Взаимоотношения с родственниками пациента.




Методическая разработка лекции по клинической психологии для студентов 5 курса педиатрического факультета

Тема: Медико-психологические аспекты врачебной деятельности. Взаимоотношения врач – пациент – медицинский персонал – родственники пациента.

Продолжительность лекции: 1 час

Цель лекции: познакомить будущих врачей с основными аспектами предстоящей деятельности, требованиями, предъявляемыми к личности врача, личностными особенностями пациентов, их родственников, медицинского персонала, особенностями взаимоотношений между ними, возможными психологическими трудностями и конфликтами в лечебно-диагностическом процессе, механизмами предупреждения негативных последствий и путями оптимизации межличностных отношений в процессе врачебной деятельности.

 

Основные положения лекции.

I. Личность врача.

 

1. Значение личностных особенностей врача в его профессиональной деятельности (характерологические и личностные качества, общая культура и манера общения, и др.). Некоторые индивидуально- психологические качества врача, имеющие важное значение в установлении и поддержании его контакта с пациентом (эмпатия, способность к установлению личностного резонанса).

 

2. Выбор профессии врача, роль сознательных мотивов выбора (служение людям, стремление помочь страдающему человеку, получение знаний о механизмах болезней, поиск новые средств и методов их излечения и т.д.) и недостаточно осознанных мотивов (болезнь и смерть родных и близких, собственная болезнь, мотив самокомпенсации, власти и др.).

 

3. Слагаемые авторитета врача для конкретного больного:

- профессионализм врача;

- его статус (профессор, заведующий отделением и т.д.);

- его личные человеческие качества;

- внешний облик;

- собственное здоровье врача;

- мнение о враче других лиц (коллег, медицинского персонала, других пациентов, родственников пациента).

 

II. Особенности взаимоотношений врач-пациент-родственники пациента-медицинский персонал:

 

1. Представление пациентов об идеальном враче, выбор врача пациентом. Характеристики врача, влияющие на выбор его пациентом:

- пол, возраст, национальность (раса), вероисповедание, сексуальная ориентация (по данным Ж.Лакана);

- личностные качества врача (ум, увлеченность работой, внимательность, чувство долга, доброта, серьезность, юмор и т.д.).

 

2. Факторы, оказывающие влияние на взаимоотношения врача и пациента:

- личностные особенности врача и пациента;

- внутренняя картина болезни и тип реакции на болезнь у пациента;

- психологическая установка пациента по отношению к врачу (адекватная, позитивная, негативная;

- мнение окружающих (родственников, знакомых, других пациентов, медицинского персонала);

- копинг-стратегии, как у пациента, так и у врача (сознательное поведение в психотравмирующей или конфликтной ситуации, направленное на ее преодоление (сохранение самообладания, избегание, подавление эмоций, смирение, сотрудничество, обращение за помощью и др.).

 

3. Значение бессознательного во взаимоотношениях врача и пациента (механизмы психологической защиты - идентификация, феномены переноса и контрпереноса).

 

4. Типы взаимоотношений врача и больного:

- эмоционально-нейтральный (дистанцирован от психологических переживаний пациента, ориентирован на клинические симптомы и предпочитает технократический подход к лечению больного), наиболее приемлем для пациентов-интровертов и шизоидов;

сопереживающий (способен к эмпатии, разделяет психологические проблемы пациентов), предпочтителен для пациентов с гипертимными, эмоционально неустойчивыми, сенситивными чертами характера;

 

- директивный (авторитарный, патерналистский) – врач является для пациента компетентным руководителем, занимающим активную позицию, важно для тревожно-мнительных и педантичных прациентов;

 

 

недирективный (партнерский) – сотрудничество между врачом и пациентом в оказании последнему эффективной медицинской помощи, избегая при этом пассивно-оборонительных форм общения.

 

Врач в роли пациента.

Бытует мнение, основанное на практическом опыте, что течение заболеваний у пациентов-врачей, часто более тяжелее или атипичное. Существует также мнение, что многие врачи умирают от «своих» болезней, то есть от тех, которыми они занимаются по своей специальности. Лечащие врачи не всегда задумываются о том, что заболевший врач имеет такую же психологию, как и остальные больные. Поэтому внимания меньше уделяют психологической ра­боте с ним, не всегда настойчиво придерживаются выбранной ле­чебной тактики, учитывая мнение и просьбы больного коллеги. Однако внутренняя картина болезни пациента-врача может существенно усложняться за счет переживаний, связанных с профессиональными знаниями, вследствие чего концепция болезни существенно отличается от реальности. Нередко у больных-врачей имеют место различные виды гипонозогнозии, вплоть до анозогнозии, обусловленные механизмами «психологической защиты», реже встречается гипернозогнозия.

Поэтому серьезно заболевшему врачу не следует заниматься самолечением, а необходимо обратиться к соответствующему специа­листу и довериться ему. Лечащий же врач, даже если его пациен­том является академик медицины, должен всесторонне оценить соматическое и психологическое состояние больного, не идти к него на поводу, а действовать в соответствии с ситуацией, опираясь на свои знания и опыт.

В медицине существует неписанное правило: не лечить и не оперировать самому близких родственников (за исключением неотложных лечебных мероприятий и ясных, легких случаев). Это положение объясняется возможностью формирования ложной концепции болезни под влиянием эмоцио­нальных переживаний и механизмов психологической защиты у самого врача, которые блокируют рациональный подход к диагностике и лечению, что может привести к нежелательным последствиям.

Взаимоотношения с родственниками пациента.

В профессиональной деятельности врача большую роль играют построение правильных взаимоотношений с родственниками пациента, недопущение деонтологических ошибок при сообщении близким о его тяжелом, безнадежном состоянии или смерти. Некоторые люди, обеспокоенные состоянием близкого человека, в силу личностных особенностей как бы вытес­няют опасность и обычные слова успокаивающего характера принимают как заверение, что опасности нет, не воспринимая последующий разговор и слова врача о серьезном, тяжелом, безнадежном состоянии. В этих случаях в последующем возможны конфликты и жалобы на врача, в которых родственники умершего больного утверждают, что врач не предупреждал о тяжести состояния, значит, ничего угрожающего не было, а смерть наступила из-за недосмот­ра или халатности.

Во избежание подобных ситуаций врач должен научиться четко излагать свои мысли, спокойно, без торопливости вести беседу, уметь, по возможности, утешить близких больного и убедить­ся, что его слова правильно поняты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: