Тема: Проблемы глобализации современного мира.
План:
1. Глобализация.
2. Глобальные проблемы современности.
Цель урока: дать учащимся сведения о глобализации в современном мире, причинах глобальных проблем, а также их негативных последствиях.
Задачи:
Образовательные:
- Студенты должны знать:
· Что такое глобализация;
· В каких сферах она встречается;
· Какие существуют глобальные проблемы;
· Каковы их причины возникновения;
· Каковы их последствия.
- Уметь объяснять основные термины:
· Глобализация
· «Гринпис»
· Экологический кризис
· Проблема «север- юг»
· Терроризм
Развивающие
1. Развивать умение делать выводы;
2. Строить причинно-следственные связи;
3. Развивать навыки устного общения.
Воспитывающие
1. Побудить студентов давать собственную оценку причин возникновения глобальных проблем.
2. Выработать собственную точку зрения на вопрос о роли человека в возникновении глобальных проблем.
3. Побудить студентов выразить свою точку зрения на вопрос о значении глобальных проблем в жизни человека.
4. Уважение точек зрения других людей.
ОБОРУДОВАНИЕ
· Индивидуальные карточки с вопросами;
· Мультимедийная презентация «Глобальные проблемы современности»;
· Энциклопедия «Всемирная история».
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
Тема: " Глобальные проблемы современности "
ПЛАН
- Проблема глобализации современного общества;
- Экологические проблемы;
- Проблема войны и мира;
- Проблема «Север- Юг».
Проблемный вопрос: Какая из глобальных проблем, на Ваш взгляд, является наиболее опасной? Почему?
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
· Приветствие
· Сообщение цели, плана урока
II. Контроль знаний по теме: « Общественный прогресс и его критерии».
· Фронтальный опрос;
· Опрос по карточкам.
Ш. Изучение нового материала.
1) Актуализация опорных знаний студентов
Вопросы:
· Какие существуют глобальные проблемы? Что вы о них знаете?
· Что такое «Гринпис»? Чем он занимается?
· В чем опасность развязывания войны в наше время?
· Какие сложности существуют сегодня у слабо развитых стран?
Вывод: в современном мире существует большое количество проблем, которые являются общими для многих народов. Нерешенность этих проблем может привести к печальным последствиям: нарушению экологического равновесия, угрозе жизни людей, исчезновению многих видов животных и т.д.
Логический переход к изучению новой темы:
Сегодня мы с вами будем изучать особенности процесса глобализации, наиболее сложные проблемы, связанные с жизнью и деятельностью человека в современном мире.
2) Изучение материала по обозначенному плану.
Постановка проблемного вопроса:
Какая из глобальных проблем, на Ваш взгляд, является наиболее опасной? Почему?
Проблема глобализации современного мира.
Студенты зарисовывают схему «Глобализация современного мира».
Глобализация
![]() | ![]() | ||||
![]() | |||||
Политическая Экономическая Культурная
(NATO, СНГ, (СЭВ, ЕЭС, филиалы (мировые гастроли
ООН и т.д.) фирм в разных странах артистов, обмен
и т.д.) студентами,
телемосты и т.д.)
Основные моменты:
· Понятие глобализации;
· Сферы глобализации;
· Примеры сегодняшней глобализации мира;
· Причины появления глобальных проблем;
· Виды глобальных проблем.
Вопросы:
· Какие существуют сегодня международные политические организации? Какие цели они ставят перед собой?
· Перечислить международные экономические объединения? Почему они возникают?
· Как проявляется глобализация в сфере культуры?
· Какие Глобальные проблемы вы знаете?
Вывод: в современном мире глобализация встречается в политической, экономической и культурной сферах. Она объединяет людей для решения наиболее важных проблем.
Экологические проблемы.
Основные моменты:
· Причины возникновения экологических проблем;
· Вред, наносимый окружающему миру экологическими проблемами;
· Решение экологических проблем.
Вопросы:
· Какие экологические проблемы вы знаете?
· Какой вред они могут нанести здоровью человека?
· Пути решения экологических проблем.
Вывод: Экологические проблемы возникают, в основном, благодаря деятельности человека. Они могут привести к нарушению природного равновесия, привести к исчезновению многих видов животных, вызвать болезни у людей.
Проблема войны и мира.
Основные моменты:
· Опасность развязывания войны в наше время.
· Ядерная угроза.
· Новые виды вооружения в эпоху разоружения.
· Проблема маленьких государств и начала войны.
Вопросы:
· В чем опасность 3-й Мировой войны?
· Происходит ли, на Ваш взгляд, разоружение сегодня?
· Какие виды современной военной техники вы знаете?
Вывод: В нынешнее время угроза войны возможна не со стороны ведущих мировых держав, а со стороны мелких стран, пытающихся «приручить» атом. В случае начала военных конфликтов, они могут перерасти в ядерную войну и уничтожить все живое на планете.
Проблема «Север- Юг».
Основные моменты:
· Время возникновения данной проблемы.
· Причины ее возникновения.
· Значение данной проблемы для современного мира.
· Попытки преодоления данной проблемы.
Вопросы:
· Одинаковое ли сегодня развитие мировых государств?
· Какие страны вы называете «слаборазвитыми»?
· Какие проблемы есть у этих стран?
· Как решается данная проблема?
Вывод: Страны Ю-В Азии, Латинской Америки, часть государств Африки называют «странами 3-го мира». В них существует высокая безработица, низкий уровень жизни, голод, опасные болезни, неграмотность. Мировые страны пытаются поддерживать эти государства при помощи субсидий, проводятся закупки продовольствия, медикаментов и книг для них.
IV. Закрепление изученного материала.
· Повторение пройденных понятий (Глобализация, экологическая проблема, «Гринпис», терроризм, проблема «Север- Юг»).
· Ответ на проблемный вопрос.
· Творческое задание «Письмо Генеральному секретарю ООН со своими предложениями решения наиболее важной проблемы»
Вывод: Глобализация, призванная совместно решать наиболее насущные вопросы жизни человека привела к появлению глобальных проблем современности. Эти проблемы смогли охватить не просто отдельные страны, а весь земной шар. Они созданы руками человека, и только он в силах их разрешить. От наших действий зависит будущее нас и наших детей.