МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВЫХ РАБОТ ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ
Цель выполнения и назначение курсовой работы
В учебном процессе важное место занимает курсовая работа, выполнение которой является одной из форм самостоятельной работы курсантов (слушателей) над изучением уголовного процесса и позволяет более глубоко и всесторонне усвоить тот или иной заинтересовавший курсанта (слушателя) вопрос, приобрести навыки научно-исследовательской работы, систематизировать, углубить и закрепить теоретические знания и практические навыки, научиться самостоятельно применять эти знания и практические навыки при решении служебных задач.
Наиболее подготовленным курсантам (слушателям) вместо выполнения курсовых работ могут даваться персональные задания по обобщению теории и практики деятельности органов дознания, следователей, прокуроров и судов по осуществлению ими уголовно-процессуальной деятельности, а также задания по изготовлению различных наглядных пособий, дидактических материалов и т.д. По решению кафедры за курсовую работу могут быть зачтены доклады курсантов (слушателей) на научно-практических конференциях, олимпиадах и т.д. В этих случаях доклады должны быть оформлены надлежащим образом и представлены на рассмотрение кафедры.
Успешное выполнение курсовой работы и ее защита зависят от того, насколько курсант (слушатель) четко представляет основные требования, предъявляемые к ней, их перечень следующий:
- научная актуальность и практическая значимость темы курсовой работы;
- раскрытие вопросов темы с позиций требований методологии развития правовой науки. В курсовой работе курсант (слушатель) должен показать знание и понимание тенденций развития уголовно-процессуальной науки и практики на основе обобщения положительного опыта деятельности правоохранительных органов России и зарубежных стран;
|
- связь с правоприменительной практикой;
- глубокое и точное знание норм уголовно-процессуального законодательства;
- самостоятельное и творческое выполнение курсовой работы, глубина изложения и освещения темы;
- использование публикаций из печати;
- соответствие требованиям, предъявляемым к объему, структуре изложения материала и оформления курсовой работы.
Выполнение курсовой работы по уголовному процессу имеет определенные особенности по сравнению с подготовкой курсовых работ по другим учебным дисциплинам. Не все вопросы уголовного процесса достаточно полно освещены в литературе, так как принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, имеется целый ряд спорных вопросов.
Эти и другие особенности требуют от курсантов (слушателей) внимательного изучения законодательных актов, ведомственных нормативных актов, имеющейся литературы, публикаций в периодической печати, использования опыта работы, который необходимо собирать и обобщать на практике.
Даже в тех случаях, когда курсант (слушатель) усвоил предмет и готов к выполнению работы, перед ним встают неясности, он не знает: как начать писать работу, как правильно оформлять ее и т.д. Поэтому настоящее методическое пособие призвано помочь курсантам (слушателям) найти ответы на вопросы, возникающие перед ними в процессе выполнения курсовой работы. В нем курсант (слушатель) найдет кроме методических указаний перечень тем курсовых работ, примерные планы их написания, которые не являются обязательными к заимствованию. Наоборот, предпочтительно, чтобы курсант (слушатель) сам определял план и структуру курсовой работы.
|
Выбор темы курсовой работы
Подбор темы является ответственным моментом. Прежде чем остановиться на той или иной теме, курсант (слушатель) должен тщательно изучить весь их перечень с учетом своих интересов и остановиться на одной из них.
При выборе необходимо учитывать возможности доступа к литературе по данной теме, условия для обобщения фактического материала, наличие примеров из практики деятельности органов дознания, следователей и др. Убедившись в том, что по данной теме литература имеется в необходимом количестве, есть возможность обобщить фактический материал, если это необходимо по избранной теме, курсант (слушатель) делает окончательный выбор.
После выбора тема регистрируется на кафедре. Курсанты (слушатели) могут обратиться на кафедру за помощью и советом при выборе темы курсовой работы. (При желании курсанты (слушатели) могут выполнить курсовую работу и на тему, не указанную в списке предлагаемых, обязательно предварительно согласовав ее с кафедрой).
В методическом пособии приведено достаточное количество тем курсовых работ, поэтому не допускается в учебной группе написание курсовой работы по одной и той же теме несколькими курсантами (слушателями). Вместе с тем не исключена возможность совместного, по разрешению преподавателя, изучения одной и той же темы группой курсантов (слушателей). В этом случае работа должна отличаться глубоким исследованием поставленных вопросов.
|
Хотелось бы порекомендовать, чтобы курсанты (слушатели) выбирали такую тему курсовой работы, материалы которой можно было бы использовать при написании дипломной работы, дополнительно поработав над ней во время обучения, а также при прохождении практики.
Составление плана курсовой работы
Структура курсовой работы по уголовному процессу предопределяется темой, характером избранной для разработки проблемы.
Рекомендованные кафедрой уголовного процесса темы для курсовых работ, наряду с введением и заключением, предполагают их реализацию, как правило, в двух-трех параграфах общим объемом 50-65 листов рукописного текста или 30-35 страниц машинописного текста через два интервала.
Кафедрой предлагаются примерные планы курсовых работ по некоторым темам. Курсант (слушатель) также вправе составить свой план курсовой работы, согласовав его с преподавателем. При составлении плана курсовой работы не следует тему дробить на большое количество параграфов или вопросов.
Курсовая работа должна состоять:
1) из небольшого введения, которое должно содержать, как минимум, ответы на следующие вопросы:
- актуальность темы (проблемы) в плане укрепления правопорядка и законности, борьбы с преступностью в стране в деятельности органов дознания, следователей, прокуроров, судей (судов), на основе действующего законодательства, постановлений Правительства РФ, решений коллегий и приказов Минюста РФ;
- определение общей направленности курсовой работы, круга основных, вопросов рассматриваемых в ней;
- указание на личный вклад в сборе и обработке материала, если при написании курсовой использовались материалы других исследований с участием автора, а также личный опыт работы автора в органах, уполномоченных осуществлять уголовно-процессуальную деятельность (если таков имеется);
2) двух-трех вопросов, которые могут быть разбиты не более чем на два подвопроса. При этом наименование параграфов не должно совпадать с наименованием работы в целом, а подвопросов - с наименованием параграфа;
3) заключения, где курсант (слушатель) должен кратко сформулировать: основные выводы по итогам рассмотрения избранной темы, вытекающие из ее содержания, предложения по совершенствованию правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности, организации и деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда (судьи), по устранению имеющихся недостатков и др. Выводы и предложения должны быть достаточно аргументированы;
4) из списка литературы, которая была использована при подготовке курсовой работы.
Список литературы представляет собой перечень печатных источников, которыми руководствовался слушатель при написании работы и на которые по тексту сделаны ссылки. Литературные источники записываются в соответствии с принятыми стандартами.
Структура и объем курсовой работы отражаются в плане, который следует сразу за титульным листом.
Без четко определенной структуры курсовой работы невозможно всесторонне рассмотреть тему. Вот почему рекомендуется план работы согласовывать на кафедре.
Среди вопросов плана курсовой работы должен быть выделен основной, в котором раскрывается содержание темы, а остальные являются как бы вспомогательными, подводящими курсанта (слушателя) к раскрытию темы.
План курсовой работы в процессе ее написания или в период обобщения материала может быть изменен. Не исключено, что могут появиться новые вопросы, а некоторые из ранее намеченных могут отпасть. В этих случаях нет необходимости обращаться на кафедру для согласования нового плана.