Рабочий лист
«Характеристика исторической личности как прием устного метода обучения истории»
Почему в современных условиях преподавания истории повышено внимание к изучению деятельности людей и исторических личностей?
Сформулируйте три самых веских, на Ваш взгляд, аргумента:
* Особенность исторического периода может быть оценена благодаря исторической личности, но нужно учитывать множество факторов, например, период когда он жил, его морального выбора, нравственностей его поступков.
* Очень важно при преподавании истории учитывать тот факт, что сейчас каждая страна переписывает историю “Под себя”, поэтому нужно опираться на общепризнанные, проверенные факты и не идти на поводу у не проверенных, недостоверных источников.
* Изучая биографию различных личностей, можно сделать вывод, о том какой вклад они внесли в историю.
Кого следует считать исторической личностью?
Закончите формулировку:
Исторические личности – это люди, которые оказали влияние на ход исторических событий.
Чему должны быть научены учащиеся основной и средней школы при изучении исторических личностей?
2.1. Перечислите требования ФГОС ОО к знаниям и умениям учащихся, связанным с характеристикой исторических деятелей
1. Сформированность умений определять и объяснять, аргументировать с опорой на фактический материал свое отношение к наиболее значительным личностям истории России и всеобщей истории.
2. Знание выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории.
2.2. Виды характеристик исторических деятелей ( заполните схемы)
Краткие характеристики
Годы жизни - смерти / начало и конец правления | Биография (учеба. Работа, семья и какие др. факторы повлияли на него) | Направления деятельности | Результаты деятельности и их историческое значение |
Структурные компоненты
содержания развернутой характеристики исторической личности
какие идеи и кто повлияли на формирование мировоззрения личности | Чьи интересы выражала личность в определенный период своей жизни(какого слоя общества, на всем периоде жизни они могли меняться) | Как оценивали личность современники и после смерти (истории, философы и т.д.) | Исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировались взгляды исторической личности |
Историческая личность |
Как обучать учащихся умению характеризовать исторических деятелей?
3.1. Определите последовательность действий учителя и учащихся, связанных с формированием у учащихся опыта характеристики исторической личности ( пронумеруйте их в порядке усложнения):
8 - подготовка сообщений об исторических деятелях
5 - целенаправленный анализ содержания параграфов и дополнительных компонентов учебника, содержащих информацию о личностях
2 - образцы характеристик исторических деятелей, представленные в изложении учителя
1 - ознакомление учащихся с алгоритмом характеристики исторической личности и обучение учащихся его применению
6 - организация учебных дискуссий, основанных на столкновении мнений и оценочных суждений об исторических личностях и их деятельности
4 - обращение учеников к доступной исторической литературе для поиска дополнительных сведений об изучаемых исторических деятелях
3 - обсуждение проблемных вопросов и решение познавательных задач, связанных с характеристикой исторических личностей
7 - организация исследовательской деятельности учащихся в процессе работы над рефератами
3.2. Запишите варианты алгоритмов характеристик исторических личностей для учащихся разного возраста (5-6 кл., 7-8 кл, 9-11 кл.)
(оформите их в виде приложений к рабочему листу)
3.3. Осуществите методическую обработку предложенного фрагмента параграфа:
Б) Спланируйте и запишите возможные вопросы и задания для учащихся, нацеленные на характеристику исторического деятеля.
Задание. «Фраза, вошедшая в историю».
«Тут рассеивание французской заразы: отвращение от начальства; автор – мартинист, он бунтовщик похуже Пугачева» (Екатерина II).
«Сфинкс неразгаданный до гроба» (Вяземский об Александре I).
Задание «Сравни исторические личности».
Вариант I. Учащимся предлагается сравнить деятельность исторических деятелей разных эпох. Например: Ивана Грозного и И.В. Сталина; Александра 2 и М.С.Горбачева и т.п.
Вариант 2. Учащимся предлагается заполнить таблицу и дать сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например руководителей государств, главных реформаторов, руководителей народных восстаний, полководцев и т.п.
Например:
Оценка правящей элиты России в XX веке
3.4. Перечислите основные средства, необходимые для обучения учащихся характеристике исторической личности.
- в первую очередь учебник
- хрестоматии
- Исторические источники
- Фильмы об исторических деятелях
- Портреты исторических личностей
- Монографии, статьи и др. публикации
Рефлексия.
Сформулируйте в форме вопросов:
А) Что Вы не поняли по теме занятия:
Не везде понятна формулировка заданий, например, в задании 3.1 можно по-разному расставить последовательность.
Б) Что Вы хотели бы уточнить: