Питомники бывают специализированные, где выращивают только декоративные деревья и кустарники, и смешанные, где, кроме того, выращивают плодовые и цветочные культуры.Озеленение городов и населенных пунктов требует разнообразных и в большом количестве деревьев, кустарников, цветов. Для каждого региона нашей страны имеется свой ассортимент растений, зависящий от местных природно-климатических особенностей, национальных обычаев и представлений, перспектив развития благоустройства.
Основные производственные зоны питомников (рис. 1):
зона маточных насаждений, которая обеспечивает питомник семенами, черенками, отпрысками, отводками и включает маточно-семенные и маточно-черенковые участки, дендрарий, защитные полосы;
зона сеянцев, состоящая из посевного участка для выращивания сеянцев и подвоев и участка вегетативного размножения для укоренения черенков;
зона саженцев — участки школ для выращивания декоративных кустарников и деревьев;
зона цветоводства и плодовых культур (для смешанных питомников), где выращивается рассада цветов и стандартных саженцев плодовых культур;
хозяйственная зона, включающая усадьбу (рис. 11.2), оранжереи, луга, дороги, водоемы и т. п.
Ландшафтному проектированию питомников предшествует предварительный выбор подходящих для них земельных участков. Они должны иметь рельеф с уклоном 2...3 %. При этом на севере лучшими являются склоны южного направления, на юге — северного, северо-западного и северо-восточного, в средней полосе — юго-западного и юго-восточного. Участки питомников должны быть обеспечены водой в требуемых количествах. Лучшие почвы -структурные, плодородные, свободные от многолетних сорняков. Благоприятными являются окультуренные средние и легкие суглинки или супеси древесно-подзолистых, черноземных, бурых и сероземных почв с рыхлой подпочвой. При выборе места под питомник следует избегать котловин, узких долин, небольших, окруженных густым лесом полян, так как в таких местах сеянцы страдают от резких колебаний температур.
|
В ландшафтном проектировании предусматриваются резервные поля для внедрения севооборотов, сохраняющих плодородие почвы и создающих условия для получения высококачественного посадочного материала. Особое внимание следует уделять усадьбе питомника. Здесь должно размещаться здание конторы, оранжереи, склады инвентаря и оборудования, хранилища семян с помещениями для их стратификационной температурно-влажностной обработки, участок компостника и склад удобрений, помещение для хранения мульчирующих смесей (торфяной крошки, опилок, соломы, мха), прикопочный участок, сооружения энергетического и санитарно-гигиенического назначения. Все сооружения должны быть минимально необходимых размеров и размещаться компактно. Территории питомников должны окружаться снего-, ветро-, газозащитными полосами. Усадьбу питомника лучше размещать в центре его территории, с тем чтобы расстояние до участков школ саженцев и сеянцев было равновеликим.
Соблюдение такого принципа облегчает функционирование питомника, создает необходимое удобство для его обслуживания и охраны, сокращает объем транспортных перевозок и протяженность поливочных коммуникаций, а следовательно, делает питомник более экономичным. Маточные участки лучше размещать вокруг усадьбы питомника, так как они содержат хорошо развитые, красиво цветущие растения, создающие большой декоративный эффект, обогащающий общую панораму питомника.
|
Рис. 1. Схематический план организации территории питомника площадью 50 га: 1 — посевное отделение; 2 — маточная плантация тополя; 3 — маточный сад семечковых пород; 4 — маточковый сад косточковых пород; 5, б — школьные отделения; 7 — прикопочный участок; 5 — маточная плантация ягодников; У — усадьба; К — компостник; I...VIII — школы
Рис. |
Рис. 2. Примерная схема озеленения территории усадьбы питомника: 1 — лиственные деревья; 2 — хвойные деревья; 3 — пирамидальные деревья; 4 — кустарниковый бордюр: 5 — цветочные клумбы; 6 — здание правления; 7 — гараж для стоянки автомобилей; 8 — площадка для стоянки автомобилей; 9 — дерево-солитер; 10 — травяной газон
Школы в питомниках - часть площади лесного питомника, предназначенная для выращивания саженцев из пересаженных сеянцев.
В зависимости от вида и назначения выращиваемых саженцев различают школы: древесную (для лесокультурных целей), плодовую и ягодную, декоративную, школу черенковых саженцев и др. По схемам размещения (посадки) саженцев выделяют школы: простую, уплотненную, комбинированную. В простой школе схема посадки предполагает равномерное размещение растений по площади.
Для получения крупномерных саженцев растения пересаживают1--3 раза, при каждой пересадке их площадь питания увеличивается. В связи с этим организуют первую, вторую и третью школы. В первую школу высаживают 1--2 летние сеянцы с размещением их между рядами 0,8--1,0 м, в ряду (шаг посадки) -- 0,5 м и выращивают 3--4 года. Во вторую школу высаживают саженцы из первой школы с более редким размещением (1,5?1,0 или 1,5?1,5 м), а в третью-- 6--8 летние саженцы с размещением 2?3 м. Вторую и третью школы используют для выращивания саженцев с целью озеленения. Посадку выполняют вручную или механизировано сажалками ССН 1 и ССН 2.
|
В уплотненных школах выращивают преимущественно саженцы хвойных пород (ель, сосна кедровая, лиственницаи др.) в течение 2--3 лет, биологический возраст получаемого посадочного материала 4--6 лет.
Используют ленточные 3 и5 рядные схемы посадки, где расстояние между рядами в ленте соответственно 0,4 и 0,2 м и ширина межленточного пространства -- 0,8 м, шаг посадки в рядах -- 0,1--0,2 м. Ширина ленточных посадок (1,5 м), как и в посевном отделении, соответствует ширине колеи колесных тракторов. Посадку сеянцев в школе осуществляют сажалками ЭМИ 5 и СШ 5/3.
В комбинированных школах сочетают схемы посадки простой и уплотненной школ, выращивая одновременно на одном поле высокорослые саженцы для озеленения (6--12 лет без пересадки) и низкорослые саженцы (3--4 года, 2--3 ротации) хвойных пород или кустарников. Высокорослые саженцы размещают в кулисных рядах с широкими междурядьями (2,5--3 ми 4,0--4,5 м) и шагом посадки 1,0 м. Посадку выполняют сажалками ССН 1, СЛЧ 1, МПС 1 и др. Низкорослые саженцы размещают уплотненными лентами между кулисными рядами. Тракторные агрегаты свободно проходят над этими саженцами, обрабатывая почву между рядами. За один срок выращивания крупных саженцев низкорослые проходят несколько ротаций.
При очередной выкопке низкорослых саженцев формируют корневые системы крупных саженцев в кулисных рядах двусторонней обрезкой у них горизонтальных корней выкопочными орудиями.
В комбинированной школе саженцы деревьев выращивают 6--12 лет при расстоянии междурядий 2,4--4,5 м.
Между рядами высаживают 2 или 4 ряда саженцев кустарников со сроком выращивания 2--3 года. Таким образом за одну ротацию саженцев деревьев проходят две и более ротации кустарников. В результате неоднократной выкопки кустарников происходит двустороннее обрезание выкопочной скобой горизонтальных корней у саженцев деревьев, что благотворно влияет на формирование их корневой системы.
При выращивании саженцев хвойных пород для лесокультурных целей применяют комбинированные школы с уплотненным размещением между рядами крупномерных саженцев лиственных пород. В этом варианте 3 или 5 рядов саженцев ели или кратное их число со сроком выращивания 2--3 года чередуют с рядом лиственных древесных пород или хвойных пород со сроком выращивания 6--12 лет. В ряду саженцы кустарников и ели высаживают через 0,1--0,2 м, а породы с длительным сроком выращивания -- через 0,7--1,0 м.
Лит.: Александров, А. А., Дроздов, И. И. Основы лесокультурного проектирования. -- М., 1999; Лесные культуры: учеб. / А. Р. Родин [и др.]. -- М., 2002.