Выбор темы курсовой работы




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВЫХ РАБОТ ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ

Цель выполнения и назначение курсовой работы

В учебном процессе важное место занимает курсовая работа, выполнение которой является одной из форм самостоятельной работы курсантов (слушателей) над изучением уголовного процесса и позво­ляет более глубоко и всесторонне усвоить тот или иной заинтере­совавший курсанта (слушателя) вопрос, приобрести навыки научно-исследова­тельской работы, систематизировать, углубить и закрепить теоре­тические знания и практические навыки, научиться самостоятельно применять эти знания и практические навыки при решении служебных задач.

Наиболее подготовленным курсантам (слушателям) вместо выполнения курсо­вых работ могут даваться персональные задания по обобщению теории и практики деятельности органов дознания, следователей, прокуроров и судов по осуществлению ими уголовно-процессуальной деятельности, а также задания по изготовлению различных наглядных пособий, дидактических материалов и т.д. По решению кафедры за курсовую работу могут быть зачтены доклады курсантов (слушателей) на научно-практических конференциях, олимпиадах и т.д. В этих случаях доклады должны быть оформлены надлежащим образом и представлены на рассмотрение кафедры.

Успешное выполнение курсовой работы и ее защита зависят от того, насколько курсант (слушатель) четко представляет основные требова­ния, предъявляемые к ней, их перечень следующий:

- научная актуальность и практическая значимость темы кур­совой работы;

- раскрытие вопросов темы с позиций требований методологии развития правовой науки. В курсовой работе курсант (слушатель) должен по­казать знание и понимание тенденций развития уголовно-процессуальной науки и практики на основе обобщения положительного опыта де­ятельности правоохранительных органов России и зарубежных стран;

- связь с правоприменительной практикой;

- глубокое и точное знание норм уголовно-процессуального законодательства;

- самостоятельное и творческое выполнение курсовой работы, глубина изложения и освещения темы;

- использование публикаций из печати;

- соответствие требованиям, предъявляемым к объему, струк­туре изложения материала и оформления курсовой работы.

Выполнение курсовой работы по уголовному процессу имеет определенные особенности по сравнению с подготовкой курсовых работ по другим учебным дисциплинам. Не все вопросы уголовного процесса достаточно полно освещены в литературе, так как принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, имеется целый ряд спорных вопросов.

Эти и другие особенности требуют от курсантов (слушателей) внимательно­го изучения законодательных актов, ведомственных нормативных ак­тов, имеющейся литературы, публикаций в периодической печати, использования опыта работы, который необходимо собирать и обоб­щать на практике.

Даже в тех случаях, когда курсант (слушатель) усвоил предмет и готов к выполнению работы, перед ним встают неясности, он не знает: как начать писать работу, как правильно оформлять ее и т.д. Поэтому настоящее методическое пособие призвано помочь курсантам (слушателям) найти ответы на вопросы, возникающие перед ними в процессе выполнения курсовой работы. В нем курсант (слушатель) найдет кроме методических ука­заний перечень тем курсовых работ, примерные планы их написания, которые не являются обязательными к заимствованию. Наоборот, предпочтительно, чтобы курсант (слушатель) сам определял план и структуру курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы

Подбор темы является ответственным моментом. Прежде чем остановиться на той или иной теме, курсант (слушатель) должен тщательно изу­чить весь их перечень с учетом своих интересов и остановиться на одной из них.

При выборе необходимо учитывать возможности доступа к литературе по данной теме, условия для обобщения фактического мате­риала, наличие примеров из практики деятельности органов дознания, следователей и др. Убедившись в том, что по данной теме литература имеется в необходимом количестве, есть возможность обобщить фактический материал, если это необходимо по избранной теме, курсант (слушатель) делает окончательный выбор.

После выбора тема регистрируется на кафедре. Курсанты (слушатели) могут обратить­ся на кафедру за помощью и советом при выборе темы курсовой ра­боты. (При желании курсанты (слушатели) могут выполнить курсовую работу и на тему, не указанную в списке предлагаемых, обязательно предвари­тельно согласовав ее с кафедрой).

В методическом пособии приведено достаточное количество тем курсовых работ, поэтому не допускается в учебной группе написа­ние курсовой работы по одной и той же теме несколькими курсантами (слушате­лями). Вместе с тем не исключена возможность совместного, по раз­решению преподавателя, изучения одной и той же темы группой курсантов (слу­шателей). В этом случае работа должна отличаться глубоким иссле­дованием поставленных вопросов.

Хотелось бы порекомендовать, чтобы курсанты (слушатели) выбирали такую тему курсовой работы, материалы которой можно было бы использо­вать при написании дипломной работы, дополнительно поработав над ней во время обучения, а также при прохождении практики.

Составление плана курсовой работы

Структура курсовой работы по уголовному процессу предопределяется темой, характером избранной для разработки проблемы.

Рекомендованные кафедрой уголовного процесса темы для курсовых работ, наряду с введением и зак­лючением, предполагают их реализацию, как правило, в двух-трех параграфах общим объемом 50-65 листов рукописного текста или 30-35 страниц маши­нописного текста через два интервала.

Кафедрой предлагаются примерные планы курсовых работ по не­которым темам. Курсант (слушатель) также вправе составить свой план курсо­вой работы, согласовав его с преподавателем. При составлении плана курсовой работы не следует тему дробить на большое коли­чество параграфов или вопросов.

Курсовая работа должна состоять:

1) из небольшого введения, которое должно содержать, как мини­мум, ответы на следующие вопросы:

- актуальность темы (проблемы) в плане укрепления правопо­рядка и законности, борьбы с преступностью в стране в деятель­ности органов дознания, следователей, прокуроров, судей (судов), на основе действующего законодательства, постановлений Правительст­ва РФ, решений коллегий и приказов Минюста РФ;

- определение общей направленности курсовой работы, круга основных, вопросов рассматриваемых в ней;

- указание на личный вклад в сборе и обработке материала, если при написании курсовой использовались материалы дру­гих исследований с участием автора, а также личный опыт работы автора в органах, уполномоченных осуществлять уголовно-процессуальную деятельность (если таков имеется);

2) двух-трех вопросов, которые могут быть разбиты не более чем на два подвопроса. При этом наимено­вание параграфов не должно совпадать с наименованием работы в целом, а подвопросов - с наименованием параграфа;

3) заключения, где курсант (слушатель) должен кратко сформулиро­вать: основные выводы по итогам рассмотрения избранной темы, вы­текающие из ее содержания, предложения по совершенствованию пра­вового регулирования уголовно-процессуальной деятельности, организации и деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда (судьи), по устранению имеющихся недостатков и др. Выводы и предложения должны быть достаточно аргументированы;

4) из списка литературы, которая была использована при под­готовке курсовой работы.

Список литературы представляет собой перечень печатных ис­точников, которыми руководствовался слушатель при написании ра­боты и на которые по тексту сделаны ссылки. Литературные источ­ники записываются в соответствии с принятыми стандартами.

Структура и объем курсовой работы отражаются в плане, который следует сразу за титульным листом.

Без четко определенной структуры курсовой работы невозможно всесторонне рассмотреть тему. Вот почему рекомендуется план работы согласовывать на кафедре.

Среди вопросов плана курсовой ра­боты должен быть выделен основной, в котором раскрывается содер­жание темы, а остальные являются как бы вспомогательными, подво­дящими курсанта (слушателя) к раскрытию темы.

План курсовой работы в про­цессе ее написания или в период обобщения материала может быть изменен. Не исключено, что могут появиться новые вопросы, а не­которые из ранее намеченных могут отпасть. В этих случаях нет необходимости обращаться на кафедру для согласования нового пла­на.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: