Как обучать учащихся умению характеризовать исторических деятелей?




Рабочий лист

«Характеристика исторической личности как прием устного метода обучения истории»

Почему в современных условиях преподавания истории повышено внимание к изучению деятельности людей и исторических личностей?

Сформулируйте три самых веских, на Ваш взгляд, аргумента:

* Особенность исторического периода может быть оценена благодаря исторической личности, но нужно учитывать множество факторов, например, период когда он жил, его морального выбора, нравственностей его поступков.

* Очень важно при преподавании истории учитывать тот факт, что сейчас каждая страна переписывает историю “Под себя”, поэтому нужно опираться на общепризнанные, проверенные факты и не идти на поводу у не проверенных, недостоверных источников.

* Изучая биографию различных личностей, можно сделать вывод, о том какой вклад они внесли в историю.

Кого следует считать исторической личностью?

Закончите формулировку:

Исторические личности – это люди, которые оказали влияние на ход исторических событий.

 

Чему должны быть научены учащиеся основной и средней школы при изучении исторических личностей?

2.1. Перечислите требования ФГОС ОО к знаниям и умениям учащихся, связанным с характеристикой исторических деятелей

1. Сформированность умений определять и объяснять, аргументировать с опорой на фактический материал свое отношение к наиболее значительным личностям истории России и всеобщей истории.

2. Знание выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории.

2.2. Виды характеристик исторических деятелей ( заполните схемы)

Краткие характеристики

       
   

 

 


Годы жизни - смерти / начало и конец правления Биография (учеба. Работа, семья и какие др. факторы повлияли на него) Направления деятельности Результаты деятельности и их историческое значение

 

Структурные компоненты

содержания развернутой характеристики исторической личности

               
       
 

 


какие идеи и кто повлияли на формирование мировоззрения личности       Чьи интересы выражала личность в определенный период своей жизни(какого слоя общества, на всем периоде жизни они могли меняться)   Как оценивали личность современники и после смерти (истории, философы и т.д.)   Исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировались взгляды исторической личности

 

 

Историческая личность  

Как обучать учащихся умению характеризовать исторических деятелей?

3.1. Определите последовательность действий учителя и учащихся, связанных с формированием у учащихся опыта характеристики исторической личности ( пронумеруйте их в порядке усложнения):

 

8 - подготовка сообщений об исторических деятелях

5 - целенаправленный анализ содержания параграфов и дополнительных компонентов учебника, содержащих информацию о личностях

2 - образцы характеристик исторических деятелей, представленные в изложении учителя

1 - ознакомление учащихся с алгоритмом характеристики исторической личности и обучение учащихся его применению

6 - организация учебных дискуссий, основанных на столкновении мнений и оценочных суждений об исторических личностях и их деятельности

4 - обращение учеников к доступной исторической литературе для поиска дополнительных сведений об изучаемых исторических деятелях

3 - обсуждение проблемных вопросов и решение познавательных задач, связанных с характеристикой исторических личностей

7 - организация исследовательской деятельности учащихся в процессе работы над рефератами

 

3.2. Запишите варианты алгоритмов характеристик исторических личностей для учащихся разного возраста (5-6 кл., 7-8 кл, 9-11 кл.)

(оформите их в виде приложений к рабочему листу)

 

3.3. Осуществите методическую обработку предложенного фрагмента параграфа:

Б) Спланируйте и запишите возможные вопросы и задания для учащихся, нацеленные на характеристику исторического деятеля.

Задание. «Фраза, вошедшая в историю».

«Тут рассеивание французской заразы: отвращение от начальства; автор – мартинист, он бунтовщик похуже Пугачева» (Екатерина II).

«Сфинкс неразгаданный до гроба» (Вяземский об Александре I).

Задание «Сравни исторические личности».

Вариант I. Учащимся предлагается сравнить деятельность исторических деятелей разных эпох. Например: Ивана Грозного и И.В. Сталина; Александра 2 и М.С.Горбачева и т.п.

Вариант 2. Учащимся предлагается заполнить таблицу и дать сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например руководителей государств, главных реформаторов, руководителей народных восстаний, полководцев и т.п.

Например:

Оценка правящей элиты России в XX веке

3.4. Перечислите основные средства, необходимые для обучения учащихся характеристике исторической личности.

- в первую очередь учебник

- хрестоматии

- Исторические источники

- Фильмы об исторических деятелях

- Портреты исторических личностей

- Монографии, статьи и др. публикации

Рефлексия.

Сформулируйте в форме вопросов:

А) Что Вы не поняли по теме занятия:

Не везде понятна формулировка заданий, например, в задании 3.1 можно по-разному расставить последовательность.

Б) Что Вы хотели бы уточнить:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: