Планы семинарских занятий
Семинар 1. Эффективное общение как фактор социальной адаптации
1. Эффективные технологии общения. Синтоническая модель общения
2. Психологические типы людей в соответствии с ведущей системой восприятия и их проявления в общении
3. Определение ведущей модальности сенсорной чувствительности
4. Феномен манипулирования, его типологии
5. Типы манипуляторов в межличностном общении
6. Особенности психологической защиты от манипуляций
Литература:
1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Академия, 2010.
2. Боас Ф., Брукс Д. Практикум по НПЛ. Продвинутые технологии. – Ростов-н/Д.,1992.
3. Власов А. И. Политические манипуляции. –М., 1982.
4. Горянина В.А. Психология общения. – М.: Академия, 2007.
5. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психол. журн. –1993.– № 4. –С. 132-138.
6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. –М., 1997.
7. Кабаченко Т. С. Активизация человеческого фактора: методы психологического воздействия // Психол. журн. –1986. –№ 4. –С. 11-12.
8. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л., 1990.
9. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003.
10. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения.– М.: Академия, 2002.
11. Рабочая книга практического психолога: технологии эффективной профессиональной деятельности. – М., 1993.
12. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.
Методические указания:
Тема включает три основные части, логически связанные между собой: 1) определение сущности понятия «синтоническая модель общения» и изучение психологических типологий и определение ведущей модальности; 3) изучение феномена манипулирования и способов защиты от него. При изучении темы прочитайте рекомендуемую литературу.
|
1 часть темы: при изучении 1 вопроса найдите в словаре термин «синтония» и определите его сущность. Разберите, что означает понятие «синтоническая модель общения». В соответствии с моделью синтонического общения выделите основные умения общения и те шаги, выполнение которых способствует овладению данными умениями. Опишите эффективные технологии общения. Дайте характеристику базовых умений общения (источники № 3, 6, 8, 10, 11, 12).
2 часть темы: при изучении 2-3 вопросов вспомните, что процесс общения начинается с восприятия. У каждого человека существует предпочтение тех или иных сенсорных каналов поступления информации. Ознакомьтесь с типологией модальностей восприятия. Какие наиболее значимые информационные каналы были выделены в работах Р. Бэндлера и Д. Гриндера. Дайте их характеристику (источники № 2, 4). Практическая часть заключается в определении ведущей модальности сенсорной чувствительности с помощью психологической методики.
3 часть темы: при изучении 4-6 вопросов ознакомьтесь с основными понятиями, связанными с манипулированием. Изучите теоретические основы механизмов манипулятивного воздействия и защиты от манипуляции. Что лежит в основе распознавания видов манипуляций, и какие элементы защит от манипуляций возможны на различных уровнях общения(источники № 1, 3, 4, 5, 10).
В практической части занятия анализируются ситуации межличностного общения с различными типами манипуляторов, в частности, «бедная лисонька», «паровой каток», «подхалим», «соглашатель» и др. На примере конкретных ситуаций рассматриваются возможныеформы защиты от манипуляции на уровне: межличностного общения в деловой и неформальной сферахотношений; группового общения (принятие управленческого решения в рамках делового совещания); массового общения (СМИ, реклама, PR).
|
Семинар2,3. Невербальные средства делового общения
1. Невербальная коммуникация,ее значение
2. Основные виды невербальных средств общения
3. Элементы языка тела
4. Правила интерпретации языка тела
5. Межличностное пространство
6. Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности
7. Развитие чувствительности к языку невербального общения
8. Транзактный анализ общения
Литература:
1. Аверченко Л.К. Управление общением: Теория и практикумы для социального работника: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. – 216с.
2. Горянина В.А. Психология общения. – М.: Академия, 2007. – 416 с.
3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 544с.
4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание: Учебное пособие / Лабунская В.А. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608с.
5. Леви В.Л.Искусство быть собой. – М., 1994.
6. Леонов Н.И. Психология делового общения. Учебное пособие. – М.; Воронеж, 2002. – 216с.
7. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учебное пособие. – СПБ.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. – 495с.
8. ПизАллан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам.– М., 1992.
|
9. Робинсон Д. Добейся от людей наилучшего. – М., 1994.
10. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учеб. – М., 2005. – 336с.
11. Социальная психология: Учеб.пос. для студ.высш. учеб. заведений \ Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2003. – 600с.
12. Читаем человека. – Свердловск, 1990.
Методические указания:
При изучении 1 вопроса разберите сущность понятия невербальная коммуникация, роль и функции невербального общения в деловой коммуникации. Покажите значение невербального языка для взаимопонимания людей. Поясните, что отличает невербальную коммуникацию от вербальных сообщений, для чего необходимы человеку невербальные средства.
При изучении 2 вопроса ознакомьтесь с видами невербальных средств общения. Дайте их описание, указав их составляющие.
При изучении 3-4 вопросов назовите наиболее важные элементы языка тела. Дайте их характеристику, показав элементы движений, их позитивное и негативное значение. Какую роль в общении имеет внешний вид человека, укажите его составляющие. Что такое интерпретация невербального поведения. Какие психологические особенности человека необходимы для ее осуществления. Изучите правила интерпретации языка тела.
При изучении 5 вопроса рассмотрите понятие межличностное пространство. Ознакомьтесь с понятием зон общения и их характеристикой. Проанализируйте, какие возможности и ограничения имеет каждая зона в различных ситуациях общения.
При изучении 6-8 вопросов выполняется практическое задание на определение уровня перцептивно-невербальной компетентости и упражнения на развитие чувствительности к языку невербального общения, знакомство с транзактным анализом общения.