БЕРДСК — ДВАЖДЫ РОЖДЕННЫЙ




В биографии этого города много интересного и удивительного, неожиданного и загадочного; в сентябре нынешнего года ему исполняется 285 лет, а выглядит он, тем не менее, зеленым юнцом. История Бердска похожа на увлекательнейший роман, который читается на одном дыхании.

Реальное основание Бердского острога связано, по мнению ученого, с промежутком времени 1713—1718 гг., так как именно в этот период предпринимаются активные попытки русских в продвижении на Алтай, и, соответственно, постройка в этом месте острога не только была целесообразна, но имела определенное важное значение.

В 1716 году под руководством Ивана Буткеева (пленённого поляка, прижившегося в России и ставшего служилым человеком) началось строительство острога[7]. С двух сторон он был защищён естественными преградами: Обью и Бердью и их высокими крутыми берегами, с которых хорошо просматривалась и долина Оби. С третьей стороны город был закрыт густым лесом[7].

Самое любопытное и интересное заключалось в том, что новому губернскому городу предполагалось дать название "Колывань". Именной указ, данный Екатериной II сенату 12 мая 1783 года, гласил: "О бытии губернского города Колыванской губернии в Бердском остроге с наименованием оного Колыванью".

В 1797 году Колыванская губерния была упразднена; территория её вошла в состав Тобольской губернии. С Бердска название Колывань было снято, он стал именоваться - село Бердское. Продолжительное время Бердск являлся торговым селом, крупным поставщиком хлеба для городов Сибири. В 1913 году, в 9 верстах от села Бердского прошла железная дорога, соединяющая Новониколаевск с Барнаулом. А годом раньше, подрядчик по строительству этой дороги, Мазорини заложил фундамент здания железнодорожного вокзала – нынешней станции Бердск.

В 1929 году село Бердское было переведено в разряд городских посёлков и оставалось районным центром до 1933 года. С 1933 года районным центром стал Искитим, а Бердск остался рабочим посёлком.

Учитывая быстрый рост посёлка и дальнейшие перспективы его развития, 9 февраля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР, рабочий посёлок Бердск Новосибирской области был преобразован в город областного подчинения с сохранением за ним прежнего наименования, а также с включением в городскую черту посёлка Красный сокол и территории дома отдыха, государственной мельницы, железнодорожной станции Бердск и Бердской лесной дачи. Население с благодарностью отозвалось на Указ Президиума Верховного Совета РСФСР и с воодушевлением трудилось, развивая свой молодой город.

В связи со строительством Новосибирской ГЭС и затоплением прежнего места расположения города в 1954 году Бердск был перенесен на новое место, поэтому его называют «дважды рождённым». В течение 4 лет шла напряжённая работа по переселению, и была закончена в 1957 году. После чего началось быстрое развитие города.

К настоящему моменту он «дорос» до статуса второго по величине муниципального образования в Новосибирской области после города Новосибирска.

Город Обь

Город Обь является административным центром городского округа «Город Обь ».

Статус города присвоен в 1969 году.

Население 24,8 тыс. чел. (2005).

Город расположен на востоке Барабинской низменности, в 17 км к западу от Новосибирска и связан с ним железной и автомобильной дорогами. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали.

Населённый пункт возник как посёлок при станции, названной по расположенному рядом селу Толмачёво, в 1934 году был переименован в Обь, хотя река Обь находится в 15 км от города. В 1947 году стал посёлком городского типа, в 1969 году получил статус города, а в 1989 году стал городом областного подчинения.

Основное предприятие — международный аэропорт Толмачёво, открывшийся 12 июля 1957, Авиакомпания Сибирь.

Тогучин

Тогучинский район. Административный центр района — город Тогучин. Это один из старейших городов Новосибирской области. Территория района составляет 6,1 тыс. кв. км. По количеству населенных пунктов район занимает в области лидирующее положение. Самыми крупными из них, после Тогучина, являются рабочий поселок Горный, поселки Нечаевский и Шахта, станция Курундус, села Березиково, Коурак и Лебедево. По территории района протекает одна из наиболее многоводных рек области — Иня, а также ее многочисленные притоки. В районе имеются большие запасы древесины, кирпичных глин и строительных камней, богатые сельхозугодья, занимающие 58% всей площади. По территории района проходит железнодорожная магистраль Новосибирск — Новокузнецк и углепровод Белово — Новосибирск. По количеству сельскохозяйственных предприятий Тогучинский район находится в Новосибирской областина первом месте. В сельском хозяйстве занято 38,2% всех работающих.

Барабинск

"Бараба" в переводе с татарского языка означает "многоводье". На месте современного города первоначально стояла небольшая железнодорожная станция Каинск-Томский, которая числилась поселком г.Каинска (современный Куйбышев). В 1893 году она была переименована в Барабинск. В начале XX столетия в городе насчитывалось 300-400 землянок, несколько десятков деревянных и кирпичных домов с 1049 жителями.

Сегодня Барабинск - город с населением 34,5 тыс. человек, есть промышленные предприятия, учреждения культуры, связи, 20 образовательных учреждений. Наш город является крупным железнодорожным узлом Западно-Сибирской железной дороги.

 

Карасук

Карасук (тюрк. «карасу», то есть черная вода) — город (с 1954) в России, административный центр Карасукского района Новосибирской области.

На протяжении столетий эти земли были частью Великой Степи, по которой перемещались многочисленные кочевые племена, о них сегодня напоминает большое количество курганов, разбросанных по территории района. В связи с этим, земледельческая колонизация Кулунды русскими началась достаточно поздно. Долгое время серьезным препятствием для нее была Джунгарская угроза. После падения Джунгарии в сер. 18 века и ухода из Кулунды телеутов, степь начинает осторожно заселяться русскими земледельцами с севера и казахами-кочевниками с юго-запада. Наиболее активно они стали осваиваться пересенцами из Европейской части Российской империи (русскими, немцами, украинцами) в конце 19 – начале 20 века. На сегодняшний день многонациональное население Карасука составляет около 30 тысяч человек.

В 1911г. По инициативе омского купца Дерова начались изыскательные работы по пути железной дороги, которая должна была связать Транссиб с принадлежащими купцу Экибастузскими каменноугольными копями. Из-за уступчивого характера инженера-изыскателя, охотно шедшего на встречу кулундинским крестьянам, не желавшим терять плодородные земли, дорога пролегла по неиспользуемым низинным и, зачастую, заболоченным участкам. Поэтому нынешнее поколение карасучан обречено осваивать под собственные огороды земли болотистые и солончаковые. Тем не менее, первый колышек под строительство был вбит в мае 1912 года (эту дату предложено считать днем рождения города?) неподалеку от того места, где стоит ныне вокзал станции Карасук – 1. непосредственно строительство дороги на участке «Татарская – Славгород» началось в 1913 г. К лету 1916 г. Земляное полотно довели до Карасука, а уже 10 января 1917г. Было объявлено о регулярном движении товаро-пассажирского поезда, который приходил в Карасук раз в неделю.

Свое название станция получила по реке Карасук, вблизи которой она располагалась. Если обратиться к этимологии этого слова, то в переводе с тюрского «карасу» означает «черная вода». Так называли реки и ручьи, в устье которых били родники. Возможно и еще одно толкование данного термина, предложенное директором Карасукского краеведческого музея В.Н.Родюшкиным. согласно написанию в казахском языке названия города «Карасуык», перевод будет означать как «черная стужа», что вполне соответствует природным условиям данной местности и имеет обоснования в сказаниях местных казахов. Впрочем, не исключено, что мы имеем дело с искажением более древнего названия.

В 1960-80гг город, его инфраструктура, в основном развивалась за счет железной дороги. Она без сомнения являлась и является градообразующим фактором. И сегодня город остается крупнейшим узлом на Средне-Сибирской магистрали, а депо станции Карасук- традиционно одним из лучших депо российских дорог.

 

Болотное

Город Болотное основан в 1805 году на реках Болотная и Березовка в 104 верстах от Томска. Дата основания Болотного указана в материалах переписи населенных мест Сибкрая 1926 года и требует дополнительной проверки, так как значительная часть историков и исследователей с недоверием, вполне обоснованным, относятся к датам основания старейших населенных пунктов Сибрая, указанных в материалах этой переписи. Болотное основано как почтовая станция на измененном участке Большого Сибирского тракта. В 1859 году в Болотном учтено 100 дворов и 364 жителя, в 1893 году учтено 100 дворов и 453 жителя. В 1893 году в Болотном была церковь, церковно-приходская школа, почтовая станция, этап для конвоирования ссыльных, хлебозапасный магазин и питейное заведение. Резкий рост Болотного начался после прокладки железной дороги. В 1911 году в нем было учтено уже 282 двора. В этом же году в Болотном учтены церковь, церковно-приходская школа, почтовотелеграфное отделение, станция Сибирской железной дороги, 68 торговых лавок, две паровых мельницы, одна казенная винная лавка, две виннобакалейных и три пивных лавки, отделение казенного сельского склада, хлебозапасный магазин. Еженедельно по пятницам и субботам в Болотном проводился базар и два раза в год, по неделе с 24 июля и с 20 октября проводилась ярмарка. С 1911 года до советского периода в Болотном располагалось правление новой Гондатьевской волости (названной по фамилии Томского губернатора Гондатьева), в которую входили: село Болотное, деревни Ача, Старый Елбак, Верх-Елбах, КАрасево, Зудово, Елизарово, Елфимово, Киряково, Корнилово, Мануйлово, Таскаево и Савиново, а также несколько десятков новых переселенческих поселков и деревень.

В 1900 году село Болотное насчитывало около 100 дворов и имело две улицы – Московскую и Кузнецкую (ныне улица Кирова). Вся остальная территория была покрыта дремучим лесом. В 1943 году село Болотное было переименово в город Болотное.

Городом Болотное начал называться с 1943 года.

Куйбышев

В 1990 году город получил статус исторического населенного места России.

Современный Куйбышев — это крупнейший промышленный центр Барабы. Его основные предприятия — химический завод «Фотон», Барабинская ГРЭС, завод керамзитобетонных изделий, завод железобетонных изделий, полиграфическое объединение «Простор». В городе действует крупный мясокомбинат, птицекомбинат, хлебокомбинат, ликеро-водочный завод «КАОЛВИ», АО «Спирт» — единственный производитель спирта в области.

Купино

Город Купино расположен на юго-западе Новосибирской области, на территории Купинского района. В настоящее время в городе Купино проживает около 17 000 человек, работающих на предприятиях города и в учреждениях социальной сферы. Крупнейшими предприятиями города являются Молочно – консервный комбинат, Элеватор, ППЖКХ.

Город Купино был основан в 1886 году, сейчас на территории города расположены объекты историко - культурного наследия: церковь св. Луки, церковно-приходская школа, здание волостной переселенческой больницы, водонапорная башня локомотивного депо, мемориальный комплекс «Герои фронта и тыла».

В Купино много учреждений социальной и образовательной и культурной сферы: 4 муниципальных общеобразовательных школы; школа искусств; школа – интернат; медицинское училище, дом детского творчества; дом культуры имени Кирова; дом культуры железнодорожников; кинотеатр «Сибирь.

Облик города украшает спортивный комплекс «Урожай», новый лечебный комплекс, в 2006 году был открыт спортивный комплекс «Купинец» в военном городке.

В современном городе Купино 82 улицы, их общая протяженность составляет 90 км.

Каргат

Карга́т (тюрк. «чёрная ягода», то есть смородина)

Населенный пункт Каргат возник в 1890- х годах в связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. Первыми его жителями были рабочие и служащие железной дороги, торговцы зерном и скотом, мелкие ремесленники. Жители ближайших сел занимались земледелием и скотоводством, а зимой извозом. На лошадях возили хлеб из амбаров на железнодорожную станцию. В 1921 году был сформирован Каргатский уезд, центром которого стал город Каргат, образованный в результате слияния четырех сел: Южного Каргата и Центрального Каргата, Мингородского и Алексеевского. Административное деление несколько раз менялось. Так уезд стал районом, Каргат то «разжаловался» до села, то вновь становился городом.

В июле 1925 года Каргат утратил статус административного центра уезда и был преобразован в село. Решением Новосибирского облисполкома от 26.03.1945 г. село Каргат преобразовано в город районного подчинения, а в 1957 году Каргат отнесен к категории рабочих поселков. 30 ноября 1965 года рабочий поселок Каргат был преобразован в город районного подчинения, входящий в состав Каргатского района Новосибирской области.

Татарск

Появление города связано со строительством Транссибирской магистрали в конце XIX века. При строительстве железной дороги в 1894 году образована станция Татарская, получившая своё название от расположенной в двух верстах от станции деревни Татарка Казаткульской волости Каинского уезда Томской губернии. Деревня Татарка, названная в честь первых жителей, была основана в XVIII веке: по одним данным — в 1733—1735 годах при строительстве Московского тракта[2], по другим — в 1790 году[3].

Дореволюционный Татарск представлял собой бойкий населенный торговый пункт. В нем было более 15 контор по закупке сливочного масла. До З00 тыс. пудов масла и свыше миллиона пудов хлеба ежегодно отправляли из Татарска в центральные районы России и за границу. В городе насчитывалось около 100 купеческих мелких лавок и магазинов. Крупными купцами считались братья Сосновские, Мариупольские, Бородин, Терехов, Цибис, Гусев, Лушников, Моцкарев, братья Шайхулины, Каспирович и др.

Образован в 1911 в результате объединения посёлков Старая Татарка и Станционный; город - с 1925.

Черепаново

В связи со строительством Алтайской железной дороги, соединяющей Барнаул с Новониколаевском, в 1912 году появилась станция Черепаново. Свое название она получила по вполне обычной для того времени причине. Раньше на месте станции находилась единственная охотничья избушка, принадлежащая крестьянину Черепанову из деревни Бочкари. Земля, на которой строилась станция, тоже принадлежала Черепанову. Естественно, что и станцию назвали тем же именем.

В 1912 – 1913 г.г. при станции образовался поселок Свободный.

19 июля 1921 г. приказом № 1 Черепановского ревкома поселок Свободный переименован в город Черепаново. Но центральная власть (Всероссийский Центральный исполнительный комитет) узаконила это решение только 6 июня 1925 года. Эта дата и считается днем рождения города.

19 июля 1921 г. приказом № 1 Черепановского ревкома поселок Свободный переименован в город Черепаново. Но центральная власть (Всероссийский Центральный исполнительный комитет) узаконила это решение только 6 июня 1925 года. Эта дата и считается днем рождения города.

Чулым

При проведении Транссибирской железнодорожной магистрали в 1893 году среди болотистой местности на другом берегу реки Чулым, (что означает "гнилая вода") был выстроен разъезд "Чулымский", который позднее превратился в станцию "Чулымскую".

В 1913 году через станцию Чулымская прошел первый пассажирский поезд, тянувший 5-6 двухосных деревянных вагончиков. Перед революцией станция Чулымская была уже большим селом Нижнее – Чулымской волости, Барнаульского уезда.

В 20-30- е годы: В Чулым переселяется значительная часть жителей окрестных деревень. Многие идут работать на железную дорогу.

В 1926 году станция уже имела одиннадцать приемо-отправочных путей, а в помещении конторы связи был установлен телеграфный аппарат.

1947 год стал годом образования города Чулыма, именно в этом году рабочему поселку присвоен статус города.

На первое января 1947 года в городе Чулыме насчитывалось около трех тысяч строений, в это же время насчитывалось 2430 личных подворий, население составляло более 18 тысяч человек. Работало две больницы: районная и железнодорожная, а также районная и железнодорожная амбулатории. Действовали одна средняя, одна неполная средняя и три начальных школы с общим числом учащихся 2530 человек. В школах работало 85 педагогов. В системе райпотребсоюза имелось 8 магазинов, 2 столовые, чайная и хлебопекарня. На территории Чулыма располагались 54 предприятия и учреждения.

Сейчас город Чулым - районный центр Чулымского района Новосибирской области. Население г. Чулыма составляет 11567 человек, по району 23929 человек. Большая часть населения города составляют русские, есть немцы, украинцы, казахи, татары и люди других национальностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: