Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.
Например: на карточке написано: «Почему совы охотятся ночью?» Ребенок отвечает «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
Далее я предлагала учащимся «пробные» самостоятельные исследования и выполнение творческих проектов. Это были рефераты, сообщения к урокам окружающего мира. И для этого дети осваивали новые виды деятельности:
1. Мы учились подбирать литературу по заданной теме.
2. Учились ориентироваться в словаре, справочной литературе.
3. Ориентировались в тексте, находили ключевые слова, ответы на вопросы к тексту. Например: «О чём рассказывает эта статья?» «Определи тему, главную мысль».
На втором этапе приступали к формированию умений и навыков проектно-исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения учебного проекта.
В своей практике использую рабочую тетрадь «Я - исследователь» А.И. Савенкова, где предлагаются следующие этапы:
1.Выбор темы
2. Формулирование проблемы
3. Планирование
4. Поиск информации
5. Продукт
6. Презентация
В классе было проведено анкетирование с целью изучения интересов детей. Выяснилось, что 5 человек интересуются миром растений, 6 человек – миром животных, остальным интересен космос, история. Учитывая интересы детей, мы приступили к выполнению проектов.
Остановлюсь на некоторых из них.
1)В 1 класс дети всегда приходят с уверенностью, что будут учиться только на «5»,с глубоким осознанием только своего «я».
В 1 классе перед учителем стоит всегда нелёгкая задача: как из пришедших в школу учеников создать дружный творческий коллектив и при этом не ущемить, а развить индивидуальность каждого ребёнка. Дети приходят в класс совсем разные по темпераменту, с разным уровнем подготовки к школе, но уверенные, что именно «я» самый «умный и талантливый».
|
Использование проектно-исследовательской технологии помогает в первую очередь развитию индивидуальности каждого ребёнка. Плавный переход от фронтальной работы к работе в группах, а затем и к самостоятельной (индивидуальной) работе помогает ребёнку раскрыть свои (порой неожиданные) наклонности и способности.
Работа в малых группах позволяет ребёнку осознавать свою значимость, ответственность перед другими ребятами. Приобретается неоценимый навык участия в коллективной деятельности. Дети узнают друг друга ближе, находят себе друзей-единомышленников, что, безусловно, влияет на формирование сплочённого коллектива.
Разумеется, помощь родителей при сборе материала к уроку просто необходима. Ребятам в младшем школьном возрасте ещё очень трудно ориентироваться в огромном потоке информации. И здесь есть свои плюсы. В ходе исследовательской деятельности родители держат постоянный контакт как с ребёнком, так и с учителем.
Для плодотворной работы, я решила предложить детям и родителям тему для исследования «Овощи и фрукты».
Растительные продукты в питании человека являются основным источником витаминов, минеральных элементов и органических кислот, кроме того, они содержат белки, ферменты, жиры и углеводы. Витамины стимулируют обменные процессы в организме, и их набор должен быть полноценным. Недостаток каких-либо питательных веществ или витаминов приводит к нарушению обменных процессов, функций внутренних органов и может послужить причиной заболевания. Привлечение внимания детей и их родителей к проблеме здорового питания (овощами и фруктами) и здорового образа жизни, я надеюсь, поможет успешно усвоить тему, сохранить и приумножить здоровье детей. Эта тема также была актуальной и доступной, т.к. время года осень всегда богата изобилием овощей и фруктов. Я разделила класс с учетом их собственных интересов на три творческие группы:
|
1. «Любители овощей»
2. «Любители фруктов»
3. «Витамины»
Каждой творческой группе было дано задание. Задания были следующие:
1.Выяснить отличие овощей от фруктов и наоборот фруктов от овощей.
2.Узнать у родителей, какие овощи и фрукты выращивают в нашей местности.
3.Совершить экскурсию н6а рынок и выяснить какие овощи и фрукты завозят нам из других регионов.
И для группы витаминов были следующие задания:
1.Изучить витамины, которыми богаты овощи и фрукты нашего края.
2.Показать разнообразие витаминов, их влияние на здоровье человека.
3.Дать описание каждого витамина.
Форма отчёта: сообщения учащихся, рисунки детей, фотографии, стенгазета, выставка поделок из овощей и фруктов. Это был самый первый опыт ребят первоклассников участия в проектной деятельности. Ребята активно принимали участие в данном проекте, конечно же большую помощь в осуществлении внесли родители их данная тема тоже очень заинтересовала. Итоговой работой было защита мини-пректов каждой творческой группой, ребята представляли свой овощ или фрукт рассказывали о витаминах, разгадывали загадки, демонстрировали свои поделки и рисунки. Данная работа ребятам очень понравилась и я тоже была довольна результатом.
|
2) Второй проект, который мы начали выполнять с детьми, - «Знакомые незнакомцы». У детей возник вопрос: «А что мы знаем о птицах, которые всегда рядом с нами?» Разбившись на группы, ребята собирали информацию, наблюдали за воробьями, сороками, воронами и голубями. Искали пословицы и поговорки о них, читали научную и художественную литературу, выполняли рисунки. Продуктом исследования стала презентация, которую помогла оформить мама моей ученицы.
3) Потом у детей возникла проблема: «Как помочь птицам зимой?» И дети выполняли проекты «Птичья столовая». Это были индивидуальные проекты, целью которых было выяснить, из чего можно сделать «столовую» для зимующих птиц, к каким кормушкам чаще прилетают птицы, что это за птицы, какие «блюда» предпочитают они. На защите своих проектов ребята давали ответы на эти вопросы и показывали птичьи столовые, изготовленные из различных материалов самостоятельно или с помощью родителей.
4) Работали в течение учебного года над разными проектами, которые предложены разработчиками УМК Школа России и программой: это такие проекты как «Математика в числах, загадках, пословицах и поговорках»- это был коллективная работа, продуктом стала книжка-раскладушка, где каждая страница книги-это новая цифра с загадками,поговорками и пословицами. Проект «Скороговорки» -также нашей целью было создать книжку со скороговорками, которой мы бы пользовались на уроках русского языка и литературного чтения на разминке. Ребята вместе с родителями находили в разных источниках скороговорки на определенную букву и затем на занятиях внеурочной деятельности мы собрали материал в единое целое, т.е. в книжку-раскладушку, она получилась достаточна объемной яркой, красочной, а главное полезной. Индивидуальные проекты ребята выполняли в тетрадях по окружающему миру А.А. Плешакова, собирали фото, рассказы в таких проектах как «Моя Родина», «Моя семья», «Мой питомец» и др.
Что приобрели учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями, брали интервью, задавали учителям-предметникам, библиотекарям. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат.
Организация такой формы познавательной деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.
В заключение хотелось бы отметить, что использование метода проекта решает задачу познания младшими школьниками окружающего мира на простых и близких примерах, содействует разрешению многих проблем образования в условиях сельского социума, помогает ученикам в дальнейшем в выборе профессии, приучает к самостоятельности. Очень правильные слова: «Дорога, что сам искал, вовек не позабудется». Методу проектов в школе – быть!