Тема: Принципы социального проектирования, этапы проектирования, социальный заказ. Социальные проекты экологической направленности, связанные с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
Цель: сформироватьпредставление о процессом создания социального проекта от возникновения замысла (идеи) до получения полезного результата методом работы в малых группах.
Задачи занятия: познакомиться с особенностями данного вида деятельности с перспективой дальнейшего использования в работе лидера.
Основные термины и понятия:моделирование, социальный проект.
План лекции:
Принципы социального проектирования, этапы проектирования, социальный заказ.
1.Принципы социального проектирования, этапы проектирования, социальный заказ.
Проект - специально организованный и самостоятельно выполняемый комплекс действий по решению значимой проблемы, завершающийся созданием продукта; Проект— это то, чего еще нет, нечто новое, придуманное, что хочется попробовать. Продукт проекта должен иметь качественную новизну не только для вас, но и для ближайшего социального окружения, это то, что реально отсутствует в обществе, то, что является новым для его социального окружения.
Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации.
Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
|
Структура проекта - это состав проектируемой системы (образовательной, творческой или воспитательной) с указанием и описанием деятельности.
Обнаружение трудностей позволяет сформулировать социальную проблему, разрешение которой может стать предметом социального проекта. Проблема – этопротиворечие между идеальной и реальной ситуацией.
Продукт (итог) результат социального проекта обязательно должен иметь социальную значимость, т.е. не только разрешать трудность, но являться решением социальной проблемы (попыткой решения).
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Цели социального проекта: получение и осознание опыта социально значимой деятельности; разрешение конкретной социальной проблемы за счет собственной активности, совместной деятельности воспитанников и педагога.
Цель отвечает на вопрос: «ЧТО должно быть изменено в реальной ситуации (чтобы она совпала с идеальной)?»
Способы ее достижения отвечают на вопрос: «КАКИМ ОБРАЗОМ»? Объекты социального проекта:
- социальные отношения (помощь пожилым людям, ветеранам);
- социальные явления (загрязнение поселка, рек, прибрежной полосы);
- социальная среда (нет детских площадок, парка).
|
Процесс социального проектирования отражает жизненный цикл проекта, представляющий собой промежуток времени между появлением проекта и моментом его ликвидации по причине прекращения финансирования.
Процесс проектирования включает следующие этапы:
- предпроектная ситуация;
- разработка концепции проекта;
- проведение социальной экспертизы проекта;
- планирование проекта;
- составление бюджета проекта;
- разработка социального паспорта;
- разработка проектной документации;
- защита и презентация проекта;
- реализация проекта;
- мониторинг проекта;
- завершение проекта.
В современной практике также разрабатывается концепция управления проектом, представляющая собой методологию организации, планирования и координации использования человеческих и материальных ресурсов в течение проектного цикла.
Концепция управления проектами базируется на трех «китах»:
1. Концепция жизненного цикла проекта исходит из необходимости организации единого неразрывного процесса достижения цели проекта.
2. Концепция команды проекта предполагает построение единой организационной структуры, отвечающей за успех проекта на всех стадиях его реализации.
3. Концепция финансирования проекта должна обеспечить соответствие финансовых затрат проекта объемам и качеству выполненных работ.
Руководитель и команда проекта отвечают за сроки реализации проекта, финансовые затраты, качественные показатели проекта.
|
Составление бюджета предполагает разработку бизнес-плана с более точными расчетами. Представляется смета расходов с указанием источника поступления средств.
Предварительно необходимо получить ответы на следующие вопросы:
– сколько потребуется на осуществление проекта финансовых средств?
- на какие цели деньги будут использованы?
- каким будет соотношение доходов с расходами?
- как будут окупаться вложенные деньги?
Наиболее коротким в документации является раздел, представляющий презентацию проекта. В этой части в сжатой форме дается описание будущих преобразований, представляется информация об организации, осуществляющей проект, концепция проекта, оценка жизнеспособности и базовые расчеты.
В управленческой практике на федеральном, региональном и муниципальном уровне также разрабатываются программы. Типовая методика составления целевых программ включает следующие этапы:
- концептуальная разработка: актуальность программы, цель и задачи, содержание предполагаемой деятельности, правовое, экономическое, организационное обоснование, ожидаемые последствия осуществления;
- паспорт программы: наименование (тема), дата принятия решения о разработке, заказчик, основной разработчик, сроки реализации, объем и источники финансирования, результаты, система организации контроля за исполнением;
- содержание проблемы обоснование необходимости ее решения путем осуществления программы;
- система мероприятий программы;
- ресурсное обеспечение;
- механизмы реализации;
- оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации.
Оценка потребности населения в социальных услугах показывает, что социальные проекты и программы востребованы. Проектный проблемно-целевой метод является эффективным средством управления в изменяющихся условиях, в развивающихся системах, в условиях нестабильности, что в полной мере отражает современную реальность.
Реализация социального проекта проходит в несколько этапов (их принято называть шагами):
1. Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
2. Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
3. Определение целей и задач социального проекта.
4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.
5. Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
6. Разработка системы оценки проекта.
7. Формирование общественного мнения.
8. Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
9. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
10. Проведение плановых мероприятий.
11. Анализ результатов работы.
I. Разработка социального проекта
Памятка«Этапы социального проектирования»:
- Обнаружение трудностей и социальных проблем, актуальных для класса.
- Выбор темы проекта.
- Формулирование гипотезы.
- Разработка плана действий.
- Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества».
- Формирование групп.
- Этап практических действий.
- Оформление результатов.
- Внешняя презентация проекта.
- Групповое обсуждение.
Этап 1 (шаг 1). Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
Важно определить, какая проблема волнует жителей вашего города, поселка, села, микрорайона, учащихся школы. Например, работа общественного транспорта, сохранение зеленых насаждений, загрязнение окружающей среды, состояние детских площадок и др. Информация может быть собрана в результате социологического опроса, изучения материалов печати, телевидения, встреч с местными руководителями, специалистами.
Определение социальной проблемы - это сложный и важный процесс. На основе сформулированной проблемы будет разрабатываться социальный проект, направленный на реализацию данной социальной проблемы. Социальный проект не должен быть нацелен на решение слишком узкого или широкого вопроса. Иначе такой социальный проект может оказаться неудачным. Для определения содержания социального проекта необходимо организовать обсуждение выбранных вариантов социальных проблем. При выборе социальной проблемы необходимо учитывать следующее:
- важность данной социальной проблемы для города, поселка, села, микрорайона школы;
- масштабность данной проблемы (какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы);
- возможность практической реализации проблемы участниками проекта.
Для того чтобы составить программу подготовки и реализации социального проекта, необходимо четко сформулировать социальную проблему.
Этап 2 (шаг 2). Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
Необходимо объяснить общественности содержание данной социальной проблемы, добиться одобрения и поддержки с ее стороны. Важно определить круг общественных организаций, государственных учреждений, органов местного самоуправления, депутатов, журналистов и других заинтересованных лиц в решении данной проблемы, которые смогут. Оказать помощь и поддержку, и привлечь их к сотрудничеству.
Этап 3 (шаг 3). Определение целей, задач социального проекта.
Определяются предполагаемые результаты реализации проекта.
Они должны быть четкие, конкретные, достижимые. После того как будут сформулированы цели проекта, определяются задачи, направленные на реализацию конкретных этапов. Задачи помогают детализировать поставленные цели, раскрывают их. Решение задач должно привести к ожидаемому результату, достижению поставленных целей. От четкости и осознанности формулировок целей и задач проекта будет зависеть его успех.
Этап 4 (шаг 4). Определение содержания социального проекта. Составление плана работы.
Распределение обязанностей. На данном этапе определяются основные направления, формы и методы деятельности в рамках проекта, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные. Все это может быть оформлено в виде плана. План должен быть четким, ясным и реально достижимым. В нем необходимо отразить не только конечные результаты, но и пути их выполнения, т.е. решения конкретных задач, с помощью которых реализуются этапы проекта. План обсуждается и одобряется всеми участниками и принимается ими для реализации.
В ходе составления плана важно распределить обязанности между участниками проекта, что будет способствовать успеху его выполнения. При распределении обязанностей необходимо использовать принцип добровольности, т.е. учитывать желание человека, а также его индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности. Каждый участник обязательно должен осознать, что он лично отвечает за определенный участок работы. Возможно предварительное обучение членов проекта. В программу обучения могут быть включены как теоретические, так и практические занятия.
Этап 5 (шаг 5). Определение необходимых ресурсов и составление бюджета.
Для осуществления социального проекта могут понадобиться различные ресурсы: финансы, материальные ценности, информация.
В этом случае необходимо предусмотреть объемы требуемых ресурсов на всех этапах реализации данного проекта. Если он предусматривает поступление и расходование денежных средств, то необходимо составить бюджет. Все денежные поступления и расходы должны быть обязательно документально зафиксированы и оприходованы. Для этого заводится отдельная бухгалтерская книга. Такого же тщательного внимания требует и расходование имеющихся денежных средств. Все израсходованные суммы должны быть подтверждены документально: чеками, актами и другими документами.
Этап 6 (шаг 6). Разработка системы оценки проекта.
Разработка системы оценивания - очень важный этап подготовки социального проекта. От этого будет зависеть отношение к результатам деятельности. Критерии и показатели должны быть конкретными и четкими. Существует два вида основных показателей: количественные и качественные. Второй вид более сложный, т.к. его трудно замерить. Но изменения в социальной сфере не всегда удается измерить только с помощью одних цифр. Важно, чтобы определяемые показатели были реально достижимыми, иначе могут возникнуть трудности в выполнении программы деятельности. Оценка дается действиям каждого участника проекта и коллектива в целом. Оценка работы над проектом осуществляется как самими участниками, так и экспертами, общественными организациями, государственными учреждениями и т.д.
Этап 7 (шаг 7). Формирование общественного мнения.
Успех реализации проекта во многом будет зависеть от благоприятного к нему отношения общественности. Привлечение общественности должно происходить на всех этапах создания и реализации проекта. Но когда уже определены цели, задачи, содержание, формы и методы, оформлены планы, эта работа приобретает особое значение. Необходимо познакомить общественность с основными целями, идеями и содержанием социального проекта. Для этого могут быть использованы различные методы: оформление плакатов, листовок, фото- и видеоматериалов, встречи и беседы с местными жителями, привлечение средств массовой информации, специалистов, экспертов, работников государственных учреждений и организаций. Эффективное формирование положительного общественного мнения, привлечение единомышленников к сотрудничеству создаст необходимые условия для осуществления проекта.
II. Практическая реализация проекта
Этап 8 (шаг 8). Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
После того как все подготовлено к реализации проекта, необходимо скорректировать его программу и план с учетом социальной ситуации, определить деловых партнеров - организации и лица, способные помочь в реализации проекта. Можно составить список местных органов власти, должностных лиц, общественных организаций, предприятий, учебных заведений, учреждений культуры, расположенных в регионе, ознакомиться с направлениями их деятельности, чтобы определить, кого из них привлечь к сотрудничеству. Целесообразно составить предложения о совместной деятельности для обсуждения с деловыми партнерами и текст договора о сотрудничестве.
Этап 9 (шаг 9). Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
На данном этапе участники проекта встречаются с деловыми партнерами, обсуждают совместные действия, акции, заключают договоры, заручаются поддержкой со стороны местных органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, получают ресурсы, необходимые для проведения мероприятий. Получение помощи со стороны поможет создать необходимые условия для реализации социального проекта. Важно, чтобы возникла дружественная, добрая, позитивная атмосфера доверия, которая поможет сотрудничать с государственными, общественными и частными организациями.
К встрече с деловыми партнерами нужно тщательно подготовиться: составить план предстоящей встречи, определить, о чем бы вы хотели договориться, подобрать веские аргументы, чтобы убедить партнера в важности осуществления проекта, получении обоюдной выгоды от его реализации. Лучше заключить договор на более длительный срок, чтобы его не пришлось заключать еще раз. Договор обязательно должен быть оформлен в письменном виде в двух экземплярах, скреплен подписями партнеров.
Любые материальные средства, получаемые для осуществления проекта, нуждаются в учете. Для этого целесообразно вести книгу учета материальных ценностей, чтобы фиксировать получение материальных ресурсов и их использование.
Этап 10 (шаг 10). Проведение плановых мероприятий.
Выполнение плана требует объединения усилий всех участников проекта. Только дружному, сплоченному коллективу, действующему на основе взаимопомощи и взаимовыручки, по плечу решение сложных задач и проведение запланированных мероприятий.
Не рекомендуется отступать от намеченных пунктов плана. Это может произойти лишь в исключительных случаях. Также не следует отступать от намеченных сроков. Лучше все делать вовремя, чтобы избежать спешки и суеты. С другой стороны, любой план требует корректировки. Он может быть доработан и изменен с учетом новых обстоятельств. Поэтому нужно время от времени вносить изменения. Четкое, строгое, последовательное выполнение намеченных мероприятий приведет к воплощению в жизнь программы, достижению поставленных целей и решению социальной проблемы.
III. Итоги работы над проектом
Этап 11 (шаг 11). Анализ результатов работы.
Важным шагом является анализ работы над проектом. Необходимо сделать сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого нужно ответить на вопросы:
- Достигнута ли цель проекта?
- Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?)
- Какой была атмосфера проведения социального проекта?
- Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?
- Чему научились в ходе реализации проекта?
- Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?
Основным аналитическим документом является отчет команды о работе над социальной проблемой.
Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки:
1) он должен быть создан на научной основе,
2) не противоречить нравственным нормам,
3) выражать общепринятые социальные ценности,
4) выражать социальный заказ,
5) быть эффективным с точки зрения реализации,
6) не содержать противоречий,
7) должен быть предназначен для реализации.
Контроль знаний:
Дать ответы на вопросы:
1. Понятие: социальное проектирование. Его объект.
2. Этапы проектирования.