Тема 4. Право и социальные изменения




1. Трактовки понятия «социальные изменения»

 

В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества,

образцах мышления, культуре и социальном поведении. Это переход социального объекта из

одного состояния в другое; существенная трансформация социальной организации, социальных институтов; рост многообразия социальных форм и др.

Основным положением в концепции социальных изменений является то, что "отличия

должны касаться различных временных моментов и состояний одной и той же системы", одного и того же наблюдаемого социального объекта, например конкретного общества

(государства), конкретной организации, конкретной социальной группы, определенной культуры и т.д. Изменения - это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем,

что стало с ней через определенный период времени.

Типы социальных изменений многообразны. Они могут охватывать всю социальную систему,

а могут отдавать "приоритет" какому-либо аспекту (элементу), могут быть кратковременными и долгосрочными, могут вести систему к развитию или упадку. В таблице приведена типология социальных изменений, предложенная С. Ваго.

Социальные изменения необходимо рассматривать как многофакторный процесс, на который влияют "вызовы" внешней среды, изменения в экономике, культуре, идеологии и др. Поэтому состояние системы представляет собой обобщенный, суммарный результат многих составляющих.

Понятие "социальный процесс". Под процессом понимается любой вид движения, смены

состояний какого-либо объекта или явления. Это поток событий, модификаций, трансформаций, социокультурных изменений. Это также последовательность социальных событий. Без

процесса, приводящего к тем или иным изменениям, социальная система существовать не может. Изменения - результат различных процессов, происходящих в течение определенного

времени.

Процессы происходят на различных уровнях социальной системы. Объектом наблюдения

может быть отдельный индивид, социальная группа, организация, общество, все человеческое

сообщество.

Наряду с реально протекающими процессами и происходящими изменениями, в человеческом сознании происходят процессы осмысления, оценки, переоценки и интерпретации событий. При этом точек зрения на одно и то же событие может быть бесконечное множество, от

частично совпадающих до прямо противоположных. Кроме того, человеческому сознанию

свойственно постоянно переоценивать (перетолковывать) случившееся и давать прошедшим

событиям новые толкования. Таким образом происходит "конструирование" в сознании людей

новой социальной реальности.

 

2. Теории социальных изменений

Эволюционистским теория исходит из того, что общество

развивается по восходящей линии от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Например, Спенсер считал,

что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества,

в усилении его дифференциации, в отмирании "неприспособленных" индивидов, социальных

институтов, культур и выживании и процветании "приспособленных".

Классический эволюционизм рассматривает изменения как строго линейные восходящие

и развивающиеся по единому сценарию. При этом считалось, что существующие в настоящее

время примитивные общества показывают нам, что представляло собой развитое общество

в прошлом, а развитое общество показывает, каким станут примитивные общества в будущем.

Теория классического эволюционизма неоднократно подвергалась обоснованной критике.

При этом в качестве аргументов выдвигались следующие доводы: многие исторические события имеют ограниченный и случайный характер; рост многообразия человеческих популяций

(племен, культур, цивилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе;

нарастающая конфликтогенность социальных систем не соответствует эволюционным взглядам на изменения; имеющиеся в истории человечества случаи отступлений, провалов и гибели

государств, этносов, цивилизаций не дают оснований говорить о едином эволюционном сценарии; эволюционистский постулат о неизбежной последовательности развития подвергается сомнению тем историческим фактом, что одни стадии могут быть пропущены, а прохождения

других - ускорено. Например, большинство европейских стран в ходе своего развития миновали стадию рабства; некоторые не западные общества нельзя оценивать по единой шкале развития

и зрелости — они просто качественно отличны от западных; нельзя отождествлять

эволюцию с прогрессом, т.к. многие общества в результате социальных изменений оказываются в кризисном состоянии и/или деградируют. Так, Россия в результате начавшихся в начале 90-х годов XX в. либеральных реформ по основным показателям (социально-экономическим, технологическим, морально-этическим и др.) оказалась отброшенной в развитии на

многие десятилетия назад; классический эволюционизм по сути исключает человеческий фактор

в социальных изменениях, внушая людям неизбежность восходящего развития.

Неоэволюционизм. В 50-х годах XX в., после периода критики и опалы, социологический

эволюционизм вновь оказался в центре внимания социологов. Такие ученые как Г. и Ж. Ленски, Л. Уайт, Дж. Стюарт, М. Салинс, Е. Сервис, Т. Парсонс и др., дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям.

Рассмотрим основные положения неоэволюционизма. Если классический эволюционизм

исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к

высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу о том, что каждая культура,

каждое общество, наряду с общими тенденциями, имеют свою логику эволюционного развития. Так, по мнению Л. Уайта, ключ к эволюции культуры можно найти лишь в ней самой. Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный

механизм изменений. При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок

и аналогий с прогрессом. Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений,

а не в виде утверждений. Эволюционные процессы протекают не равномерно по

восходящей прямой линии, а скачкообразно. Эволюционные изменения носят многолинейный

характер исторического процесса. На каждой новой ступени общественного развития ведущей

может стать одна из линий, игравших второстепенную роль на предыдущей стадии.

Теории циклических изменений. Цикличность природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности. На этой группе теорий я позволю себе не останавливаться, отослав читателя к статье П.А. Сорокина на эту тему.

Теория жизненных циклов цивилизаций нашла развитие в трудах английского историка

А.Тойнби (1889-1975). Он считал, что всемирная история представляет собой возникновение,

развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций. Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные условия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций). Как только найден ответ, следует новый вызов и новый ответ.

По мнению Тойнби, основная роль в поисках ответов на постоянно возникающие вызовы

принадлежит творческому меньшинству общества. Когда творческий потенциал у меньшинства иссякает, и общество не может адекватно ответить на очередной вызов, цивилизация начинает разваливаться.

Свою версию зарождения, развития и упадка цивилизаций предлагает Ю.В. Яковец в книге

"История цивилизаций". Он считает, что траектория развития и упадка любой цивилизации

напоминает не равномерно восходящую и нисходящую дугу, а "трехгорбого верблюда".

За время полного жизненного цикла цивилизация переживает три подъема, вслед за которыми

происходит спад. Первый подъем - сравнительно недолгий, но высокий - наблюдается на фазе

становления цивилизации; второй - наиболее существенный - на фазе зрелости; третий -

как попытка реанимировать устаревший больной организм - на последней фазе всеобщего

кризиса цивилизации. Всеобщий кризис и распад знаменуют собой начало переходного периода

к очередной цивилизации.

 

3. Назовите основные причины и факторы социальных изменений

О. Конт считал что решающим фактором эволюционных изменений является прогресс

в научных знаниях. Г.Спенсер видел причины социальных изменений общества в его усложнении и усилении дифференциации, Э. Дюркгейм в качестве решающих факторов эволюционного процесса выделяет разделение труда и социальную дифференциацию. К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считает рост производительных сил общества, который

ведет к смене способа производства и общественно-экономической формации. При этом, по

мнению Маркса, новая общественно-экономическая формация может возникнуть лишь в результате социальной революции. М.Вебер в качестве основного фактора эволюционного развития выделяет идею прогрессирующей рациональности, которая вопреки воли и желанию

людей пробивает себе дорогу. Рациональная экономика, рациональная религия, рациональное

право и управление, рациональное денежное обращение, рациональное поведение в хозяйственной сфере позволяют добиться максимальной экономической эффективности. Такая рациональность свойственна, прежде всего, капиталистическому обществу с его рациональной религией (протестантизмом).

По мнению А.Тойнби, зарождение, развитие и упадок социальных систем происходит в результате взаимодействия двух основных факторов: 1) влияние окружающей природной и социальной среды ("вызов"); и 2) способность и возможность общества находить адекватные ответы

на каждый очередной вызов.

П. Сорокин считает, что основной причиной революционных изменений является "увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже

минимального их удовлетворения". Например, пищеварительный инстинкт "подавляется" голодом, инстинкт самосохранения - деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами.

Не удовлетворяются в минимальном объеме потребности в жилище, одежде и т.д.

Т. Парсонс выделяет четыре основных механизма эволюционных изменений: 1) дифференциация, связанная с усложнением строения общества; 2) повышение адаптивной способности

общества, связанное с развитием производства; 3) увеличение объема членства в обществе и

усложнение социальных структур; 4) генерализация ценностей, суть которой заключается

в том, что в сложных социальных системах "для обеспечения социальной стабильности нужно,

чтобы ценности получали более обобщенное выражение".

Ю.В. Яковец в качестве основного фактора социальных изменений выделяет биологические

и социальные потребности людей. Постоянно растущие потребности вынуждают человека осваивать новые территории, привлекать дополнительные природные ресурсы, сырье, материалы, орудия труда, источники энергии. "Нарастание объема и усложнение структуры потребностей человека, семьи, общества служат импульсом для перемен на всех этажах пирамиды общества".

И. Валлерстайн считает, что радикальные социальные изменения в обществе, как правило,

происходят благодаря вторжению извне. Однако в некоторых случаях причинами таких изменений могут стать и внутренние процессы, происходящие в самом обществе. При этом одни

процессы порождают другие. По мнению Валлерстайна, смена феодальной системы отношений на капиталистические в Западной Европе произошла в результате коллапса трех ключевых институтов, на которых покоилась феодальная система: сеньориальной власти, государства, церкви.

 

4. Основные формы социальных процессов

Процессы в своем развитии могут приобретать следующие

формы: направленные и ненаправленные, обратимые и необратимые, восходящие и нисходящие, линейные, ступенчатые, циклические, спиралевидные и др.

Рассмотрим перечисленные виды процессов.

• Направленные процессы предполагают определенную цель или тенденцию в своем движении. Они в определенной степени являются предсказуемыми или явными. Например, процесс создания единого европейского сообщества, процесс глобализации, процесс реформирования экономики, бракоразводный процесс.

• Ненаправленные процессы носят случайный, хаотичный и непредсказуемый характер.

Например, процессы возбуждения, охватывающие толпу, процессы мобилизации в социальных движениях, эмоциональные семейные конфликты.

• Обратимые процессы — это процессы, которые приводят систему к определенного рода

изменениям (даже радикальным), но потом происходит возврат к прежнему состоянию. Например,

Французская революция 1789 г. свергла монархический режим и провозгласила Францию республикой. Но в 1815 г. (после окончательного поражения войск Наполеона) династия Бурбонов была восстановлена. Произошел возврат к монархии. В 1861 г. в России было отменено

крепостное право и крестьяне стали свободными гражданами. Но коллективизация крестьянских хозяйств в СССР (1929-1932 гг.) по сути снова сделала их крепостными.

Необходимо учитывать, что возврат к прежнему состоянию не означает, что система возвращается к своей полной идентичности. Восстанавливаются только основные структурные

элементы, а многие частные аспекты изменяются безвозвратно.

• Необратимые процессы отражают тот факт, что происходящие изменения нельзя повернуть вспять. Например, процесс старения человека, распад Советского Союза, процесс урбанизации населения.

• Восходящие процессы предполагают развитие системы. Если это развитие существенное,

его отождествляют с прогрессом. Эволюционные теории характеризуют развитие социума на

протяжении последних десяти тысяч лет как восходящий прогрессивный процесс.

• Нисходящие процессы приводят систему к негативным дисфункциональным изменениям -

регрессу.

• Линейные процессы - это постепенные, непрерывные восходящие или нисходящие изменения в системе.

• Ступенчатые процессы предполагают постепенное наращивание количественного потенциала изменений, который в определенный момент приводит к качественному скачку или

прорыву. Например, в СССР многие десятилетия накапливались противоречия, которые

трансформировались в перестройку и демократизацию общества.

• Циклические процессы - это периодическое повторение определенных фаз развития системы. Например, процесс экономического роста сменяется спадом, за которым следует очередное оздоровление экономики; выборы и перевыборы президента и других органов власти

также представляют собой циклические процессы. Такие процессы можно рассматривать как

круговые или замкнутые.

• Спиралевидные процессы представляют собой восходящее или нисходящее циклическое

движение: изменения, проделав круг, возвращают систему в исходное состояние, но уже на качественно ином уровне. Примером может быть последовательное продвижение школьника из

класса в класс или студента с курса на курс.

• В реальности в социуме все перечисленные и иные формы социальных процессов могут

чередоваться, сменяя друг друга, или протекать параллельно; могут накладываться друг на

друга или противоречить (противостоять) друг другу; могут охватывать основные элементы

системы (доминировать) или проявляться в многочисленных ее фрагментах. При этом, как

правило, одни процессы выступают в качестве предпосылок социальных изменений, другие остаются нейтральными к этим изменениям, третьи способствуют воспроизведению (сохранению), а не трансформации системы.

 

5. Значение реформ в социальных изменениях

Реформа (от лат. - преобразовываю) - преобразование,

изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов,

сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они, как правило, проводятся "сверху" с помощью законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы, без

ее качественных изменений. Например, реформы Петра I коренным образом изменили систему

государственного управления страной, но основы самодержавия остались неизменными.

Реформы могут приобретать и революционный характер. Так, например, реформация

церкви, начавшаяся в XVI в. в Западной и Центральной Европе, приобрела форму революционной борьбы против католической церкви и феодального строя. Отмена крепостного права

в России в 1861 г. (крестьянская реформа), несмотря на компромиссный характер, имела революционные последствия для России.

Опасность быстрых и радикальных реформ заключается в том, что они могут выйти из-под

контроля "реформаторов" и общественности и приобрести непредсказуемый характер. Так, например, перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 г. с целью реформирования социалистиче- ского строя, вышла из-под контроля партийно-политической элиты и привела к развалу Со- ветского Союза.

Под реформами обычно понимают эволюционные изменения, не приводящие к массовому

насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях. Например, переход Китая от государственной плановой экономики к рыночной проводится методами реформ, которые продолжаются более

20 лет. Начав с приватизации мелких крестьянских хозяйств, рыночные отношения постепенно распространялись на средние и крупные предприятия. В результате постепенных и последовательных реформ Китай за последние десятилетия превратился в одну из стабильно развивающихся социальных систем. Ежегодный прирост ВВП в Китае составляет 10-12%.

Социальные революции. Революция представляет собой быстрые фундаментальные социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильствен116

ным путем. Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую неспособность управлять обществом, создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции

происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях

и поведении людей.

Революция вовлекает в активную политическую деятельность массы народа. Активность,

энтузиазм, оптимизм, надежда на "светлое будущее" мобилизуют людей на подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции массовая активность достигает апогея, а социальные изменения - невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции

"локомотивами истории".

Революционными также называют быстрые и радикальные изменения, происходящие в отдельных сферах (подсистемах) общества, например, в политической - смена политических

элит, когда к власти приходит политическая оппозиция; радикальные изменения в экономических структурах; эпохальные научно-технические открытия (научно-техническая революция)

и др.

Широкомасштабные ("великие") революции, как правило, приводят к гражданским войнам

и уничтожению большого количества людей. Кроме того, исход революции непредсказуем.

В своем большинстве они не заканчиваются тем, о чем мечтали революционеры. Поэтому

многие исследователи считают революцию катастрофой для страны и ее народа. Так, например, П.Сорокин считает, что "революция суть худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс... Чего бы она не добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой" [7, с. 270]. П. Сорокин выделяет две основные стадии развития революции: 1-я стадия - радикальные революционные изменения; 2-я стадия - стадия

"реакции" или "обуздание" чрезмерной свободы и "творчества" масс [Там же, с. 268].

П. Штомпка выделяет десять последовательных стадий развития революций [1, с. 373-374].

Объединив несколько дополняющих и объясняющих друг друга стадий, можно выделить четыре основные стадии революционных изменений.

1. Предреволюционная стадия: общий кризис социальной системы; очевидная неспособность властей эффективно управлять государством и нежелание большинства граждан терпеть сложившиеся условия жизни (верхи не могут - низы не хотят); возникновение революционной ситуации.

2. Стадия революционных изменений: свержение старого режима власти и разрушение

прежних социальных институтов; установление новых форм правления, новых экономических

и социокультурных отношений; общее ликование и эйфория от победы.

3. Стадия массового насилия, террора и гражданской войны между сторонниками старого

режима, умеренными реформаторами и радикалами.

4. Стадия восстановления "законности" и порядка; стадия последовательных реформ

и социальных преобразований. На этой стадии происходит определенный "откат" назад, частичное возвращение к прежним структурам и ценностям. Феномен возвратных изменений заключается в том, что социальная структура, социальные институты и культура общества обладают

значительной инерцией (способностью к самосохранению) и своей собственной логикой развития. Чрезмерный революционный радикализм через определенный период времени вынужден

отступать под постоянным "давлением" со стороны прежних социальных институтов, традиционной культуры и здравого смысла. Так, например, после победы Октябрьской (1917 г.) революции большевики отменили воинские звания и должности, методически уничтожали институты религии и традиционной семьи. Но в дальнейшем они вынуждены были вернуть воинские

звания и в той или иной степени восстановить многие из разрушенных ими социальных институтов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: