Семинар2,3. Невербальные средства делового общения




Планы семинарских занятий

Семинар 1. Эффективное общение как фактор социальной адаптации

1. Эффективные технологии общения. Синтоническая модель общения

2. Психологические типы людей в соответствии с ведущей системой восприятия и их проявления в общении

3. Определение ведущей модальности сенсорной чувствительности

4. Феномен манипулирования, его типологии

5. Типы манипуляторов в межличностном общении

6. Особенности психологической защиты от манипуляций

Литература:

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Академия, 2010.

2. Боас Ф., Брукс Д. Практикум по НПЛ. Продвинутые технологии. – Ростов-н/Д.,1992.

3. Власов А. И. Политические манипуляции. –М., 1982.

4. Горянина В.А. Психология общения. – М.: Академия, 2007.

5. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психол. журн. –1993.– № 4. –С. 132-138.

6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. –М., 1997.

7. Кабаченко Т. С. Активизация человеческого фактора: методы психологического воздействия // Психол. журн. –1986. –№ 4. –С. 11-12.

8. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л., 1990.

9. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.

10. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения.– М.: Академия, 2002.

11. Рабочая книга практического психолога: технологии эффективной профессиональной деятельности. – М., 1993.

12. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.

Методические указания:

Тема включает три основные части, логически связанные между собой: 1) определение сущности понятия «синтоническая модель общения» и изучение психологических типологий и определение ведущей модальности; 3) изучение феномена манипулирования и способов защиты от него. При изучении темы прочитайте рекомендуемую литературу.

1 часть темы: при изучении 1 вопроса найдите в словаре термин «синтония» и определите его сущность. Разберите, что означает понятие «синтоническая модель общения». В соответствии с моделью синтонического общения выделите основные умения общения и те шаги, выполнение которых способствует овладению данными умениями. Опишите эффективные технологии общения. Дайте характеристику базовых умений общения (источники № 3, 6, 8, 10, 11, 12).

2 часть темы: при изучении 2-3 вопросов вспомните, что процесс общения начинается с восприятия. У каждого человека существует предпочтение тех или иных сенсорных каналов поступления информации. Ознакомьтесь с типологией модальностей восприятия. Какие наиболее значимые информационные каналы были выделены в работах Р. Бэндлера и Д. Гриндера. Дайте их характеристику (источники № 2, 4). Практическая часть заключается в определении ведущей модальности сенсорной чувствительности с помощью психологической методики.

3 часть темы: при изучении 4-6 вопросов ознакомьтесь с основными понятиями, связанными с манипулированием. Изучите теоретические основы механизмов манипулятивного воздействия и защиты от манипуляции. Что лежит в основе распознавания видов манипуляций, и какие элементы защит от манипуляций возможны на различных уровнях общения(источники № 1, 3, 4, 5, 10).

В практической части занятия анализируются ситуации межличностного общения с различными типами манипуляторов, в частности, «бедная лисонька», «паровой каток», «подхалим», «соглашатель» и др. На примере конкретных ситуаций рассматриваются возможныеформы защиты от манипуляции на уровне: межличностного общения в деловой и неформальной сферахотношений; группового общения (принятие управленческого решения в рамках делового совещания); массового общения (СМИ, реклама, PR).

 

Семинар2,3. Невербальные средства делового общения

1. Невербальная коммуникация,ее значение

2. Основные виды невербальных средств общения

3. Элементы языка тела

4. Правила интерпретации языка тела

5. Межличностное пространство

6. Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности

7. Развитие чувствительности к языку невербального общения

8. Транзактный анализ общения

Литература:

1. Аверченко Л.К. Управление общением: Теория и практикумы для социального работника: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. – 216с.

2. Горянина В.А. Психология общения. – М.: Академия, 2007. – 416 с.

3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 544с.

4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание: Учебное пособие / Лабунская В.А. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608с.

5. Леви В.Л.Искусство быть собой. – М., 1994.

6. Леонов Н.И. Психология делового общения. Учебное пособие. – М.; Воронеж, 2002. – 216с.

7. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учебное пособие. – СПБ.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. – 495с.

8. ПизАллан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам.– М., 1992.

9. Робинсон Д. Добейся от людей наилучшего. – М., 1994.

10. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учеб. – М., 2005. – 336с.

11. Социальная психология: Учеб.пос. для студ.высш. учеб. заведений \ Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2003. – 600с.

12. Читаем человека. – Свердловск, 1990.

Методические указания:

При изучении 1 вопроса разберите сущность понятия невербальная коммуникация, роль и функции невербального общения в деловой коммуникации. Покажите значение невербального языка для взаимопонимания людей. Поясните, что отличает невербальную коммуникацию от вербальных сообщений, для чего необходимы человеку невербальные средства.

При изучении 2 вопроса ознакомьтесь с видами невербальных средств общения. Дайте их описание, указав их составляющие.

При изучении 3-4 вопросов назовите наиболее важные элементы языка тела. Дайте их характеристику, показав элементы движений, их позитивное и негативное значение. Какую роль в общении имеет внешний вид человека, укажите его составляющие. Что такое интерпретация невербального поведения. Какие психологические особенности человека необходимы для ее осуществления. Изучите правила интерпретации языка тела.

При изучении 5 вопроса рассмотрите понятие межличностное пространство. Ознакомьтесь с понятием зон общения и их характеристикой. Проанализируйте, какие возможности и ограничения имеет каждая зона в различных ситуациях общения.

При изучении 6-8 вопросов выполняется практическое задание на определение уровня перцептивно-невербальной компетентости и упражнения на развитие чувствительности к языку невербального общения, знакомство с транзактным анализом общения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: