Объективное и субъективное право




Введение................................................................................................................... 3

1 Синтезирующее понятие права.......................................................................... 52 Сущность, принципы и функции права............................................................ 10

Объективное и субъективное право.................................................................. 28

Заключение.............................................................................................................. 33

Список использованных источников.................................................................... 37


Введение

 

Понятие права многозначно и имеет богатое разностороннее содержание. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.). Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.). В-третьих, под правом понимают юридический инструмент социального порядка, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных пониманию права, известно, что большинство из них относится к советскому периоду развития отечественной юриспруденции. Это не могло не наложить свой отпечаток на характер исследований, которые находились под воздействием марксистско-ленинской идеологии. Социалистическое право сошло с исторической сцены, а вместе с ним и его принципы. Начавшиеся в 1990-е годы существенные изменения в экономической, политической, духовной и правовой системах обусловили появление новых для России по содержанию принципов правового регулирования частной и общественной сфер жизнедеятельности.

Проводимые в российском обществе масштабные демократические преобразования, смена ориентиров общественного развития, приоритетов правовой политики государства, кардинальное обновление законодательства - все это заставляет иначе взглянуть на проблему принципов права, в частности, выработать новые подходы к определению понятия принципов права, их классификации, системе, содержанию отдельных принципов.

В последние годы наблюдается активизация научного интереса к указанной проблеме. Предпринимаются попытки по-новому, свежим взглядом взглянуть на известные правовые начала, исследуются отдельные группы принципов права: принципы правового регулирования рыночных отношений, принципы юридического процесса, нравственно-этические и социально-политические принципы права, межотраслевые принципы права. Показательным является и тот факт, что при анализе ряда аспектов указанной проблемы ученые существенно расходятся во взглядах. Так, дискуссионный характер носят вопросы о природе и наиболее общих признаках принципов права, необходимости их законодательного закрепления, классификации принципов права, их системе, соотношении с другими правовыми явлениями, роли в правовой системе общества и др. Неоднозначность толкования той или иной проблемы свидетельствует об ее актуальности и научной перспективности.

С помощью функций права можно выяснить социальное назначение права. Кроме того, через раскрытие функций права можно рассматривать социальное назначение такой категории, как «право».

Объект исследования: право как юридическая категория.

Предмет исследования: современные взгляды на сущность, принципы и функции права.

Цель работы – выявить основные подходы к праву, охарактеризовать его сущность и современные представления о нем.

Задачи работы:

1. Охарактеризовать понятие и сущность права как социального явления и рассмотреть синтезирующее понятие права.

2. Выявить и проанализировать основные принципы и функции права.

3. Дать характеристику объективному и субъективному праву и выявить их особенности.


1 Синтезирующее понятие права

 

Термин «право» столь же многозначен, сколь многозначна его природа и содержание. Право также является явлением культуры. Оно призвано фиксировать в нормативной форме духовные ценности и достижения, накапливаемые человечеством: демократию, права человека, мораль, справедливость, житейские мудрости, милосердия и т.д. - и быть и нормативным, и стабилизирующим «передаточным механизмом»[1].

Иногда термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает «правовая система », (правовые системы: англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д.). Кроме того, термин «право» употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных организаций, права, возникающие на основе обычаев, и т.д.

Современные правоведы считают право понятием надвременным и надгосударственным. Мы говорим о рабовладельческом праве, о феодальном праве, о праве наполеоновской Франции, о праве фашистской Германии, в основе которого господствовали характерные для этих эпох представления о морали, справедливости, добре. Таким образом, такое явление, как право непосредственносвязано с типом общества, типом организации социальной системы.

Поэтому оно эволюционирует вместе с эволюцией человеческой цивилизации. Право также является социальным институтом, имеющим свои особенности.

В теории права сформулировано также синтезированное (общее) понятие права, включающее в себя различение и вместе с тем взаимосвязь права и закона. Эти две разноплоскостные характеристики права ни в коем случае не противопоставляются, они дополняют друг друга. Исходным является определение права, содержащее его абстрактную (мировоззренческую) характеристику. Оно должно быть учтено в едином (общем) понятии, ибо ему должен соответствовать закон (право в форме закона), чтобы стать правовым, чтобы сущее (закон) не противоречило должному (праву до и независимо от закона), которое как форма (и мера) свободы и равенства выступает критерием справедливости. Речь идет о различных проявлениях единой правовой сущности также и потому, что методологически законом может быть только правовое (по своим объективным свойствам), т.е. официальное признание чего-то неправового не превратит его в право.

Вот пример общего определения: право - это исторически изменчивая, объективно обусловленная справедливая общая мера свободы и равенства, получающая посредством официального выражения общеобязательную силу (В.С. Нерсесянц)[2].

Одно из последних операциональных определений понятия права принадлежит С.С. Алексееву. В теории права сформулировано также синтезированное (общее) понятие права, включающее в себя различение и вместе с тем взаимосвязь права и закона.

В соответствии с этим определением признаки права таковы: общеобязательная нормативность, утверждающая в обществе единые и постоянные правила поведения, имеющие всеобщее действие;выражение норм в законах, иных признаваемых государством источниках, являющихся формой общеобязательной нормативности, что придает праву качество институционного образования, т.е. явления объективированного в признаваемых государством документах.

Тем самым нормы приобретают свойство формальной определенности, но не остаются вербальными идеями; действие через дозволения, через субъективные права. Этот признак подчеркивает, что стержнем права является категория свободы.

Несмотря на то, что в содержание права включены запреты, предписания и т.п., все же основной критерий - дозволения, правомерное поведение, признаваемое обществом; государственная обеспеченность. Она ограничивает право от других социальных регуляторов (например, морали), не имеющих такой обеспеченности, и придает ему надежность авторитетом государственной власти, способной к принуждению, которой тем не менее не следует придавать всепоглощающего значения. Нормы права, не соответствующие критериям естественного права, при их реализации приводят нередко к применению антигуманных средств и связаны с нравственными и психологическими деформациями[3].

Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:

- право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

- общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

- нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

- связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

- формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

- системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам[4].

Сейчас право представляет собой разветвленную сложную систему права, включающую взаимосвязанные элементы: нормы права, институты права, отрасли и подотрасли права. Естественно, что у изучающих теорию права возникают вопросы: Всегда ли существовало право как одно из мощнейших социально-регулятивных средств или же оно возникло на определенном этапе развития человеческого общества? Что и как определяло и обеспечивало поведение человека и его различных объединений - общины, кланов и т.д. Ответив на эти вопросы можно выяснить причины появления и определить сущность права.

Право - явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов. И если говорить о сущности права, то нужно рассматривать его как продукт общественного развития. Однако многовековая история существования права не закрепила за ним однозначного понимания.

Таким образом, в повседневной жизни люди сталкиваются с множеством значений, которые вкладываются в понятие «право». Со всех сторон мы слышим: «я имею право на жизнь, свободу и т.п.», «каждый человек обязан соблюдать нормы права», «в этом государстве нарушаются права человека». То есть получается, что в каждой конкретной ситуации в понятие «право» вкладывается определенный смысл.

Эта многозначность термина «право» обусловлена рядом причин. В первую очередь, она вызвана сложностью права как общественного явления. Во-вторых, простые обыватели и специалисты-правоведы по-разному интерпретируют термин «право». Кроме этого, восприятие человеком права зависит от конкретной культурной среды с определенными ценностями, идеалами, которая несомненно оказывает влияние на каждого из нас.

Более глубокое понимание этого понятия дает обращение к философии права, разрабатываемой ранее в рамках общей теории права в качестве ее составной части, а теперь постепенно оформляющейся в самостоятельную юридическую дисциплину.

Здесь право предстает в трех аспектах:

- как формальное равенство;

- как свобода;

- как справедливость[5].

 

 

2 Сущность, принципы и функции права

 

Сущность права - сложное понятие. Ее не так-то просто выявить, установить, поэтому чисто методически при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть, прежде всего, регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако, если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности.

История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.

Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.

Существует также общесоциальный подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.[6]

Наряду с этими основными выделяют и другие - религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике. Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в ней в зависимости от исторических условий на первый план может выступать и любое из вышеперечисленных начал.

Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория "ценность права", под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности. Ценность права выражается в том, что оно, прежде всего, выступает средством:

- регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность);

- защиты существующего общественного строя (устанавливает меры (юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния);

- обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество);

- решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);

- определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);

- утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры[7].

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Верное понимание права не только определяет перспективы и направления развития юридической науки и ее эффективность, но и вооружает юриста надежным и точным средством правоприменительной и правоохранительной деятельности. Так что, не зная, что такое право, бессмысленно вести речь о его правильном применении, законности, юридической ответственности.

Сущностью любого предмета (явления) философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих его основу, определяющих природу и выражающих самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все его остальные свойства и признаки. Таким образом, сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

Раскрытие сущности права связано с определением его содержания. Содержание права - это единство всех составляющих его элементов, свойств, их взаимодействие между собой и регулируемыми общественными отношениями. Таким образом, содержание права тесно взаимосвязано с его сущностью и социальным назначением. Так как сущность права многоаспектна, то логично утверждать, что и содержание его носит многоуровневый характер.

В содержании права выделяют три уровня:

а) специально-юридическое;

б) интеллектуально-волевое;

в) социально-политическое.

Если принять, что сущностью права является согласованная воля участников регулируемых отношений, выраженная в законе, а в связи с этим назначением права является регулирование общественных отношений, то, прежде всего, выделяют специально-юридическое содержание права. Оно, если можно так выразиться, «лежит на поверхности», так как непосредственно выражает сущность права[8].

В отечественной юридической науке нет единообразного понимания принципов права. Практически все ученые, обращавшиеся к исследованию правовых принципов, в целом едины во мнении, что принципы права – это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права. Однако они по-разному конкретизируют и развивают это понятие.

Так, В.Н. Храпанюк определяет принципы права как основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Они аккумулируют в себе наиболее характерные черты права, определяют его юридическую природу[9].

Е.А. Лукашева полагает, что принцип права – это те объективно обусловленные начала, в соответствии с которыми оно развивается, которые лежат в основе системы законодательства. Это нормы наиболее общего содержания, которые фиксируют важнейшие направления и способы правовой регуляции социальной деятельности людей.

А.М. Колодий определил принципы права как исходные идеи существования права, выражающие наиболее важные закономерности определенного типа государства и права. По сути, такое теоретическое осмысление места и роли принципов права сводится к признанию за ними свойства рабочего механизма, при помощи которого определяются пределы возможного и надлежащего поведения участников правовых отношений, т.е. признание принципов права источниками правовых норм.

Р.А. Ромашов и Е.Г. Шукшина под принципами права понимают основные исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора, определяющие главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что оно должно быть ориентировано, устремлено. Таким образом, принципы права выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

П.Е. Недбайло полагает, что принципы права, с одной стороны, отражают его объективные свойства, обусловленные закономерностями развития данного общества, всей гаммой исторически присущих ему интересов, потребностей, противоречий и компромиссов различных классов, групп и слоев населения[10].

С другой стороны, в принципах права воплощается его субъективное восприятие членами общества: их нравственные и правовые взгляды, чувства, требования, выражаемые в различных учениях, теориях, направлениях правопонимания. Это обуславливает то, что принципы права должны рассматриваться с учетом как единства, так и особенностей обеих отмеченных сторон, с позиций сложившегося в юридической и философской науках общего представления об объективном и субъективном праве.

В.Н. Карташов под принципами права понимает исходные нормативные руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений. Как полагает автор, разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно (легально) выражены в нормативных правовых актах или иных формах права.

Таким образом, принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований и являются важнейшими элементами системы права.

С.С. Алексеев под принципами права понимает выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его создание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни[11].

На основании изложенного можно предложить следующее общее определение: принципы права – это закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений при ее пробельности и противоречивости.

Принципы права играют роль ориентиров в формировании права. Они определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя, являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой.

По принципам права выверяют, насколько конкретный нормативный акт законен, действительно является формой выражения права. Чаще всего принципы права служат отправными идеями законодательной деятельности, принимая участие в регулировании поведения косвенно, воплощаясь в более конкретных юридических нормах, но в ряде случаев они способны непосредственно регулировать общественные отношения.

Руководствуясь ими, государство обеспечивает социально-экономи-ческие, политические и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юридических обязанностей. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними[12].

К числу специально-юридических принципов права можно отнести:

- принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми иными социальными нормами в случаях коллизии;

- принцип непротиворечивости норм, составляющих действующую правовую систему государства, и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;

- принцип подразделения правовой системы государства на публичное и частное право, на относительно самостоятельные отрасли и институты права;

- принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;

- принцип социальной свободы, выраженный в системе субъективных прав участников общественных отношений, равенства перед законом и судом, равноправия;

- принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами законодательства деятельности всех должностных лиц и государственных органов;

- принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;

- принцип юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признания каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена юрисдикционным органом (судом), так называемая презумпция невиновности;

- принцип недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юридическую ответственность, и гуманности наказания, способствующего исправлению осужденного[13].

Нетрудно убедиться в том, что не все из перечисленных специально-юридических принципов права даже формально находят свое нормативное закрепление (выражение) в любых исторических типах правовых систем. Ясно и то, что само содержание таких понятий, как свобода, равенство, справедливость, гуманность, исторически меняется и зависит от того, какому классу служат эти лозунги и социальные ценности.

В зависимости от функционального назначения и объекта отображения принципы права подразделяются на социально-правовые и специально-правовые.

Социально-правовые принципы отображают систему ценностей, свойственных обществу, и имеют или должны иметь форму выражения и обеспечения (доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов, наций, признание личности, ее прав и свобод высшей ценностью общества, единство общих и специфических интересов и др.). Специально-правовые принципы отражают начала формирования и существования собственно права как специфического социального феномена и в зависимости от сферы действия подразделяются на общеправовые, отраслевые и межотраслевые принципы права[14].

Общие принципы составляют основу всей правовой системы, это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.

Общеправовые принципы закреплены и в Конституции РФ. Правда, она не дает полного перечня общеправовых принципов, которые могут быть закреплены в других нормативных актах или выводиться из общего смысла законов.

Содержание действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права: демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенство Конституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие.

В ст. 6 Гражданского Кодекса РФ говорится о возможности применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.

К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся, например, принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.

Рассмотрим некоторые общие принципы более подробно.

Принцип законности является центральным и имеет наиболее общий, всеобъемлющий характер. Его содержание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма. Как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»[15].

Право для того и создается в любом обществе, чтобы его предписания неукоснительно выполнялись. «Законность – основа государства», «мы можем делать (только) то, что можно делать законно», – говорили древние[16].

Принцип гуманизма выражается в том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в обществе и государстве (ст. 2 Конституции РФ). Право, правотворчество, юридическая деятельность судов, правоохранительных и иных компетентных органов должны быть направлены на удовлетворение материальных, духовных и иных потребностей человека, своевременное и правильное осуществление его прав и свобод, служить надежным средством охраны жизни, здоровья, чести, достоинства и т.п.[17].

Принцип социальной свободы обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни. Основным началом правового регулирования в цивилизованном государстве является предоставление его участникам: максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии; места жительства; возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц; свободно распоряжаться своими доходами; участвовать в распределении общих социальных благ; быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов.

Принцип справедливости есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать по заслугам. Этот принцип имеет морально-правовое содержание. Он обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством.

Принцип демократизма, то есть участия народа в осуществлении политической и государственной власти на всех уровнях и во всех областях общественной жизни; политического плюрализма и многопартийности; свободы самоуправления; выражения мнений и убеждений, слова, печати, совести и т. д. (ст. 3, 12, 28, 29, 44 Конституции РФ)[18].

В правовом государстве этот принцип пронизывает всю систему права. В демократическом государстве гарантируется самостоятельная деятельность внегосударственных общественных групп, объединений производственного, профессионального, культурного, научного, религиозного характера, свободно и самостоятельно реализующих свои интересы, обеспечивается деятельность политических партий, союзов ассоциаций, выражающих многообразие социальных, политических, экономических идеалов, устремлений и программ.

Принцип равноправия (равенство всех перед законом) указывает на равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека (ст.7), международных пактах о правах человека, в конституционных законах большинства стран, в том числе и в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Эти нормативные правовые акты провозглашают равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств. В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.

Суть принципа единства юридических прав и обязанностей выражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений.

Принцип ответственности за вину заключается в том, что правонарушитель подлежит юридической ответственности только за те деяния и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена вина в форме умысла или неосторожности (гл. 5 УК РФ; ст. 1.5., 2.1. и 2.2. КоАП РФ и др.).

В Конституции РФ указано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст. 54), что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49).

Данный принцип несовместим с объективным вменением, т.е. юридическая ответственность за невиновное причинение вреда не допускается. Причем меры принуждения применяются за конкретные противоправные деяния. Римские юристы указывали: «Nemo cogitationis poenam patitur – никто не должен подлежать наказанию за свои мысли». Принцип ответственности за вину пронизывает все отрасли права и основные типы юридической практики в правовой системе российского общества.

Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»[19].

Суть принципа гласности выражается, с одной стороны, в том, что юридическая деятельность всех компетентных органов должна быть открытой и доступной для граждан, с другой – в том, что все государственные учреждения, органы местного самоуправления и должностные лица в соответствии с законом обязаны предоставлять гражданам (их коллективам, объединениям и организациям) по требованию последних полную и достоверную информацию о своей деятельности за исключением данных, выдача которых запрещена законом (ст. 24, 29, 33 и др. Конституции РФ).

Наряду с общими принципами права, изучение которых относится к предмету теории государства и права, существуют также межотраслевые и отраслевые принципы, специально изучаемые отдельными юридическими дисциплинами.

Отраслевые принципы – это принципы, составляющие основу той или иной отрасли права (например, административного или гражданского).

Примерами отраслевых принципов могут служить принципы равенства сторон и свободы договора, принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела – в гражданском праве; принцип субординации (соподчиненности) – в административном праве, принцип презумпции невиновности, принцип истинности квалификации преступления, принцип вины – в уголовном праве; принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы о их благосостоянии – в семейном праве; принцип приоритета и прямого действия международного права, принцип ротации – в конституционном праве; принцип невмешательства, принцип неприкосновенности государственной границы, принцип мирного разрешения международных споров – в международном праве, принцип свободы труда, принцип охраны труда, принцип охраны здоровья работников в трудовом праве.

Межотраслевые принципы составляют основу двух или нескольких смежных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального)[20].

Понятие «функция права» должно охватывать одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоян<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: