Государственное казенное образовательное учреждение
Высшего образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра финансового менеджмента
Контрольная работа №1
по дисциплине «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»
(Основы финансового менеджмента)
на тему «Функции финансового менеджера в государственной организации, учреждении, ФОИВ: характеристика и специфика»_____________________________
____________________________________________________________
студента Жамлиной Софьи Владимировной________________________
(Ф.И.О.)
Направление подготовки (специальность): 38.03.02 Менеджмент
Направленность (профиль): «Финансовый менеджмент»
Факультет: Экономический факультет
Форма обучения очная_________________________________________
(очная, заочная, очно-заочная)
Студент ______________ ______________
(подпись) (инициалы, фамилия)
«___» _________ 20__ г.
Люберцы-2020
№ 1
Менеджмент – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.
Организация – систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определённых целей.
Система управления – форма реального воплощения управленческих взаимосвязей.
№ 2
Выделяют четыре основных элемента финансового механизма:
· Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия.
· Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия.
· Внутренний механизм регулирования финансовой деятельности предприятия (устав, финансовая стратегия, внутренние нормативы и требования).
· Система конкретных приемов и методов, используемых на предприятии в процессе анализа, планирования и контроля финансовой деятельности.
|
№ 3
Предотвращение кризисных ситуаций, обеспечение должного удовлетворения интересов отдельных групп людей, от которых зависит существование организации, является одной из важнейших задач менеджмента. Именно менеджмент должен сформировать для организации такие задачи, решение которых позволит всем вовлеченным в деятельность организации участникам получать приемлемую для них выгоду.
Функция управления оборотным капиталом:
выявление реальной потребности в отдельных видах активов и определение их стоимости, исходя из предполагаемых темпов роста компании;
формирование структуры активов, отвечающей требованиям ликвидности компании;
повышение эффективности использования оборотного капитала;
контроль и регулирование денежных операций; анализ денежных потоков;
Функция анализа финансовых рисков:
выявление финансовых рисков, присущих инвестиционной и финансово-хозяйственной деятельности компании;
анализ и прогнозирование финансовых и предпринимательских рисков;
Функция оценки и консультации:
формирование системы мероприятий по профилактике и минимизации финансовых рисков;
координация и контроль исполнения управленческих решений в рамках финансового менеджмента;
организация системы мониторинга финансовой деятельности, реализации отдельных проектов и управление финансовыми результатами;
корректировка финансовых планов, бюджетов отдельных подразделений;
проведение консультаций с руководителями подразделений компании и разработка рекомендаций по финансовым вопросам.
|
Функция планирования:
разработка финансовой стратегии компании; формирование системы целей и основных показателей ее деятельности на долгосрочный и краткосрочный период; проведение долгосрочного и краткосрочного финансового планирования; составление бюджета компании;
формирование ценовой политики; прогноз продаж; анализ экономических факторов и конъюнктуры рынка;
налоговое планирование.
Функция формирования структуры капитала и расчета его цены:
определение общей потребности финансовых ресурсов для обеспечения деятельности организации; формирование и анализ альтернативных источников финансирования; формирование оптимальной финансовой структуры капитала, обеспечивающей стоимость компании;
расчет цены капитала;
формирование эффективного потока реинвестируемой прибыли и амортизационных отчислений.
инвестиционный анализ;
Функция разработки инвестиционной политики:
формирование важнейших направлений вложения капитала компании; оценка инвестиционной привлекательности отдельных финансовых инструментов, отбор наиболее эффективных из них;
формирование инвестиционного портфеля и управление им.
№ 4
Власть – способность оказывать влияние на поведение людей. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:
· власть — это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;
· между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость.
· тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
|
Власть используют и начальники, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей или укрепить своё положение. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает её структуру. Без власти нет организации.
Формы власти: авторитет, личная власть, экспертная власть, власть примера, власть информации, власть связей.
№ 5
Наиболее эффективное управление обеспечивает лидерство. Лидерство — это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность.
№ 6
Основная цель деятельности менеджера: быстрый и стабильный рост.
№ 7
Требования к менеджеру, которые предъявляются к менеджеру на высших уровнях управления:
· Менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
· Менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
· Менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;
· Менеджеры обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;
· Менеджеры являются основным информационным звеном связи организации с окружением;
· Менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
· Менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.
№ 8
Финансовый менеджмент включает следующие аспекты деятельности:
организацию и управление отношениями предприятия в финансовой сфере с другими предприятиями, банками, страховыми компаниями, бюджетами всех уровней;
формирование финансовых ресурсов и их оптимизацию;
размещение капитала и управление процессом его функционирования;
анализ и управление денежными потоками компании.
Финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.
Стратегия управления - общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Данному способу соответствует определенный набор правил и ограничений принятия решений.
Тактика управления — это конкретные методы и приемы достижения поставленной цели в рамках определенных условий хозяйственной деятельности рассматриваемого предприятия.
№ 9
Объекты деятельности менеджменты:
· Производство;
· Маркетинг;
· Финансы;
· Работа с кадрами;
· Эккаутинг (учёт и анализ хозяйственной деятельности).
Управление производством предполагает, что соответствующие службы менеджмента осуществляют управление процессом получения переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих в организацию, продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого менеджмент осуществляет следующие операции:
- управление разработкой и проектированием продукта;
- выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта,
- управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции;
- контроль качества,
Ключевыми точками внимания менеджмента при управлении производством являются издержки и качество.
Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целевых показателей организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как: изучение рынка; реклама; ценообразование; создание систем сбыта; распределение созданной продукции; сбыт.
В последнее время при управлении маркетингом все большее влияние уделяется фактору устойчивости связи с покупателем. Поэтому акценты процесса маркетинга продукта все более с функциональных свойств продукта на такие элементы, как «оболочка» продукта реже бренд, гарантии, имидж также все большее начинает придаваться развитию схем взаимодействия с клиентом в продажи.
Управление финансами состоит в том, что менеджмент реализует управление процессом движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется:
· составление бюджета и финансового плана,
· формирование денежных ресурсов:
· распределение денег между различными субъектами, определяющими жизнь организации;
оценка финансового потенциала организации. При управлении финансами исключительно большое значение имеет оптимизация использования финансовых ресурсов. Особенность финансов состоит в том, что они сами как ресурсы стоят определенных денег и также сами по себе в состоянии во времени либо расти, либо, наоборот, обесцениваться в зависимости оттого, как они сохраняются. Поэтому качество управления финансами во многом определяется тем, насколько оптимально построен процесс движения финансовых средств.
Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Кадровая работа включает в себя следующие элементы:
· подбор и расстановка кадров;
· обучение и развитие кадров;
· компенсация за выполненную работу, создание условий на рабочем месте;
· поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.
По мере того как наполнение рутинных трудовых операций все более подходит к машинам, а сотрудники все более занимаются творческим трудом, управление персоналом становится той ключевой функцией, которая может обеспечить организации исключительные преимущества, се более сильней в конкурентной борьбе, дающие ей возможность успешно развиваться в условиях динамично меняющейся среды.
Управление предполагает управление процессом проработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления все деятельности.
№ 10
Роль финансового менеджмента: Формирование финансовых ресурсов, их эффективное размещение и использование невозможно без четкой и грамотной системы управления финансами компании.
В современных условиях перехода к рыночной экономике управление финансами является наиболее сложным и ответственным звеном в системе управления различными аспектами деятельности предприятия, выполняющим связующую роль и определяющим в итоге положение предприятия на рынке, его конкурентоспособность, устойчивость, прибыльность.
Управление финансами осуществляется посредством финансового механизма, который можно определить как систему действия финансовых методов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.
№ 11
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от неуспешных тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий некоторыми особенностями способ управления организацией. Синонимами слов «руководство» и «руководитель» являются слова лидерство и лидер.
Лидерство — это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.
Теория лидерских качеств:
Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: ум или интеллектуальные способности; Традиционные концепции лидерства; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела.
№ 12
В практике управления в организациях применяются две системы распределения прав и ответственности или полномочий по уровням иерархии. Первая система строится на основе принципа единства подчинения, а ее схема чемто похожа на «елочку». Историческими и культурными корнями системы «елочки» яв ляются комбинация отношений частной собственности на землю и базирующихся на уважении и расчете отношений, воспроизводи мых в западноевропейской семье между ее старшими и младшими членами. Принцип единства подчинения заключается в том, что работ ник должен получать распоряжение, относящееся к выполняемой работе, только от одного начальника. Исходя из этого система «елочка» построена так, что права и ответственность вышестояще го руководителя поглощают только часть прав и ответственности нижестоящего руководителя. Такая система является основой веберовской бюрократической организации и отличается высокой четкостью в фиксации прав и ответственности руководителя каждого уровня. Она позволяет лег ко найти ответственного за неудачу в организации. Недостатком системы «елочка» является то, что в рамках распространенной функциональной департаментизации она ослабляет функциональ ные права (рис. 9.18). Вторая система — система двойного или множественного под чинения («матрешка») — исторически строилась на комбинации от ношений совместной или общественной собственности на землю и отношений, воспроизводимых в семьях с азиатской культурой. В отличие от «елочки», система «матрешка» построена так, что права и ответственность вышестоящего руководителя полностью поглощают права и ответственность всех нижестоящих руководи телей. При такой системе права и ответственность распылены меж ду многими уровнями организации, и здесь практически невоз можно найти виновного за случившееся. Им может стать руково дитель любого уровня, и определяться это будет не в рамках установленной политики и процедур, а субъективным мнением вышестоящего руководителя, преследующего свои политические цели. В России эта система сформировалась в государственном управлении во времена Ивана Грозного, и одним из ее проявлений была опричнина. Советская система управления также основыва лась на этом свойстве. Система сознательно допускает наличие двух и более лиц, имею щих одинаковые полномочия относительно объекта управления. Та кое положение уводит окончательное решение на самый верх органи зации и позволяет тем самым осуществлять тотальный контроль.
№ 13
Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы типа: Что у меня хорошо получается? В чем мои сильные стороны? Чего мне как ли деру не хватает? Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше? Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Это му обычно предшествует определенный тип карьеры в организа ции или в организациях, помогающий развить эти навыки и уме ния. В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером. При этом основополагающим является то, что лидерство — это не набор на выков и умений, а качества характера, такие как, например, приня тие на себя риска. Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать. Раздел IV 433 12.2. Основы лидерства Власть и влияние являются главными в работе лидера. Выше под робно рассматривались различные основы и источники власти. Сейчас же рассмотрим то, как используется власть в рамках эффек тивного лидерства. Экспертная власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специ альных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возможность ее ис пользования обратно пропорциональна уровню, занимаемому ли дером в организации. Другая ситуация наблюдается в случае, когда лидер пользуется властью примера, так как она является во многих случаях причиной признания и последующего обожания (харизма) лидера последова телями. Данный источник власти исходит непосредственно от по следователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожа телей, а не наоборот. Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Однако реально этим пра вом лидер может пользоваться только до того момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию. Власть информации в лидерском варианте связана с индивиду альными способностями и умением лидера соединять на своем уровне не соединяемые внизу концы информационных потоков. Принятие решения как источник власти важно для лидера на этапе его «последнего слова», которого, как правило, ждут от него после дователи. Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех остальных этапах принятия решения и вы сокий уровень «решительности» у самого лидера. Вознаграждение и принуждение как источники власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным лидером, не жели с месячной премией или выговором. Власть над ресурсами используется эффективным лидером для сбалансирования недостатков и улучшения состояния дел. Все большее значение для достижения эффективного лидерст ва играет власть связей, реализуемая, в частности, путем создания так называемых сетевых структур, способствующих поддержанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации. Лидер должен стремиться к эффективному со 434 Менеджмент 12. Организационные процессы: власть и лидерство четанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффектив ного лидерства.
№ 15
К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем сред ний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лиде ром. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди под тверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур ми ровой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических ка честв, полагаются в своем суждении в значительной мере на ис пользование силы в занятии лидерской позиции, что, как уже от мечалось, не является характерным для эффективного лидерства. Психологические, или эмоциональные, качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило под тверждения практикой своей связи с лидерством. Это позволяет сделать вывод, что дело обстоит не так просто и что нельзя в пол ной мере и непосредственным образом полагаться на приведенные в табл. 12.2 черты характера личности при выявлении лидера в ор ганизации. Изучение умственных, или интеллектуальных, качеств и их свя зи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их ре зультаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров. К этому, видимо, привело то, что успех ли дера во многом зависит от его способностей и умения решать про блемы и принимать правильные решения. Эффективное выполне ние этих функций, как известно, связано с наличием рассматри ваемых способностей. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень по следователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем. Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполне нии своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уров ням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются 442 Менеджмент 12. Организационные процессы: власть и лидерство определяющими для эффективного лидерства. Так, например, де ловые качества, сделавшие когото лидером в коммерческом бан ке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лабора тории или в театре. Теория лидерских качеств имеет ряд недостат ков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невоз можным создать «единственно верный» образ лидера, а следова тельно, заложить какието основы теории. Во%вторых, по различным причинам, таким, например, как не удача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организа ции или ситуации, не удалось установить тесную связь между рас смотренными качествами и лидерством и помочь практическому вы явлению последнего.
№ 16
трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и от! ветственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки по работе; оценка ра! боты и вознаграждение; отношения «человек — машина»; индиви! дуальная или групповая работа; продвижение по работе). Вышеотмеченные характеристики культуры организации, взя! тые вместе, отражают и придают смысл концепции организацион! ной культуры. Помощь в понимании этой концепции может ока! зать модель отношений между содержанием культуры организа! ции, ее проявлением и восприятием и интерпретацией этой культуры работниками. Члены организации, разделяя веру и ожидания, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют пони! маемые всеми чувства и эмоции. Все это, будучи воспринятым ра! ботниками, помогает им понять и интерпретировать культуру орга! низации, т.е. придать свое значение событиям и действиям и сде! лать осмысленным свое рабочее окружение. Поведение людей и групп внутри организации сильно связано нормами, вытекающи! ми из этих разделяемых верований, ожиданий и действий. Содержание организационной культуры влияет на направлен! ность поведения и определяется не простой суммой предположе! ний, а тем, как они связаны между собой и как они формируют оп! ределенные образцы поведения