Сравнительное правоведение
1.) Сравнительное правоведение как наука и его природа.
2.) Задачи сравнительного правоведения.
3.) Методология и механизм сближения нац. правовых систем.
Существуют 3 точки зрения:
1.) СП – это научный метод познания, лишенный своего предмета.
2.) СП – это чистая наука т.е. самостоятельная дисциплина со своим предметом.
3.) СП – это вспомогательная дисциплина в рамках теории государства и права.
По мнению большинства западных ученных СП – это сравнительный метод аналитического изучения права.
Например:
Предметом сравнительного конституционного права.
Предметом сравнительного гражданского права является гражданское право.
Следовательно:
Предмет СП подразумевает множественность предметов в зависимости от темы, т.е., СП – это разнообразие метода изучения права.
Следует различать сравнительное правоведение и изучение зарубежного права.
СП- подразумевает два или более систем и наоборот изучение зарубежного права охватывает только одну зарубежную систему.
Сравнительный анализ СП состоит из следующих стадий.
1.) Выявление существующих правил в разных правовых системах.
2.) Сопоставление установленных правил с целью познания их общих или отличительных свойств.
3.) Определение исторических причин существование данных правил в каждой системе.
4.) Выяснение эффективности данных правил в соответствующий правовой системе.
5.) Установление целесообразного внесения изменений существования правила или заполнения пробелов в закон путем в заимствования отдельных систем.
6.) Изучение совместимости идей, в заимствование из одной системы с природой другой правовой системы.
7.)Адаптация заимствованного правила, национальными условиями.
По форме анализа выделяют 3 направления сравнения правовых систем:
1) институты;
2) цели;
3) уровни:
При сравнение по институтам проводят: макро или микро сравнение.
При сравнение по целям: функционное, теоретическое.
При сравнение по уровню: межсистемное, внутрисистемное, историческое, меж отраслевое.
ПО ИНСТИТУТУ:
Макро сравнение сводиться общий структуры различных правовых систем (классификация, методология, правовая культура, история возникновения).
Микро с равнение – это сравнительный анализ специфических положений отдельных институтов права разных правовых систем.
ПО ЦЕЛЯМ:
СП – система с целью практического применения результатов являются функциональной, а теоретическое сравнение являются с целью научного применения.
ПО УРОВНЮ
Сопоставление правовых систем двух или более систем считается межсистемной.
В сравнение двух или более правовых систем внутри одной системы является внутрисистемной.
Сравнение институтов или отраслей права одной страны является межотраслевым сравнением.
Сравнительное правоведение применяется в научной и в практической юриспруденции, его использование.
1.) способствует изменения национального права.
2.) облегчает понимание зарубежных правовых систем.
3.) сравнительное правоведение помогает авторам кодексов разных стран.
Например: авторы ГК РФ исходили из общих положений СНГ.
4.) сравнительное правоведение – способствует гармонизации и унификации норм частного и публичного права.
Изучение СП – базируется на следующих аксиомах.
1.) право как язык есть нормативное выражение истории, традиции и культур каждого народа, поэтому нет, и не может быть двух одинаковых национальных правовых систем.
2.) в сравнительной правоведение не может быть места, религиозным и культовым.
3.) для сравнительного правоведения требуется диалектический подход к изучению правовых систем каждая национальная правовая система совершенствования учитывается двумя правовыми системами.
4.)несмотря на различие правовых систем смягчает процесс сближения и заимствование.
5.)правовые системы в большей степени похоже больше друг на друга. Это объясняется тем что принципы рыночной экономики которые отражаются в гражданском и коммерческом кодексе – универсальны. Страны не охотно заимствовали принципы публичного права из других отраслей.
6.) СП поощряет заимствованию идей различных прав систем, но перенесения идей из одного правовой системы в другую, требуется их совместимость.
7.) цели сравнительного анализа правовых систем; не хвалить одну систему и порочить другую, а понять исторические предпосылки каждой из них, т.е. правовые системы нельзя классифицировать на хорошие и плохие, все они придают улучшение.
8.) в реальной жизни существуют разрывы между формальным правом (на бумаге) и письменным (на практике).
II. СП сложилась во второй половине 19 века. Первая кафедра СП была создана во Франции в 1891 году.
В России интерес к этому предмету сократился после 1917 года. Возрождение того интереса произошла в 90- е годы XX – века. В настоящие время СП есть совокупность научных знаний о правовых системах современности. Главная цель его – получение объема, картины прав развития мира.
Государству принадлежит значительная роль в формировании правовых систем – это проявляется в следующим:
1.) Государство предопределяет норм содержание права;
2.) Государство создает систему законодательства, порядок правотворчества;
3.) Государство обладает суверенитетом и прав сфере;
4.) Государство обеспечивает соблюдение режима законности;
5.) Государство вводит разные права и режимы.
СП связана со всеми этими функциями государства наделено на разработку улучшения действующему нашему законодательству. Вся сфера правового делятся на элементы:
1.) правовая семья со своими правотворчеством и правоприемничество;
2.)национально правовые системы и законодательства иностранных государств;
3.) отросли права;
4.)право международных объединений;
5.) международное право в условно целом.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЕ ПРАВА:
1.) усиление значимости общепринятых прав ценности в мировом масштабе;
2.) внутренне развитие прав семей;
3.) согласованное право развитие в рамках межгосударственного объединения;
4.) региональное право сотрудничество;
5.) развитие права, отдельных государств в целях СП.
ЦЕЛИ СП
1.) ПОЗНОВАТЕЛЬНАЯ – глубокое изучение прав является в различных государствах;
2.) ИНФОРМАЦИОННАЯ – получение точных сведений о количестве зарубежного права;
3.)АНАЛИТИЧЕСКАЯ – обнаружение источников прав является в зарубежных системах права;
ОБЪЕКТАМИ ИЗУЧЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
1.) прав реальности;
2.) отдельных прав институтов;
3.) правовые учения;
4.) правовые системы отдельных государств;
5.) комплексы межгосударственного объединения;
6.)юридическая техника.
III. Методы изучения СП:
1 .) формально - юридический метод выявляет существенных прав.
2.) социологический выявляет особо правополномочия в обществе.
3.)Сравнительное право:
- Диахронное сравнение (правовые системы прошлого)
- Синхронное сравнение (предметом анализа является действие правовых систем).
Сопоставляя правовые системы необходимо учитывать уровень развития материальных условий жизни, соотношении политических сил в обществе, степени политической активности партий. Очень важным является вопрос о способах сближения национальных правовых систем.
Сближение национальных правовых систем осуществляется по следующим основным направлениям.
1.) Сближение законодательства;
2.) Гармонизация национального законодательства;
3.) Принятие модельных законодательных актов;
4.) Унификация законодательства;
Они осуществляются в качестве образцов для совершенствования национальных правовых систем.
Модельное законодательство развивалось в США, с их помощью создавалась единообразное правовое регулирование на федеральном уровни.
В Российской правовой системы модельные законы служат только в качестве проектов.
Большую значимость в рамках Европейский Союз
Признаки:
1.)Они принимаются межпарламентскими и международными;
2.) Они приобретают юридическую силу после национального парламента, они содержат общий принцип регулирование и нормы дефиниции.
Большую роль отводят унификацию правовых норм, суть унификации состоит в ведение правовые системы государств в единообразных норм.
Виды унификации:
1.) УНИВЕРСАЛЬНАЯ (распространяется на всех).
2.)МАТЕРИАЛЬНАЯ (она устанавливает единообразие регулирование прав и обязанность участников правоотношений).
3.) ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ (она водит единые правила рассмотрения споров в судах и арбитражах.
Унификация следующими способами:
1.) Заключение международного договора;
2.) Принятие модельного НПА.
3.) Использование пример договоров международных организации.
4.) Использование международных обычай.
Правовые системы федеративных и меж. государственных объединений так же имеют большое значение.
Например: все федеральные подразделения делятся на следующие группы:
1.) По территориальности организации:
А) Административно-территориальная федерация (Бразилия, Мексика основные черты);
- Не признание субъектов федерации в начале самостоятельного государства.
- Отсутствие прямого представителя в меж. организации
- Конституционный запрет на односторонний выход из состава федер.
- Вооруженные силы рек территориальной полиции.
Б) Национально территориальная федерации (Россия, Югославия)
- Добровольное объединение
В) В федерацию.
- Обеспечении внутри федерации суверенитет входящие в нее.
- Формирование высшими органами государственной власти из представителей субъектов федерации.
- Конституционные запреты прав нации на самовыезд за пределы.
ИСТОЧНИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА
1.) Первичное право:
а) Парижский договор 1951 г.
б) Два римских договора 1957 г.
в) Правовые обычаи которые обладают прямыми действиями.
2.) Вторичное право:
а) совокупность правовых актов принимаются органами союзов, к ним относятся:
- Регламент – они подлежат прямому применению во всех государственных союзов.
- Директива – адресованная каждому государству участника, но сохраняют за ними свободу выбора форм и методов действиям.
- Решение – являются общее обязательным для всех государственных участников.
- Рекомендации и заключения – они принимаются при согласии государственного участника.
ТИПОЛОГИЯ ПРАВ СИСТЕМ И СЕМЬИ:
1). РОМАНОГЕРМАНСКАЯ;
2). СЕМЬИ ОБЩЕГО ПРАВА
3). ОБЫЧНОЕ ПРАВО АФРИКИ.
В настоящее время можно говорить о двух нациях прав систем федерации:
1.) АМЕРИКАНСКАЯ;
2.) ГЕРМАНСКАЯ.