Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород)
НЕДЕЛЯ 26 ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Декабря в 2019 году
Апостольское чтение на Литургии
(Послание к Ефесянам 5:8–19, зачало 229)
[«Дела тьмы» и «дела света»]
[Братья,] поступайте как сыны света [1], ведь плод света (καρπὸς του̃ φωτὸς) [2] [состоит] во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но ещё лучше и обличайте [3]: ибо о том, что делается ими тайно, стыдно и говорить. Но всё это, будучи обличаемо, является в свете, ибо всё являемое – это свет. Потому сказано:
"Вставай, спящий,
и воскресни из мертвых,
и будет светить тебе Христос"[4].
Итак, смотрите внимательно, как вы х о дите (живёте): не как немудрые, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни злы (лукавы). Поэтому не будьте неразумными, но постигайте, что есть воля Господа. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но будьте исполнены Духа, назидая друг друга псалмами, и славословиями, и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.
Примечания к апостольскому чтению
[1] Данное апостольское чтение – это часть текста (Ефес. 5:3 – 6:20), в котором содержится систематизированное нравственное учение апостола Павла. Оно построено как наставление "сынов (чад) света": верующие должны быть "светом в Господе" и активно противиться нравственной тьме, в которой и сами ходили раньше, до Христа. См.: Кассииан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001, с. 319–320.
[2] Так в научном издании греческого текста Нового Завета (карп о с ту фот о с) и в переводе под редакцией епископа Кассиана (Безобразова).
|
[3] Имеется в виду: обличайте "сынов противления", грешных "сынов тьмы", о которых Павел говорит чуть выше в этой же главе.
[4] Эти слова, вероятно, – цитата из одного из несохранившихся раннехристианских гимнов, в которых звучали отголоски древних пророчеств. Смотрите у пророка Исайи 60:1 (и далее): "Восстань, светись, Иерусалим; ибо пришёл свет твой, и слава Господня взошла над тобою!" (Пояснение архим. Ианнуария (Ивлиева).)
Евангельское чтение на Литургии
(Евангелие от Луки 18:18–27. – Зачало 91)
[Ответ богачу о возможности спасения]
И спросил Иисуса один важный человек: «Учитель благий, что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И сказал ему Иисус: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, только Бог Единый. Ты же знаешь заповеди: "не прелюбодействуй", "не убий", "не укради"; "не лжесвидетельствуй"; "чти отца своего и мать свою"».
А тот сказал: «Всё это сохранил я от юности моей».
Услышав это, Иисус сказал ему: «Ещё одно тебе остается: продай всё, что имеешь, и раздай бедным; и будет у тебя сокровище на небе; а там приходи и следуй за Мной!». Но тот, услышав такие слова, сильно опечалился, потому что был весьма богат. Иисус, увидев его печаль, сказал:
«Как трудно имеющим богатства войти в Царство Божие! Так, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие».
И сказали те, кто слышал: «Так кто же может спастись?»
А Он сказал: «Что невозможно для людей, возможно для Бога».
Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
|
Ответ книжнику о жизни вечной
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Обращаясь к человеку, хотевшему достичь совершенства, Спаситель сказал: «Следуй за Мной...». В то время эти слова были просты; они значили оставить все заботы – семью, работу, призвание, привычки – и пойти вместе со Христом по дорогам Святой земли, будучи свидетелем Его чудес, вслушиваясь в Его слова, делаясь до самых глубин Его учеником и ожидая того, что будет ещё впереди, о чём никто не знал, кроме Сына Божия, пришедшего в мир, чтобы жизнь Свою отдать за этот мир.
Но когда эти слова обращены к нам – что они значат? Они не могут значить того физического, телесного следования за Христом по путям и дорогам; но Христос нас зовёт за Собой, войти в вечную жизнь. Когда ученики Иоанна Крестителя спросили Христа: «Где Ты живёшь?» – Он ответил: «Придите и посмотрите...». В земном смысле, Он жил в какой-то хижине неподалеку от Иордана; но в каком-то ином смысле, в том смысле, который покорил учеников раз и навсегда, Он, как говорится о Боге в Священном Писании, жил в свете неприступном, в глубинах Божества; в том свете, который озаряет всякого человека, вступающего в мир и грядущего в мир.