Слайд № 1
Выступление на родительском собрании по теме " Причины и пути преодоления детской агрессивности».
Разработала: педагог-психолог ДворниковаН.Г.,
МАОУ СОШ № 90, г.Златоуст
Слайд № 2
Следует иметь в виду, что существует два вида агрессивности:
Эмоциональная агрессия – «Когда ребёнка дразнят или угрожают ему – он быстро начинает злиться и даёт сдачи». Ключевое слово здесь – «быстро начинает злиться». Как правило, агрессивные реакции чрезмерно бурные, а сила агрессивной реакции превосходит провоцирующею ситуацию. Достаточно часто такие дети, реагируя на провокацию превышают рамки самообороны.
Слайд № 3
Инструментальная агрессия – «Угрожает другим детям, обижает их, использует физическую силу для господства над другими и/или достижения своих целей». Причём может делать это совершенно спокойно, не входя в состояние злости.
Как правило, агрессивность конкретного ребёнка редко состоит из одного вида агрессии. В большинстве случаев она в разных пропорциях включает в себя и эмоциональную и инструментальную агрессию. Но для того, что бы ответить на вопрос: «Что же делать?» необходимо различать выше названные виды агрессии и их причины.
Мне, как школьному психологу, чаще приходится работать с эмоциональной агрессивностью. Вероятнее всего, это связано с тем, что при эмоциональной агрессивности действие ребёнка сопровождается бурными эмоциями, что привлекает много общественного внимание. Имена эта категория детей чаще попадает в поле зрение педагогов и родителей. И, мы помним, что при инструментальной агрессии, ребёнок остаётся спокойным, как правило, действует с умом - поэтому часто остаётся не замеченным.
|
Слайд № 4
Причины эмоциональной агрессии:
1. Врождённые особенности нервной системы: повышенная реактивность, импульсивность (Например, последствие СДВГ) (*Агрессивная реакция – примитивная, и в этом контексте, более естественная реакция индивидуума на проблемную ситуацию).
Слайд № 5.
Причём на врождённые особенности н.с. ребёнка может накладываться не конструктивный стиль родительского воспитания: недостаточный уровень требовательности, не последовательность требований к ребенку и как следствие – отсутствие стремления и\или привычки контролировать своё эмоциональное состояние, сдерживать свои импульсы и т.п.
Слайд № 6
Следует иметь в виду, что чем младше ребёнок, тем в большей степени его поведение зависит от особенностей н.с. и чем старше человек, тем в большей степени его поведение определяется ценностными ориентациями, установками т.е. воспитанием.
Слайд № 7
2. Враждебные установки: «кругом враги», «все желают мне зла», «все против меня»; «зло не должно оставаться безнаказанным», которые не позволяют объективно понять ситуацию – видят злой умысел даже там где его нет. Подобные враждебные установки могут быть ребёнком переняты у родителя. Или могут быть следствием раннего травматического опыта, который формирует восприятие окружающего мира, как опасного, враждебного по отношению к себе, что повышает агрессивность личности и усугубляет переживания печали, депрессии.
Слайд № 8
Что делать.
1. Обучать управлению своим телом: дыхательные техники, тренинг мышечного напряжения и расслабления, занятия физкультурой и спортом.
|
Слайд №9
2. Учить / Формировать привычку к осознаванию чувств, мотивов, потребностей своих и других людей; рассмотрению вариантов возможного реагирования их последствий
Формируем, через выстраивание диалога с ребёнком - задаём вопросы, которые помогают осознавать:
-Какое у тебя было чувство? Какие чувства были у другого?
-Что ты хотел? Что хотел другой?
-Получилось ли достичь? Почему нет? Как по другому?
-Какие уроки извлёк из ситуации? и т.д.
Слайд № 10
3. Формировать установку: я отвечаю за своё эмоциональное состояние, я выбираю свою эмоциональную и поведенческую реакцию. (Не «Они меня разозлили!», а «Я на них разозлился!»; Не «Они меня довели!», а «Я перестал себя контролировать!»)
Слайд № 11
*Следует иметь в виду, что часто родители поддерживают эту установку у своего ребёнка или даже формируют её тогда, когда при ребёнке говорят: «Это всё из-за них!», «Это они его доводят!», «Если бы они не …, тогда он бы…». Конечно, это важно, в случаи с эмоциональной агрессии, снизить провоцирующие факторы (Например, что бы не дразнили и т.п.). Но, разговаривая с ребёнком или при ребёнке, мы помним о вреде для него самого такого рода рассуждений. С ребёнком мы ведём разговор в контексте: «У тебя были варианты… Ты мог «психовать» а мог остаться спокойным и т.п.».
Слайд № 12
4. Формирование позитивного отношения к себе и к миру: Установки, сформированные в раннем и/ или дошкольном детстве: «Я хороший, мир хороший» - снижает уровень возможной агрессии; «Я хороший, мир плохой» - дает разрешение на агрессию, «Я плохой, мир хороший» - порождает агрессию.
|
Объяснять причины (мотивы) поведения вовлечённых в конфликтную ситуацию людей, делая упор на «смягчающих обстоятельствах». Заблаговременная информация о «смягчающих обстоятельствах» у того человека, из-за которого возникли негативные эмоции. Эта информация смягчает или предотвращает агрессивную реакцию в его адрес: «У Васи дома неприятности - он сегодня не в духе»
Формировать представление о том, что человек не константен (особенно если речь идёт о ребёнке) т.е. он не навсегда такой: «Он всего лишь ребёнок, который ещё только учиться различать добро и зло, который, как и ты, только ещё учится навыкам общения…он такой не навсегда».
Слайд № 13
Причины инструментальной агрессии:
Иногда родители горды тем, что их ребенок, не важно девочка или мальчик может сдать сдачу или является лидером за счет запугивания остальных ребят в класса. Т.е. родители поддерживают такую модель поведения…..
- Ребёнок имеет (или имел ранее) опыт получение вознаграждения за агрессию, т.е. достигал своих целей с помощью агрессии (Например…)
- Имел опыт наблюдения ситуаций, когда с помощью агрессивного поведения человек добивался целей, получал преимущество (Например, наблюдение агрессивного поведения отца, старшего брата или одноклассника…), даже если сам от неё страдал.
На уровень и способ выражения агрессии сына оказывает большое влияние уровень и способ выражения агрессии отца, а у девочек – мать.
- Прямое научение агрессивному поведению, как способу достижению целей (Например, в асоциальных семьях, асоциальных компаниях) с дальнейшим приобретение опыта получения вознаграждения за агрессивное поведение (+ пункт № 1).
Слайд № 14
1. Агрессивные модели поведения, а вместе с ними и не конструктивные установки, как правило, перенятые от родителей.
· Если родители применяют физические наказания, то ребёнок усваивает – если кто-то делает то, что мне не нравится – его надо наказать.
· Если родители кричат на ребёнка и оскорбительно высказываются в его адрес, то ребёнок усваивает - если кто-то делает то, что мне не нравится – на него надо кричать и обзывать.
· То же самое, если родители выше названными способами решают конфликты между собой, с соседями и другими людьми (в том числе с учителями).
Слайд № 15
Что делать.
- Создать условия, при которых ребёнок перестанет получать «вознаграждение» за своё агрессивное поведение. Следует иметь в виду, что ещё некоторое время, он будет пользоваться привычным способом, но если не будет получать позитивного подкрепления, то ему придётся искать новые варианты поведения. Пример
- Создать условия, при которых ребёнок перестанет видеть, что агрессивное поведение эффективно, обращать внимание на негативные последствия (в том числе отдалённые) для самого агрессора.
· Создать условия, при которых ребёнок будет получать вознаграждение за конструктивное поведение – позитивно подкреплять минимальные проявления формируемого поведения. Подчеркивать проявления сопереживания, доброты в поведении ребёнка, причём, если агрессивность ребёнка выражена значительно, подчеркивайте самые незначительные проявления выше названных качеств: «Ты был очень добр, когда …», «Ты заметил как девочке было приятно когда ты...», «Это тот поступок, которым ты можешь гордиться» и т.п.
Слайд № 16 Тест «Агрессивен ли ваш ребенок»
Слайд № 17 Ответы
Слайд № 18