Театрально-декорационная живопись.




ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫЖИВОПИСИ

 

Вопросы:

1. Театрально-декорационная живопись.

2. История развития иконописи как вида живописи.

3. Миниатюра как вид искусства живописи.

4. Декоративная роспись – область ее применения в искусстве.

Театрально-декорационная живопись.

Театрально-декорационная живопись является частью театрально-декорационного искусства и, как оно, направлена на создание зрительного образа спектакля. Художественное оформление спектакля также называют «сценографией».

Театрально-декорационное искусство ‑ вид изобразительного искусства, связанный с оформлением театральных постановок. К произведениям театрально-декорационного искусства относятся декорации, обозначающие место действия спектакля, костюмы и грим актеров, бутафория, реквизит, освещение. Все эти элементы сценографии должны образовывать единое целое, выражать замысел театрального действия. Основой сценографии является декорация, включающая в себя изобразительное решение сценического пространства: задник, кулисы, занавесы, ширмы, драпировки. В классических театральных постановках обычно использовались живописные задники, которые вместе со сценическими конструкциями создавали иллюзию единой пространственной среды, где происходит действие спектакля. Воплощению декорации чаще всего предшествуют выполненный художником эскиз и макет сценографии. Важным дополнением пространственного решения сцены становится освещение, также проектируемое художником, мастером по свету. Используя различную степень освещенности можно добиться не только точной передачи времени суток, атмосферных явлений, но и создать эмоционально-психологическую атмосферу. В единстве с декорациями разрабатываются и костюмы действующих лиц. Они призваны подчеркнуть характеры героев, их индивидуальные особенности. Сценографическое решение зависит от многих составляющих, оно обусловлено не только характером спектакля, режиссерским замыслом, но и эпохой, в которую создается спектакль, техническими возможностями театра и даже устройством сцены. Таким образом, развитие театрально-декорационного искусства неразрывно связано с историей театра. В России расцвет театрально-декарационного искусства приходится на рубеж XIX-ХХ веков. В это время в театре начали работать выдающиеся художники М.А. Врубель, В.М. Васнецов, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих.

Живопись играет огромную роль в создании декораций для театра. Они могут с большой точностью передавать место действия, эпоху, стиль и жанр воплощаемого на сцене произведения или все это передавать иносказательно и ассоциативно. Стилистика театрально-декорационной живописи зависит не только от характера произведения, но еще от требований режиссуры спектакля, временных предпосылок и творческой индивидуальности художника. Поэтому один и тот же спектакль в разных театрах может иметь совершенно различное оформление, а значит, и разное значение.

История театра запечатлела множество шедевров театрально-декорационной живописи. В русской культуре конца XIX - первой трети XX в. театрально-декорационное искусство сконцентрировало творческие поиски крупнейших мастеров всех художественных направлений этого времени: реалистические и сказочные образы классической школы, блистательные дебюты художников «Русских сезонов», феерические, яркие эксперименты футуристов, смелые сценические находки конструктивистов и др. Прославленные шедевры Л.Бакста, А.Бенуа, Н.Гончаровой, М.Ларионова, Э.Лисицкого, К.Малевича, С.Чехонина, М.Шагала и других русских художников — ярчайшая страница истории театрально-декорационной живописи.

В 1870-х гг. многие выдающиеся русские живописцы пришли работать в театр. В.Д.Поленов, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, В.А.Серов, К.А.Коровин создали колористическое единство декораций и костюмов, способствующее поэтически-целостной трактовке спектакля. Например, одной из творческих удач В.М.Васнецова были эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Снегурочка» по пьесе А.Островского. В декорациях, особенно в «Палатах царя Берендея», были разработаны как общие принципы использования мотивов народного искусства, так и более частные приемы стилизации. Художник создал цельный, гармоничный и достоверный образ сказочных палат доброго и мудрого царя. В основе этого образа — тонкое понимание древнерусского зодчества и народного искусства. В рисунке росписей палаты органично переплетаются и причудливые языческие символы, и сказочные образы, и прелестные цветы русских полей и лесов. Эти декорации созданы на основе глубокого знания орнаментов, украшавших старинные прялки, пряничные доски, домашнюю утварь, старинные русские костюмы. Краски пламенеют красным и синим — излюбленные цвета древнерусской живописи. Создавая «Палаты», художник следовал тексту: «Царь Берендей сидит на золотом стуле, расписывает красками один из столбов». Вероятно, описанная картина очень соответствовала живописным стремлениям В.М. Васнецова.

Над созданием театральных декораций работали также художники объединения «Мир искусства» (М.В. Добужинский, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, А.Я. Головин и др.). Их декорации выделялись яркими красками, фантастическими образами, изяществом и вкусом. Особенно отличились русские художники во время так называемых «Русских сезонов» в Париже, организованных С.П. Дягилевым. Богатое живописное решение декораций показало значимую роль художника в театре.

С 10-х гг. XX в. в декорациях к экспериментальным спектаклям проявились искания авангардизма. В.Е. Татлин, К.С. Малевич, П.Н. Филонов и другие использовали в оформлении сцены приемы кубизма, футуризма, примитивизма, урбанистический гротеск. Выполненные А.А. Экстер и А.А. Весниным декорации через игру цветовых плоскостей и костюмов, контрасты света и тени передавали динамику действия.

В наше время театрально-декорационное искусство представляет сложную картину разнообразных тенденций и явлений. Одни художники развивают реалистические традиции декорационной живописи, а другие продолжают разнообразные поиски в области эксперимента с формой, цветом, светом и пространством. Они используют нетрадиционные материалы с разнообразной фактурой (пластик, металл, и т. п.), лазерные эффекты, люминесцентные краски, видеоаппаратуру, компьютерную графику и др.

Особенностью декорационной живописи является то, что она воспринимается в условиях театрального освещения, в определенном сценическом пространстве и может трансформироваться во времени, так как декорации бывают движущимися. В театре важное значение имеет синтез искусств: динамический строй декораций должен соответствовать музыкальному сопровождению и ритму сценического действия. Целостный зрительный образ спектакля складывается из драматургии, музыки, света, декораций, костюмов и грима.

В. А. Гартман. Волшебный замок Черномора. Эскиз декорации к постановке оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (1871).

Иван Билибин. Замок Наины. Эскиз Декораций К ОпереМихаила Глинки "Руслан И Людмила" 1900 г.

 

Николай Рерих. «Палата Берендея». Эскиз декораций для постановки пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» на сцене Петербургского драматического театра А.Рейнеке, 1912



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: