Виды педагогического анализа и формы их обеспечения
1. Анализ собственной пед деятельности.
Осуществляется ежедневно и является основой для совершенствования текущей работы с детьми, позволяет вскрыть недостатки в этой работе и причины их возникновения.
Что анализировать?
Отдельные дела, их эффективность, изменение позиции и настроение детей, состояние межличностных отношений в отряде, выполнение единых норм и педагогических требований, активность включения детей в те или иные виды деятельности, состояние здоровья детей и условие жизнеобеспечения.
На основе чего?
Постоянные личные наблюдения, беседы с детьми, обмен мнениями с коллегами, диагностика (анкеты, цветопись, материалы вечерних сборов-анализов с детьми в отряде).
Результаты фиксируются в педагогической документации (пед.дневник, индивидуальная карта собственного роста.)
Предполагаемая схема анализа дня.
Выполнены ли цель и задачи, поставленные на этот день? Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить, а что нет?
Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении:
какую задачу решали;
основные этапы этого дела;
в направлении ли решений задач был продуман и осуществлен ход дела;
как действовали в этом деле ребята, отношения ребят к делу, как реагировали ребята в ходе дела;
приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела, чем это было обосновано, что это дало.
Анализ ситуации (при наличии такой в дне);
краткое содержание и ее участники;
в связи с чем возникла эта ситуация;
как проявили себя участники ситуации, их поступки;
итог ситуации;
выход из ситуации.
Общая характеристика прожитого дня:
была ли группа организована;
произошли ли изменения в коллективе;
кто обратил на себя внимание;
как изменились ребята, внимание на которых раньше не обращали.
Общие выводы:
удался ли день в целом;
что дал нового этот день вам как педагогу;
задачи на следующий день.
Анализ результатов педагогической деятельности.
Проводится по итогам определенного временного отрезка. Включает анализ организационного, основного и итогового периодов. Предполагает сопоставить результаты собственной педагогической деятельности с работой лагеря в целом, оценить эффективность и уровень своей работы и выстроить перспективы дальнейшего взаимодействия с другими подразделениями лагеря.
3. Анализ дела.
Определение места и цели данного дела в общей программе смены и плане отряда
Установление воспитывающих и развивающих аспектов дела и учет реальных возможностей их реализации
Подготовка отдельных этапов дела и обеспечение их взаимосвязи и взаимовлияния
Содержательное наполнение каждого составляющего компонента дела и уровень организационного обеспечения
Совместная (коллективная) оценка конечного результата дела и оформление предложений по совершенствованию проведения.
Самооценка индивидуального состояния.
Педагог-организатор, воспитатель, вожатый должен учитывать собственные возможности, адекватно оценивать свой профессиональный уровень и рационально строить отношение как с детьми, так и с коллегами. При решении проблемы самоанализа и самоорганизации, эффективность работы вожатого значительно возрастает.
Что анализируем?
Самочувствие, психоэмоциональное и физическое состояние.
Форма: самоконтроль и самооценка.
Методики анализа
Методика выявления и согласования мнений и представлений.
Цель: уточнить представления и понятия; рассмотреть соответствие идеального представления и реального результата.
Предоставляется список с перечисленными качествами. Каждой группе (3-5 человек) дается по одному списку личностных качеств. На основании этого списка группа выполняет пять заданий (отобрать пять черт “хорошего подростка”, “идеального подростка” и т.д. и расположить их по значимости), результаты каждого сдают руководителю в письменном виде. Руководитель обрабатывает полученные результаты и предлагает их на всеобщее рассмотрение. Каждая группа через некоторое время делает анализ полученных результатов.
2. Методика изучения удовлетворения подростка жизнью в лагере.
Подросткам предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен,
3 – согласен,
2 – трудно сказать,
1 – не согласен,
0 – совершенно не согласен.
Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
В нашем отряде хорошие вожатые.
Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
У меня есть любимый взрослый в детском лагере.
В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.
Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей.
У меня есть любимое занятие в детском лагере.
Я считая, что детский лагерь по настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
Когда я уеду, то буду скучать по лагерю.
Подсчет: У = общая сумма баллов / общее количество ответов
У = общее количество ответов
У > 3 – высокая степень удовлетворенности;
2 < У > 3 – средняя степень;
У < 2 – низкая степень удовлетворенности.
1. Метод “недописанный тезис”
Этот метод заключается в том, что подростку прелагается набор незаконченных фраз, завершая которые, он мог бы выразить свое отношение к исследуемой теме, проблеме и т.п.
Например:
Хороший детский лагерь – это …
Если бы я был начальником лагеря, то непременно …
Когда я вижу вожатого, идущего на встречу, то …
Самое главное в жизни нашего отряда – это …
В нашем лагере больше всего цениться …
Время на ответ дается ограниченное, с учетом возраста (15 сек. – 1 мин.). При обработке результатов, ответы группируются по трем характеристикам: “положительная”, “отрицательная”, “неясная”.
Методика опросника.
Подростки получают задания – написать, что, по их мнению, в детском лагере (коллективе) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы. Это дает возможность свободно изложить то, что объективно существует в жизни лагеря, больше всего ценится или осуждается. Субъективные оценки существенно помогают проанализировать жизнедеятельность детского лагеря (коллектива).
В нашем детском лагере (отряде):
Хорошо Плохо
1 1
2 2
.......
8 8
И т.д. И т.д.
Анализ материала, полученного с помощью этой методики, позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений, настроение, что является показателями жизнедеятельности детского коллектива.
Анализ с детьми.
Очень важен в развитии детского коллектива с одной стороны, является материалом для анализа педагогической деятельности вожатого с другой стороны. Выбирая те или иные формы анализа, необходимо учитывать не только возраст детей, но и уровень развития детского коллектива. С детьми младшего возраста необходимо более предпочесть игровые формы. В начале развития коллектива анализ проходит на эмоциональном уровне (“понравилось”, “не понравилось”), в дальнейшем необходимо переходить к содержательному анализу (“почему”).
По содержанию анализ может быть: анализ дня (временного отрезка), дела, ситуации.
Алгоритм анализа:
вспоминаем, описываем ситуацию;
“+” и “-”, удачи, проблемы;
причины;
общий вывод, решение.
Принципы анализа.
Конкретность.
Наглядность.
Соответствие предмета анализа с ситуацией.
Разнообразие форм представление ситуаций, сочетание методик индивидуальных и групповых.
Соответствие возрасту детей:
Младшие – саморефлексия, основанная на доказательствах;
Средние – коллективные формы, обобщение на “мы”, вместо “я”;
Старшие – анализ на перспективу.