Слайд № 16 Тест «Агрессивен ли ваш ребенок»




Слайд № 1

Выступление на родительском собрании по теме " Причины и пути преодоления детской агрессивности».

Разработала: педагог-психолог ДворниковаН.Г.,

МАОУ СОШ № 90, г.Златоуст

Слайд № 2

Следует иметь в виду, что существует два вида агрессивности:

Эмоциональная агрессия – «Когда ребёнка дразнят или угрожают ему – он быстро начинает злиться и даёт сдачи». Ключевое слово здесь – «быстро начинает злиться». Как правило, агрессивные реакции чрезмерно бурные, а сила агрессивной реакции превосходит провоцирующею ситуацию. Достаточно часто такие дети, реагируя на провокацию превышают рамки самообороны.

Слайд № 3

Инструментальная агрессия – «Угрожает другим детям, обижает их, использует физическую силу для господства над другими и/или достижения своих целей». Причём может делать это совершенно спокойно, не входя в состояние злости.

Как правило, агрессивность конкретного ребёнка редко состоит из одного вида агрессии. В большинстве случаев она в разных пропорциях включает в себя и эмоциональную и инструментальную агрессию. Но для того, что бы ответить на вопрос: «Что же делать?» необходимо различать выше названные виды агрессии и их причины.

Мне, как школьному психологу, чаще приходится работать с эмоциональной агрессивностью. Вероятнее всего, это связано с тем, что при эмоциональной агрессивности действие ребёнка сопровождается бурными эмоциями, что привлекает много общественного внимание. Имена эта категория детей чаще попадает в поле зрение педагогов и родителей. И, мы помним, что при инструментальной агрессии, ребёнок остаётся спокойным, как правило, действует с умом - поэтому часто остаётся не замеченным.

Слайд № 4

Причины эмоциональной агрессии:

1. Врождённые особенности нервной системы: повышенная реактивность, импульсивность (Например, последствие СДВГ) (*Агрессивная реакция – примитивная, и в этом контексте, более естественная реакция индивидуума на проблемную ситуацию).

Слайд № 5.

Причём на врождённые особенности н.с. ребёнка может накладываться не конструктивный стиль родительского воспитания: недостаточный уровень требовательности, не последовательность требований к ребенку и как следствие – отсутствие стремления и\или привычки контролировать своё эмоциональное состояние, сдерживать свои импульсы и т.п.

Слайд № 6

Следует иметь в виду, что чем младше ребёнок, тем в большей степени его поведение зависит от особенностей н.с. и чем старше человек, тем в большей степени его поведение определяется ценностными ориентациями, установками т.е. воспитанием.

Слайд № 7

2. Враждебные установки: «кругом враги», «все желают мне зла», «все против меня»; «зло не должно оставаться безнаказанным», которые не позволяют объективно понять ситуацию – видят злой умысел даже там где его нет. Подобные враждебные установки могут быть ребёнком переняты у родителя. Или могут быть следствием раннего травматического опыта, который формирует восприятие окружающего мира, как опасного, враждебного по отношению к себе, что повышает агрессивность личности и усугубляет переживания печали, депрессии.

Слайд № 8

Что делать.

1. Обучать управлению своим телом: дыхательные техники, тренинг мышечного напряжения и расслабления, занятия физкультурой и спортом.

Слайд №9

2. Учить / Формировать привычку к осознаванию чувств, мотивов, потребностей своих и других людей; рассмотрению вариантов возможного реагирования их последствий

Формируем, через выстраивание диалога с ребёнком - задаём вопросы, которые помогают осознавать:

-Какое у тебя было чувство? Какие чувства были у другого?

-Что ты хотел? Что хотел другой?

-Получилось ли достичь? Почему нет? Как по другому?

-Какие уроки извлёк из ситуации? и т.д.

Слайд № 10

3. Формировать установку: я отвечаю за своё эмоциональное состояние, я выбираю свою эмоциональную и поведенческую реакцию. (Не «Они меня разозлили!», а «Я на них разозлился!»; Не «Они меня довели!», а «Я перестал себя контролировать!»)

Слайд № 11

*Следует иметь в виду, что часто родители поддерживают эту установку у своего ребёнка или даже формируют её тогда, когда при ребёнке говорят: «Это всё из-за них!», «Это они его доводят!», «Если бы они не …, тогда он бы…». Конечно, это важно, в случаи с эмоциональной агрессии, снизить провоцирующие факторы (Например, что бы не дразнили и т.п.). Но, разговаривая с ребёнком или при ребёнке, мы помним о вреде для него самого такого рода рассуждений. С ребёнком мы ведём разговор в контексте: «У тебя были варианты… Ты мог «психовать» а мог остаться спокойным и т.п.».

Слайд № 12

4. Формирование позитивного отношения к себе и к миру: Установки, сформированные в раннем и/ или дошкольном детстве: «Я хороший, мир хороший» - снижает уровень возможной агрессии; «Я хороший, мир плохой» - дает разрешение на агрессию, «Я плохой, мир хороший» - порождает агрессию.

Объяснять причины (мотивы) поведения вовлечённых в конфликтную ситуацию людей, делая упор на «смягчающих обстоятельствах». Заблаговременная информация о «смягчающих обстоятельствах» у того человека, из-за которого возникли негативные эмоции. Эта информация смягчает или предотвращает агрессивную реакцию в его адрес: «У Васи дома неприятности - он сегодня не в духе»

Формировать представление о том, что человек не константен (особенно если речь идёт о ребёнке) т.е. он не навсегда такой: «Он всего лишь ребёнок, который ещё только учиться различать добро и зло, который, как и ты, только ещё учится навыкам общения…он такой не навсегда».

Слайд № 13

Причины инструментальной агрессии:

Иногда родители горды тем, что их ребенок, не важно девочка или мальчик может сдать сдачу или является лидером за счет запугивания остальных ребят в класса. Т.е. родители поддерживают такую модель поведения…..

  1. Ребёнок имеет (или имел ранее) опыт получение вознаграждения за агрессию, т.е. достигал своих целей с помощью агрессии (Например…)
  2. Имел опыт наблюдения ситуаций, когда с помощью агрессивного поведения человек добивался целей, получал преимущество (Например, наблюдение агрессивного поведения отца, старшего брата или одноклассника…), даже если сам от неё страдал.

На уровень и способ выражения агрессии сына оказывает большое влияние уровень и способ выражения агрессии отца, а у девочек – мать.

  1. Прямое научение агрессивному поведению, как способу достижению целей (Например, в асоциальных семьях, асоциальных компаниях) с дальнейшим приобретение опыта получения вознаграждения за агрессивное поведение (+ пункт № 1).

Слайд № 14

1. Агрессивные модели поведения, а вместе с ними и не конструктивные установки, как правило, перенятые от родителей.

· Если родители применяют физические наказания, то ребёнок усваивает – если кто-то делает то, что мне не нравится – его надо наказать.

· Если родители кричат на ребёнка и оскорбительно высказываются в его адрес, то ребёнок усваивает - если кто-то делает то, что мне не нравится – на него надо кричать и обзывать.

· То же самое, если родители выше названными способами решают конфликты между собой, с соседями и другими людьми (в том числе с учителями).

Слайд № 15

Что делать.

  1. Создать условия, при которых ребёнок перестанет получать «вознаграждение» за своё агрессивное поведение. Следует иметь в виду, что ещё некоторое время, он будет пользоваться привычным способом, но если не будет получать позитивного подкрепления, то ему придётся искать новые варианты поведения. Пример
  2. Создать условия, при которых ребёнок перестанет видеть, что агрессивное поведение эффективно, обращать внимание на негативные последствия (в том числе отдалённые) для самого агрессора.

· Создать условия, при которых ребёнок будет получать вознаграждение за конструктивное поведение – позитивно подкреплять минимальные проявления формируемого поведения. Подчеркивать проявления сопереживания, доброты в поведении ребёнка, причём, если агрессивность ребёнка выражена значительно, подчеркивайте самые незначительные проявления выше названных качеств: «Ты был очень добр, когда …», «Ты заметил как девочке было приятно когда ты...», «Это тот поступок, которым ты можешь гордиться» и т.п.

Слайд № 16 Тест «Агрессивен ли ваш ребенок»

Слайд № 17 Ответы

Слайд № 18



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: