Преследования со стороны властей




Одной из действительно серьезных причин, способствовавших упадку буддизма в Индии, было преследование со стороны властей, крайне скверное обращение правителей с монахами, а так же повреждения или разрушение ими священных для монахов сооружений. Однако, верно и то, что случаи преследования буддизма в Индии со стороны властей были единичными и редкими и не происходили на постоянной основе [119А].

Монета правителя Викрамадитьи (Чандрагупта II Викрамадитья), реверс.
Надпись гласит: "Чандрагупта Викрамадитья, царь царей, преданный Вишну".
Источник: www.wikipedia.org

Сюань Цзан записывает одну занимательную историю, в которой рассказывается о нанесении оскорбления буддийскому философу Маноратхе (Manoratha), учителю Васубандху (Vasubandhu), правителем по имени Викрамадитья (Vikramāditya). В ней говорится, что однажды Маноратха заплатил своему парикмахеру за бритье лица и головы сто тысяч золотых монет. Правитель был возмущен известием о таком поступке, он чувствовал себя посрамленным. И тогда он задумал прилюдно опозорить философа, для чего созвал собрание из ста ученых, представителей других школ, чтобы они приняли участие в споре с Маноратхой, и объявил указ, что если буддийские монахи потерпят поражение, «они все будут казнены». Маноратха одержал верх над девяносто девятью участниками спора, но когда дело дошло до последнего соперника, правитель вместе с не буддистами подняли шум и устроили беспорядок в собрании. Тогда Маноратха перекусил себе язык, а своему ученику, Васубандху, написал, что «среди толпы фанатиков не отыскать правды», и умер. Китайский паломник добавляет, что «Викрамадитья потерял свое царство, а на смену ему пришел правитель, который проявлял уважение к выдающимся людям» [120А]. Под его правлением Васубандху смыл пятно позора со своего учителя ниспровержением всех еретиков.

Эта история кажется скорее легендой, но не похоже, чтобы она была совсем лишена исторической правдивости, хотя этот случай и не подтверждается никакими другими источниками. Обстоятельства, описанные в этой истории, дают повод предположить, что «Викрамадитья» мог быть гуптским правителем пятого века н.э. Его преемник был покровителем Васубандху, что позволяет отождествить «Викрамадитью» с Скандагуптой (Skandagupta), который носил такое прозвище и потерял свое царство, вероятно, потерпев поражение от гуннов. Затем появился Нарасимхагупта Баладитья [121А] (Narasiṃhagupta Bālāditya), который был покровителем буддизма и отразил вторжение гуннов.

Монета гуннского правителя Михиракулы.
Источник: www.coinindia.com

Величайшим гонителем буддийской религии в Индии был гуннский тиран Михиракула (Mihirakula). Его кощунственные действия против буддистов были засвидетельствованы Калханой (Kalhaṇa) и подкрепляются записями Сюань Цзана, а также таким текстом, как «Манджушри-мулакалпа» [63П] (Mañjuśrīmūlakalpa). За зверства, учиненные Михиракулой, кашмирский историк сравнивает его с Ямой, богом смерти [122А]. В одном месте Калхана говорит: «Осквернен будет язык того человека, который осмелится во всех подробностях рассказать о его жестокостях и злодеяниях» [123А]. От этого историка мы узнаем, что Михиракула был покровителем брахманов, поклонялся Шиве и возвел в Шринагаре (Śrīnagara) храм Шивы, который был назван Махешвара (Maheśvara) [124А]. Монеты Михиракулы тоже подтверждают его приверженность шиваизму; надпись на них гласит: «Śrī Mihirakulaḥ jayatu vṛṣaḥ» [125А]. Его имя, Михира, то есть «Солнце» (ср. «Митра»), указывает на его связь с богом солнца. В тексте «Манджушри-мулакалпа» так же говорится о противобуддийской деятельности этого правителя, отмеченного именем планеты (Солнца), и о том, что он покровительствовал брахманам [126А]. Таким образом, по литературным и археологическим источникам Михиракула предстает последователем брахманизма и фанатичным шиваитом. Кроме того, у него была еще одна причина заниматься преследованием буддизма: он был разгневан на буддийских монахов, которые для обучения его доктринам буддизма отправили к нему монаха низкого звания. И тогда, как отмечает Сюань Цзан, правитель повелел «полностью уничтожить буддийскую церковь [64П] в своем царстве». Этому указу воспротивился Баладитья, правитель из Магадхи, который был «ревностным буддистом». Два властителя начали войну, в ходе которой Михиракула был заточен в тюрьму, но благодаря неуместной мягкости королевы матери узнику удалось освободиться. Он отправился за прибежищем в Кашмир, убил тамошнего правителя и захватил престол, а затем вновь вернулся к своим нечестивым замыслам. Он «опрокинул ступы, уничтожил монашеские обители (saṃghārāma), общим числом одна тысяча шестьсот сооружений». Кроме того, «он предал смерти тьму тем [65П] мирских последователей буддизма». Дальнейшему осуществлению его злодейских намерений помешала только его внезапная смерть [127А].

Согласно «Раджатарангини» (Rājataraṅgiṇī), Михиракула погубил тьму [66П] человеческих жизней и не показал жалости даже к самому себе, когда совершил самоубийство, бросившись в огонь [128А].

Если верить Уотерсу, то, согласно «Сутре лотосового лика», именно Михиракула истребил буддийские монашеские общины в Кипине и расколол священную монашескую чашу Будды [129А]. Согласно трактату «Фу фа цзан инь юань чин» [67П], в Кипине Михиракула разрушил монастыри, истребил монахов и обезглавил двадцать третьего патриарха по имени Симха [130А] (Siṃha).

О другом гонителе уже упоминалось ранее – это правитель Судхаван (Sudhanvan) из Удджайна, который, как говорится, повелел вырезать всех буддистов в своих владениях. Это может быть преувеличением, но и установить, кто же был данный правитель, до сих пор не удается.

Монета гуннского правителя Тораманы.
Источник: www.grifterrec.com

Можно упомянуть о печати Тораманы (Toramāṇa), еще одного гуннского правителя, найденной среди руин монастыря Гхошитарама (Ghoṣitārāma) в Каусамби [131А]. Это указывает на то, что буддийские сооружения здесь, возможно, были уничтожены гуннами.

Согласно Йозефу Эдкинсу, «в начале шестого века количество индусов в Китае превышало три тысячи…. Это были беженцы, спасавшиеся от преследования со стороны приверженцев брахманских порядков» [132А]. Такое перемещение людей могло быть вызвано гонениями со стороны гуннов; гуннские правители были шиваитами и покровительствовали брахманам.

Самым известным после Пушьямитры Шунги (Puśyamitra Śuṅga) правителем древней Индии, представлявшим собой пример брахманского противобуддийского фанатизма, является Шашанка (Śaṣaṅka), властитель Гауды (Gauḍa). Он умер всего за несколько лет до того, как Сюань Цзан прибыл в Индию. Шашанка происходил из брахманского рода [133А] и был шиваитом по вере [134А], о чем свидетельствуют монеты, выпущенные в период его правления. Но мало того, он предательски убил правителя Раджьявардхану (Rājyavardhana) из Тханешвара, который был парама-саугатой [135А]. Все это, похоже, указывает на то, что в основе святотатственных деяний Шашанки лежала его ненависть к буддизму [136А]. Сюань Цзан пишет, что Шашанка истребил буддийских монахов вокруг Кусинагара, вследствие чего «все монашеские общины прекратили существование». В Паталипутре (Pāṭaliputra) он бросил в воды реки Ганги священный камень, несший на себе отпечаток стопы Будды; в Гае он срубил под корень священное дерево Бодхи, и сжег то, что от него осталось. И как будто в завершение своих злодеяний, он убрал изображение Будды из храма к востоку от дерева Бодхи, заменив его изображением Шивы [137А]. Никогда прежде Индия не видела более организованной попытки уничтожить буддизм. Надпись на монетах гонителя: «угнетатель буддизма», – подкрепляет свидетельство Сюань Цзана о том, что Шашанка был фанатичным последователем шиваизма.

В «Манджушри мулакалпе», так же подтверждающей данные Сюань Цзана, говорится: «Нечестивец Сомакхья [68П] (Somākhya) уничтожит прекрасное изображение Будды. Очарованный словами тиртхиков [69П], этот нечестивец сожжет великий Мост Дхармы, как и было предсказано прежними Буддами. Затем этот неистовый и неуёмный злодей, наделенный заблуждениями и предрассудками, разрушит все монастыри, сады и ступы, а также дома, которые населяют ниргрантхи» [138А].

Даже имея в виду вполне допустимую предвзятость со стороны Сюань Цзана и авторов «Манджушри мулакалпы», нельзя считать, что Шашанка, будто бы свободный от противобуддийского фанатизма, лишь немного притеснял буддийскую религию, ведь предание о нем отражено и в родословной бенгальских брахманов [139А].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: