Методика выявления и согласования мнений и представлений.




Виды педагогического анализа и формы их обеспечения

1. Анализ собственной пед деятельности.

Осуществляется ежедневно и является основой для совершенствования текущей работы с детьми, позволяет вскрыть недостатки в этой работе и причины их возникновения.

Что анализировать?

Отдельные дела, их эффективность, изменение позиции и настроение детей, состояние межличностных отношений в отряде, выполнение единых норм и педагогических требований, активность включения детей в те или иные виды деятельности, состояние здоровья детей и условие жизнеобеспечения.

На основе чего?

Постоянные личные наблюдения, беседы с детьми, обмен мнениями с коллегами, диагностика (анкеты, цветопись, материалы вечерних сборов-анализов с детьми в отряде).

Результаты фиксируются в педагогической документации (пед.дневник, индивидуальная карта собственного роста.)

Предполагаемая схема анализа дня.

Выполнены ли цель и задачи, поставленные на этот день? Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить, а что нет?

Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении:

какую задачу решали;

основные этапы этого дела;

в направлении ли решений задач был продуман и осуществлен ход дела;

как действовали в этом деле ребята, отношения ребят к делу, как реагировали ребята в ходе дела;

приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела, чем это было обосновано, что это дало.

Анализ ситуации (при наличии такой в дне);

краткое содержание и ее участники;

в связи с чем возникла эта ситуация;

как проявили себя участники ситуации, их поступки;

итог ситуации;

выход из ситуации.

Общая характеристика прожитого дня:

была ли группа организована;

произошли ли изменения в коллективе;

кто обратил на себя внимание;

как изменились ребята, внимание на которых раньше не обращали.

Общие выводы:

удался ли день в целом;

что дал нового этот день вам как педагогу;

задачи на следующий день.

 

Анализ результатов педагогической деятельности.

Проводится по итогам определенного временного отрезка. Включает анализ организационного, основного и итогового периодов. Предполагает сопоставить результаты собственной педагогической деятельности с работой лагеря в целом, оценить эффективность и уровень своей работы и выстроить перспективы дальнейшего взаимодействия с другими подразделениями лагеря.

 

3. Анализ дела.

Определение места и цели данного дела в общей программе смены и плане отряда

Установление воспитывающих и развивающих аспектов дела и учет реальных возможностей их реализации

Подготовка отдельных этапов дела и обеспечение их взаимосвязи и взаимовлияния

Содержательное наполнение каждого составляющего компонента дела и уровень организационного обеспечения

Совместная (коллективная) оценка конечного результата дела и оформление предложений по совершенствованию проведения.

 

Самооценка индивидуального состояния.

Педагог-организатор, воспитатель, вожатый должен учитывать собственные возможности, адекватно оценивать свой профессиональный уровень и рационально строить отношение как с детьми, так и с коллегами. При решении проблемы самоанализа и самоорганизации, эффективность работы вожатого значительно возрастает.

Что анализируем?

Самочувствие, психоэмоциональное и физическое состояние.

Форма: самоконтроль и самооценка.

 

Методики анализа

Методика выявления и согласования мнений и представлений.

Цель: уточнить представления и понятия; рассмотреть соответствие идеального представления и реального результата.

 

Предоставляется список с перечисленными качествами. Каждой группе (3-5 человек) дается по одному списку личностных качеств. На основании этого списка группа выполняет пять заданий (отобрать пять черт “хорошего подростка”, “идеального подростка” и т.д. и расположить их по значимости), результаты каждого сдают руководителю в письменном виде. Руководитель обрабатывает полученные результаты и предлагает их на всеобщее рассмотрение. Каждая группа через некоторое время делает анализ полученных результатов.

 

 

2. Методика изучения удовлетворения подростка жизнью в лагере.

Подросткам предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен,

3 – согласен,

2 – трудно сказать,

1 – не согласен,

0 – совершенно не согласен.

 

Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.

В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.

В нашем отряде хорошие вожатые.

Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.

У меня есть любимый взрослый в детском лагере.

В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.

Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей.

У меня есть любимое занятие в детском лагере.

Я считая, что детский лагерь по настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

Когда я уеду, то буду скучать по лагерю.

 

Подсчет: У = общая сумма баллов / общее количество ответов

 

У = общее количество ответов

У > 3 – высокая степень удовлетворенности;

2 < У > 3 – средняя степень;

У < 2 – низкая степень удовлетворенности.

 

1. Метод “недописанный тезис”

 

Этот метод заключается в том, что подростку прелагается набор незаконченных фраз, завершая которые, он мог бы выразить свое отношение к исследуемой теме, проблеме и т.п.

 

Например:

 

Хороший детский лагерь – это …

Если бы я был начальником лагеря, то непременно …

Когда я вижу вожатого, идущего на встречу, то …

Самое главное в жизни нашего отряда – это …

В нашем лагере больше всего цениться …

Время на ответ дается ограниченное, с учетом возраста (15 сек. – 1 мин.). При обработке результатов, ответы группируются по трем характеристикам: “положительная”, “отрицательная”, “неясная”.

 

 

Методика опросника.

Подростки получают задания – написать, что, по их мнению, в детском лагере (коллективе) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы. Это дает возможность свободно изложить то, что объективно существует в жизни лагеря, больше всего ценится или осуждается. Субъективные оценки существенно помогают проанализировать жизнедеятельность детского лагеря (коллектива).

 

В нашем детском лагере (отряде):

 

Хорошо Плохо

1 1

2 2

.......

8 8

И т.д. И т.д.

 

Анализ материала, полученного с помощью этой методики, позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений, настроение, что является показателями жизнедеятельности детского коллектива.

 

Анализ с детьми.

Очень важен в развитии детского коллектива с одной стороны, является материалом для анализа педагогической деятельности вожатого с другой стороны. Выбирая те или иные формы анализа, необходимо учитывать не только возраст детей, но и уровень развития детского коллектива. С детьми младшего возраста необходимо более предпочесть игровые формы. В начале развития коллектива анализ проходит на эмоциональном уровне (“понравилось”, “не понравилось”), в дальнейшем необходимо переходить к содержательному анализу (“почему”).

По содержанию анализ может быть: анализ дня (временного отрезка), дела, ситуации.

Алгоритм анализа:

вспоминаем, описываем ситуацию;

“+” и “-”, удачи, проблемы;

причины;

общий вывод, решение.

 

Принципы анализа.

Конкретность.

Наглядность.

Соответствие предмета анализа с ситуацией.

Разнообразие форм представление ситуаций, сочетание методик индивидуальных и групповых.

Соответствие возрасту детей:

Младшие – саморефлексия, основанная на доказательствах;

Средние – коллективные формы, обобщение на “мы”, вместо “я”;

Старшие – анализ на перспективу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: