Задание 1.
Деловая игра «Подозреваемый картель на рынке авиационных перевозок»
Цель игры: выявление горизонтальных соглашений, имеющих своим Результатом ограничение конкуренции, в том числе согласованных действий, направленных на установление (поддержание) цен (тарифов).
Основные понятия: «товарный рынок», «монополистическая деятельность», «согласованные действия», «вертикальные и горизонтальные соглашения», «направления согласованных действий», «картель».
Задачи игры
1 Определить товарные и географические границы рынка, структуру Рынка, наличие доминирующего положения.
2. Применить различные методы экономической диагностики для исследования деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих на одном товарном рынке.
3. Организовать и провести экономическое расследование при признаках нарушения антимонопольного законодательства.
4. Определить форму согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции.
Участники игры: авиакомпании, осуществляющие рейсы Новосибирск — Москва, антимонопольный орган (ТУ), арбитражный суд.
Описание обстоятельств дела
Введение: в июне N-го г. в центральной и региональной прессе появились статьи о негативных процессах, происходящих на рынках авиаперевозок, преимущественно московского направления. Конкурентная борьба между фирмами достигла своего пика к июлю.
Ситуация на рынке: начало «тарифной войне» за сибирского пассажира было положено в январе авиакомпанией «С». Компания находилась в тяжелом финансовом состоянии, а ее рейсы часто задерживались или отменялись. Чтобы хоть как-то удержать клиентов, «С» пошла на беспрецедентное понижение тарифов на самом прибыльном — московском — рейсе, но конкурирующие авиакомпании возмутились, и компания «С» привела цены почти в прежнее состояние.
|
В начале февраля компания «Т» приступила к реализации своей новой программы по активному продвижению на региональные рынки. На рейс Новосибирск — Москва вместо «Боинга-737» (100 посадочных мест) был поставлен «DS10-30» (300 мест), а тарифы снижены практически вдвое (до 5000 руб.). В ответ компании «С» и «В» также были вынуждены снизить цены.
Мнение участников рынка: участники рынка авиационных перевозок считали, что пострадавшей в этой «тарифной войне» будет авиакомпания «С», которая не сможет долго работать с нулевой рентабельностью — при цене 5000 руб. за билет до Москвы.
Однако экономическая ситуация сложилась иначе. Демпинговые тарифы на наиболее прибыльный московский рейс привели к увеличению пассажиропотока у всех перевозчиков (например, у «В» — на 10%, у «С» и «Т» — примерно на 30%). Произошло это за счет пассажиров из близлежащих городов и в силу того, что авиабилет сравнялся по цене с железнодорожным.
Тем не менее такая ситуация устраивала далеко не всех. Увеличение числа пассажиров на одном московском рейсе «С» косвенным образом привело к снижению пассажиропотока на всех других, например на маршруте Новосибирск — Санкт-Петербург. В результате доля компании на рынке за полгода снизилась на 15—25%. Определенные неудобства от тарифной войны испытывала и компания «В», которая в отличие от других авиакомпаний осуществляла полеты в близлежащие к Новосибирску города. Тарифная война привела к дестабилизации рынка авиационных перевозок. Многие московские рейсы из других сибирских городов не осуществлялись (в Надыме, Мирном, Барнауле, Томске), а некоторые просто пришлось отменить (например, компания «В» отказалась от рейса Кемерово — Москва). Поэтому неудивительно, что первыми на перемены решились именно компании «В» и «С». С начала июля они ввели в действие антидемпинговое соглашение, а тариф на московский рейс увеличили с 6000 до 9000 руб.
|
По мнению руководителей компаний, региональные пассажиры будут летать из своих портов, а авиационная ситуация в регионе стабилизируется.
Предполагается, что к антидемпинговому соглашению перевозчиков присоединятся компании «Т» и «А». Региональный представитель «А» по Западной Сибири сообщил, что компания действительно будет в ближайшее время повышать тарифы, но не так резко, как инициаторы антидемпингового соглашения. Впрочем, пока «А» погоды на региональном рынке не делает, так как ориентируется в основном на пассажиров своих международных рейсов и в зависимости от их расписания формирует внутренние рейсы. В то же время от ценовой политики компании «Т» на данном рынке зависит многое. Однако региональный представитель «Т» отметил, что никаких изменений в ценовой политике пока не планируется и компания может себе позволить не идти на поводу у коллег, хотя изменение тарифов возможно, если изменится конъюнктура рынка.
Руководители ряда региональных авиационных предприятий считают, что стратегия «Т» ведет к вытеснению мелких региональных авиакомпаний.
|
Структура рынка: на рынке перевозок на линиях Новосибирск — Москва — Новосибирск, обслуживающих пассажиров в аэропорту «Толмачево», работает шесть авиакомпаний. Объемы перевозок и их доля на рынке представлены в таблице.
Наименование компании | Количество пассажиров | Доля на рынке, % |
В | ||
С | ||
А | ||
Т | ||
Б | ||
Ч | ||
Итого |
Рынок авиаперевозок пассажиров на линиях Новосибирск — Москва — Новосибирск следует считать рынком высокой степени концентрации с коэффициентом концентрации СR-3, равным 87%.
Информация территориального антимонопольного управления, полученная в ходе расследования
В течение четырех месяцев ТУ наблюдало за процессами, происходящими на данном рынке. У всех авиакомпаний были запрошены материалы:
• о тарифах на перевозку пассажиров по различным направлениям, сроках и порядке их установления, условиях продаж, скидках и льготах;
• о процедуре планирования и ценообразования;
• об объемах перевозок пассажиров по всем направлениям и на! Москву.
На основе полученной от субъектов информации были проанализированы тарифы на перевозку пассажиров за период с 1 июня по 4 октября.