Интервью – способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные
(по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной атмосферой; уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.
Описывая интервью как основной метод психологического консультирования, мы исходим из следующих предварительных соображений: психолог-консультант работает с заказом клиента. Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводится в специально назначенное время или другим специалистом - психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует ситуацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.
Интервью и является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть с целью создания большей мобильности его внутреннего мира.
Что отличает интервью от других методов работы практического психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает построение предмета взаимодействия психологом и клиентом. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, составят тему взаимодействия психолога и клиента.
|
Например, темой могут стать переживания клиента или отдельной могут стать действия клиента.
Но существенно важным, для проведения интервью является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения клиента и психолога, будет внутренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отношение клиента к его внутреннему миру — сделать его более динамичным.
Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, одна и та же тема, например переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в разном контексте; например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечителя, а не родителя.
Восстановление контекста появления темы отличает интервью от других методов психологической помощи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.
Психолог, работающий с темой заказа и ее контекстом, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личные проекции на содержание темы, их мы обозначим так — подтекст интервью. Этот подтекст может быть привнесен в интервью самим психологом, если он не вычленяет содержание своих личностных проекций в ходе интервью.
Это ситуации, когда во взаимодействии с клиентом в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей личности и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы).
|
Итак, в ситуации интервью психолог должен рефлексировать на тему заказа клиента, контекст ее появления и на подтекст своих действий, для построения предмета взаимодействия с клиентом.
Вывод
Интервью является основным методом психологического консультирования, так как оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются важнейшие профессиональные качества психолога — личностная и профессиональная рефлексия на ситуацию взаимодействия с клиентом.
Консультирование состоит из анализа не только вербальных реакций психолога и клиента. Не менее важна рефлексия психолога и на невербальные интеракции с клиентом во время интервью. При этом необходимо учитывать, что невербальный язык отражает: условия взаимодействия с клиентом (время и место беседы, оформление кабинета и т. п.); информационный поток (смысл речевого высказывания может быть
выражен невербально); интерпретацию содержания темы участниками взаимодействия. Основные навыки внимания психолога проявляются в его визуальном контакте с клиентом (когда и почему индивид перестает смотреть в глаза), в анализе языка тела (считается, что наиболее информативным является изменение наклона туловища), в фиксации интонации и типа речи (громкость произносимого и т. п.), а также в учете всех изменений темы.
В успешном интервью между психологом и клиентом возникают согласованные или симметричные движения.
Для консультанта часто возникает вопрос об оценке эффективности интервью. Особенно остро — как профессиональная проблема — этот вопрос возникает в случаях отрицательной оценки клиентом результатов интервью.
|
Естественно, что самым важным показателем успешности интервью будут переживания клиента, которые могут быть описаны в обобщенном виде так:
«Я стал другим».
Работа психолога-консультанта требует постоянной личностной и профессиональной рефлексии, что предъявляет высокие требования к энергетическим возможностям профессионала, к его нервно-психической устойчивости.
Список литературы:
1.Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург. М., 2005г.
2.Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М. 2007г
3.Алешина Ю.Е.Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1994.;
4. Бутенко Г.П.Практическая консультативная психология // Вопросы психологии. - 1988. - № 1.;
5.Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб. 2007г.
6.Копьев А.Ф.Особенности индивидуального психологического консультирования как диалогического общения. - М., 1991
Тесты
1. Техника психологического консультирования, которая применяется в случае, если запутался сам консультант; когда запутался клиент; при работе с рассеянными клиентами; при неясности каких-либо деталей в информации, предоставленной клиентом?
А) Конфронтация;
Б) Поиск альтернатив;
В) Фокусирование;
Г) Открытый вопрос.
2. Интервью это -:
А) метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора;
Б) это беседа равных людей, у каждого из которого есть своя позиция, имеющая право на существование, и определенный круг интересов, который стать общим;
В) психологический вербально - коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентом, посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы.
Г) способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса.
3. Функцией эмпатии является:
А)выяснение скрытых за вопросом тревог, ожиданий и желаний; расширение взгляда, кругозора; увеличение психологического поля поиска ответов;
Б) предрасположение клиента к себе; снятие напряжения; достижение раскованности клиента; обеспечение доверительных отношений;
В) активизирование обсуждения; повышение уровня понимания;
Г) поощрение непосредственно выраженных чувств; усиление, углубление полноты контакта клиента, чтобы он чувствовал то, что говорит в данный момент.
4. Цель психологического консультирования - …
А) создание в ходе специального общения психологически благоприятных условий для актуализации внутренних (скрытых) ресурсов обратившегося;
Б) получение совета консультанта в трудной жизненной ситуации;
В) обучение клиента психологическим приемам влияния и саморегуляции;
Г) изменение личностных особенностей клиента, затрудняющих его адаптацию.
5. Техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе («угу», «да-да», «интересно»), подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений:
А) Самораскрытие;
Б) Рефлексивное слушание;
В) Побуждение к рефлексии;
Г) Активное слушание.