Примечания к апостольскому чтению




Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород)

 
 

 


Неделя 28 по Пятидесятнице, Святых Пр а отец

29 декабря в 2019 году

Сегодня – «Неделя святых пр а отец (праотцов)». Празднование совершается в предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым, поэтому фиксированной даты у него нет. В это воскресенье за богослужением Православная Церковь воспоминает всех древних родоначальников (по-гречески патриархов) богоизбранного народа и их потомков – от Адама до Иосифа Обручника, «юридического» отца Мессии. Здесь пред нами символически предстаёт вся история дохристианского человечества! В бесконечном перечне имён особо выделяются ветхозаветные пророки – люди «проповедавшие Христа», то есть готовившие людей к принятию Мессии, впрочем, как и все библейские праведники, дв и жимые мессианским ожиданием.

Апостольское и евангельское литургийные чтения на первый взгляд не имеют прямого отношения к теме будущего праздника Рожде­ства Христова. Это не совсем так: они символически, но достаточно ясно указывают, какими качествами должны обладать христиане, желающие достойно встретить рождающегося Богомладенца.

 

Апостольское чтение на Литургии

(Послание ап. Павла к Колоссянам 3:4–11 – Зачало 257)

[Преображение в нового человека]

[Братья,] когда будет явлен Христос, жизнь ваша, тогда будете явлены и вы с Ним во славе.

Итак, умертвите пороки, действующие в членах вашего земного тела: блуд, нечистоту, страсть1, дурные влечения и корыстолюбие2, которое есть идолослужение, – за это приходит гнев Божий. В них и вы некогда пребывали3, когда так жили. Теперь же совлеките4 с себя всё [это]: гнев, ярость, злобу, хулу, сквернословие [исходящее из] ваших уст. Не лгите же друг другу вы, совлёкшие с себя ветхого человека с его делами, и облёкшиеся в нового, обновляемого (или: преображаемого) для высшего знания, по образу5 Сотворившего его. Здесь уже нет ни эллина и иудея, ни обрезания и необрезания, ни варвара, скифа, раба, свободного; но всё и во всех (или: во всём) – Христос.

 

Примечания к апостольскому чтению

1 Греч. п а тхос, в позднем произношении п а фос – означает всё, что человек претерпевает или испытывает; здесь имеются в виду необузданные страсти, неконтролируемые аффекты.

2 Греч. плеонекс и а – букв. «приобретение излишков» (сверх необходимого для жизни), безудержное накопительство; жадность.

3 Букв. "в которых и вы некогда ходили", т. е. были в плену у этих дурных наклонностей.

4 Греч. апо-т и тхеми – слагать, оставлять, снимать (одежду) и др. Здесь образное выражение: апостол Павел предлагает сбросить с себя ветхозаветную "одежду злых чувств" и надеть одежду чистоты, которую даровал всем нам Христос, – т. е. переменить свое сознание, внутренне стать новым человеком; об этом он и говорит далее.

5 Т. е. по образу Христа, Который есть истинный Образ Божий; здесь человеческому гн о зису (знанию) противопоставляется эп и гносис (высшее знание) во Христе. В этом новом состоянии человеку открывается чудо единения всех людей во Христе (Новом Адаме; см. 1 Кор. 15:45–49) и упразднение разделений по этническому или социальному признаку.

Благодарю своего друга и коллегу архимандрита Ианнуария (Ивлиева) за уточнение перевода этого апостольского чтения.

Ю. Р.

 

Евангельское чтение на Литургии

(Евангелие от Луки 14:16–24 – Зачало 76)

[Притча о званых на вечерю]

[Рассказал Господь притчу:] «Некто устраивал великий пир и созвал множество гостей. А когда пришел час пира, послал он слугу сказать гостям: "Приходите, всё уже готово". И принялись гости, все как один, отговариваться. Первый сказал ему: "Я купил поле, и мне необходимо пойти осмотреть его; уж ты извини меня!" И другой сказал: "Я купил пять упряжек волов и пойду посмотрю, каковы они в деле; уж ты извини меня!" Ещё один сказал: "Я женюсь и потому придти не могу!" И слуга, вернувшись, доложил всё это своему господину. Тогда хозяин дома, придя в гнев, сказал своему слуге: "Ступай сейчас же в город, на улицы и в закоулки, и приведи сюда убогих, и калек, и слепцов, и хромых!" И сказал слуга: "Господин мой, приказание твоё исполнено, и место ещё есть". И господин сказал слуге: "Выйди на дороги и к изгородям и силой заставь людей войти, чтобы дом мой наполнился. Говорю же вам, что никто из тех, кто был зван, не будет вкушать за моим пиршеством, [ибо много званых, но мало избранных*]"».

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: