ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫЖИВОПИСИ
Вопросы:
1. Театрально-декорационная живопись.
2. История развития иконописи как вида живописи.
3. Миниатюра как вид искусства живописи.
4. Декоративная роспись – область ее применения в искусстве.
Театрально-декорационная живопись.
Театрально-декорационная живопись является частью театрально-декорационного искусства и, как оно, направлена на создание зрительного образа спектакля. Художественное оформление спектакля также называют «сценографией».
Театрально-декорационное искусство ‑ вид изобразительного искусства, связанный с оформлением театральных постановок. К произведениям театрально-декорационного искусства относятся декорации, обозначающие место действия спектакля, костюмы и грим актеров, бутафория, реквизит, освещение. Все эти элементы сценографии должны образовывать единое целое, выражать замысел театрального действия. Основой сценографии является декорация, включающая в себя изобразительное решение сценического пространства: задник, кулисы, занавесы, ширмы, драпировки. В классических театральных постановках обычно использовались живописные задники, которые вместе со сценическими конструкциями создавали иллюзию единой пространственной среды, где происходит действие спектакля. Воплощению декорации чаще всего предшествуют выполненный художником эскиз и макет сценографии. Важным дополнением пространственного решения сцены становится освещение, также проектируемое художником, мастером по свету. Используя различную степень освещенности можно добиться не только точной передачи времени суток, атмосферных явлений, но и создать эмоционально-психологическую атмосферу. В единстве с декорациями разрабатываются и костюмы действующих лиц. Они призваны подчеркнуть характеры героев, их индивидуальные особенности. Сценографическое решение зависит от многих составляющих, оно обусловлено не только характером спектакля, режиссерским замыслом, но и эпохой, в которую создается спектакль, техническими возможностями театра и даже устройством сцены. Таким образом, развитие театрально-декорационного искусства неразрывно связано с историей театра. В России расцвет театрально-декарационного искусства приходится на рубеж XIX-ХХ веков. В это время в театре начали работать выдающиеся художники М.А. Врубель, В.М. Васнецов, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих.
|
Живопись играет огромную роль в создании декораций для театра. Они могут с большой точностью передавать место действия, эпоху, стиль и жанр воплощаемого на сцене произведения или все это передавать иносказательно и ассоциативно. Стилистика театрально-декорационной живописи зависит не только от характера произведения, но еще от требований режиссуры спектакля, временных предпосылок и творческой индивидуальности художника. Поэтому один и тот же спектакль в разных театрах может иметь совершенно различное оформление, а значит, и разное значение.
История театра запечатлела множество шедевров театрально-декорационной живописи. В русской культуре конца XIX - первой трети XX в. театрально-декорационное искусство сконцентрировало творческие поиски крупнейших мастеров всех художественных направлений этого времени: реалистические и сказочные образы классической школы, блистательные дебюты художников «Русских сезонов», феерические, яркие эксперименты футуристов, смелые сценические находки конструктивистов и др. Прославленные шедевры Л.Бакста, А.Бенуа, Н.Гончаровой, М.Ларионова, Э.Лисицкого, К.Малевича, С.Чехонина, М.Шагала и других русских художников — ярчайшая страница истории театрально-декорационной живописи.
|
В 1870-х гг. многие выдающиеся русские живописцы пришли работать в театр. В.Д.Поленов, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, В.А.Серов, К.А.Коровин создали колористическое единство декораций и костюмов, способствующее поэтически-целостной трактовке спектакля. Например, одной из творческих удач В.М.Васнецова были эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Снегурочка» по пьесе А.Островского. В декорациях, особенно в «Палатах царя Берендея», были разработаны как общие принципы использования мотивов народного искусства, так и более частные приемы стилизации. Художник создал цельный, гармоничный и достоверный образ сказочных палат доброго и мудрого царя. В основе этого образа — тонкое понимание древнерусского зодчества и народного искусства. В рисунке росписей палаты органично переплетаются и причудливые языческие символы, и сказочные образы, и прелестные цветы русских полей и лесов. Эти декорации созданы на основе глубокого знания орнаментов, украшавших старинные прялки, пряничные доски, домашнюю утварь, старинные русские костюмы. Краски пламенеют красным и синим — излюбленные цвета древнерусской живописи. Создавая «Палаты», художник следовал тексту: «Царь Берендей сидит на золотом стуле, расписывает красками один из столбов». Вероятно, описанная картина очень соответствовала живописным стремлениям В.М. Васнецова.
|
Над созданием театральных декораций работали также художники объединения «Мир искусства» (М.В. Добужинский, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, А.Я. Головин и др.). Их декорации выделялись яркими красками, фантастическими образами, изяществом и вкусом. Особенно отличились русские художники во время так называемых «Русских сезонов» в Париже, организованных С.П. Дягилевым. Богатое живописное решение декораций показало значимую роль художника в театре.
С 10-х гг. XX в. в декорациях к экспериментальным спектаклям проявились искания авангардизма. В.Е. Татлин, К.С. Малевич, П.Н. Филонов и другие использовали в оформлении сцены приемы кубизма, футуризма, примитивизма, урбанистический гротеск. Выполненные А.А. Экстер и А.А. Весниным декорации через игру цветовых плоскостей и костюмов, контрасты света и тени передавали динамику действия.
В наше время театрально-декорационное искусство представляет сложную картину разнообразных тенденций и явлений. Одни художники развивают реалистические традиции декорационной живописи, а другие продолжают разнообразные поиски в области эксперимента с формой, цветом, светом и пространством. Они используют нетрадиционные материалы с разнообразной фактурой (пластик, металл, и т. п.), лазерные эффекты, люминесцентные краски, видеоаппаратуру, компьютерную графику и др.
Особенностью декорационной живописи является то, что она воспринимается в условиях театрального освещения, в определенном сценическом пространстве и может трансформироваться во времени, так как декорации бывают движущимися. В театре важное значение имеет синтез искусств: динамический строй декораций должен соответствовать музыкальному сопровождению и ритму сценического действия. Целостный зрительный образ спектакля складывается из драматургии, музыки, света, декораций, костюмов и грима.
В. А. Гартман. Волшебный замок Черномора. Эскиз декорации к постановке оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (1871).
Иван Билибин. Замок Наины. Эскиз Декораций К ОпереМихаила Глинки "Руслан И Людмила" 1900 г.
Николай Рерих. «Палата Берендея». Эскиз декораций для постановки пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» на сцене Петербургского драматического театра А.Рейнеке, 1912