробуждению индивидуального творчества и талантов).
40. Типы высшей нервной деятельности (ВНД) — совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой.
41. Функциональная система – объединение органов и систем, образующееся для достижения полезного приспособительного результата.
42. Центр Вернике — сенсорный центр, расположен в височной зоне - связан с восприятием устной речи.
43.Центр Брока — расположен в нижней части лобных извилин, является двигательным центроммышц языка.
44.Чёрная субстанция — расположена в ножках мозга, ответственна за бессознательные и автоматические движения, участвует в регуляции тонуса мышц и голосового аппарата.
45. Электромиография — метод регистрации биоэлектрических потенциалов скелетных мышц.
46. Электроокулография (ЭОГ) — метод исследования глазных мышц и наружного слоя сетчатки.
47. Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод исследования деятельности головного мозга человека.
48. Энграмма — след памяти, сформированный в результате обучения (устойчивый след, оставленный психологическим впечатлением в коре головного мозга и составляющий основу памяти, опыта).
49. Эмоция — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.
50. Ядерный магнитный резонанс (ЯМР)— метод исследования органов и тканей человека с использованием физического явления ядерно-магнитного резонанса.
Дополнительно знать!
1. Консолидация – укрепление, сращивание, воссоединение.
2. Реверберация – процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях.
3. Иммунологическая память – способность иммунной системы отвечать более быстро и эффективно на антиген (патоген), с которым у организма был предварительный контакт.
4. Нейрологическая память – совокупность сложных процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма.
5. Показатели кратковременной памяти 7±2 объекта на непродолжительное время. Долговременной памяти –
Механической памяти –
Логически-смысловой памяти –