Досуговое поведение различных социальных общностей.




Роль семейных традиций в воспитании духовной культуры ребенка.

Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные годы жизни ребенка. В этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.

Из этого следует, что традиции - это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. А значит - нужно возрождать традиции, семейные традиции. Они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

Семейные традиции д ают ребенку возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник", гордиться своей семьей, ощущать стабильность, передавать свои детские воспоминания в следующее поколение.

Средства духовного семейного воспитания.

Средства семейного воспитания – относительно независимые (объективные) источники, воздействующие на воспитание и самовоспитание личности ребенка.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость.

Досуговое поведение различных социальных общностей.

С точки зрения ориентации досугового поведения, самоценности предмета выделяются три основных типа досугового поведения. Это культурно ориентированное, социально ориентированное и рекреационно ориентированное поведение.

Рассмотрим каждый тип поведения отдельно.

Рекреационно ориентированное поведение предполагает восстановление биопсихических ресурсов личности, израсходованных в сфере непреложных обязанностей. Через него организуется рассмотренная выше рекреационная функция досуга.

В сознании человека эта ориентация осознается как потребность в игровом, зрелищном, оздоровительном досуге. Можно утверждать, что в силу конкретных социально экономических причин («социальная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость части населения) роль досуговых занятий, имеющих рекреационную ориентацию будет неуклонно возрастать.

Второй тип поведения можно назвать как социально ориентированный. Здесь в наиболее полной мере реализуется досуговое поведение, основанное на коммуникативной функции досуга. В основе этого поведения лежит интерес к другому человеку. Основная форма реализации этого интереса заключается в неформальном общении, не зависящем от тех или иных официальных ролей в обществе, в первую очередь от производственных ролей и обязанностей.

В организационном плане к таким объединениям тяготеют салоны, гостиные, клубы с фиксированным социально демографическим составом. Если учесть, что в нашем обществе наблюдается социальное расслоение и оно будет возрастать, то соответственно каждый социальный слой будет стремиться создавать и воспроизводить досуговые общности, основанные на значимых для него социально-возрастных факторах.


Третий тип досугового поведения – культурно-ориентированное поведение. Здесь преобладает ориентация на приобретение знаний, умений и навыков в том или ином виде досуговых занятий. Оно есть реализация просветительной и обучающей функций досуга. В этом случае рекреационный элемент, социальный компонент досугового занятия является подчиненным основному элементу, а именно: культурно- просветительному, культурно обучающему элементу. Сейчас создаются, как уже отмечалось выше, образовательные программы и различные обучающие курсы в сфере досуга: менеджеров, иностранных языков, программирования, бизнеса, стенографии, компьютерные курсы и т.д.

Можно говорить о целых сферах просветительной деятельности, которые особенно востребованы в настоящее время. Это - изучение культурных, исторических традиций народа, философских, религиозных учений, различных политических идеологий и т.д.

Отдельное направление просветительства может составлять семейное воспитание, гуманитарное образование и т.д.

Кроме типов ориентаций досугового поведения социологи выделяют формы этого поведения с точки зрения определенности предмета занятий. Выделяются две формы такого поведения: целевое и поисковое досуговое поведение. Целевая форма означает, что участник того или иного досугового занятия хорошо осознает свои запросы, интересы, причем в существенном, реальном для него воплощении. Например, это может быть интерес к конкретной книге, аттракциону, другому человеку, оздоровительной программе и т.д.

При поисковой форме досугового поведения индивидом фиксируется только сам интерес, но он не связан с конкретным предметом досуговой активности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: