II. Назначение и обоснование необходимости принятия Концепции





Концепция разработана с учетом отечественного и международного опыта обеспечения открытости государственных органов, а также в развитие Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 1815-р.

Информационное общество может эффективно и поступательно развиваться исключительно на основе взаимодействия государства, предпринимательского сообщества и гражданского общества и на принципах свободного и равного доступа к информации и знаниям. Сформировать информационное общество невозможно силами одних только органов государственной власти, а также исключительно путем создания информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, развивая соответствующие сервисы в различных областях общественной жизни. Вовлечь институты гражданского общества в совместную работу по формированию и развитию информационного общества возможно при условии проведения качественных изменений в деятельности федеральных органов исполнительной власти, построенных на принципах открытости.

В настоящее время законодательством Российской Федерации урегулированы отдельные аспекты открытости государственного управления.

В принятых нормативных правовых актах установлены отдельные организационно-правовые основы вовлечения граждан и общественных объединений в процесс реализации государственной политики, в том числе в рамках деятельности Общественной палаты Российской Федерации и общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, путем участия граждан в общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов и решений, разрабатываемых (принимаемых) федеральными органами исполнительной власти, а также посредством оценки гражданами эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти (и их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг.

Разработаны и введены в эксплуатацию государственные информационные системы, обеспечивающие участие граждан в рассмотрении общественных инициатив, проектов нормативных правовых актов и решений федеральных органов исполнительной власти.

Однако в настоящее время действующие правовые нормы не обеспечивают в полной мере системного подхода к повышению открытости государственного управления.

Во-первых, значительная часть нормативных правовых актов, регулирующих вопросы открытости, посвящена преимущественно вопросам доступа к информации о деятельности органов государственной власти, или информационной открытости, что является лишь одним из элементов открытости системы государственного управления.

Во-вторых, правовые понятия, используемые в различных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы информационной открытости, зачастую противоречат друг другу, предлагая различные подходы к организации деятельности федерального органа исполнительной власти по обеспечению открытости.

В-третьих, принятие несистематизированных правовых норм и требований к отдельным механизмам организации взаимодействия органов государственной власти с гражданами Российской Федерации и общественными объединениями приводит к фрагментарности регулирования в этой области и не позволяет в полной мере использовать инструменты общественного вовлечения и общественного контроля в целях повышения качества государственного управления.

В-четвертых, отсутствует нормативно закрепленная система оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти по повышению уровня открытости государством, гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом.

Развитие нормативно-правовой базы в области обеспечения открытости государственного управления является необходимым, но не достаточным условием для внедрения культуры открытости и изменения приоритетов и поведенческих норм в работе государственных гражданских служащих, основанных на открытости и прозрачности процессов принятия и реализации государственной политики.

На основании изложенного реализуемые федеральными органами исполнительной власти отдельные задачи и мероприятия по повышению уровня открытости оказываются неэффективными либо исполненными формально.

При этом продолжает оставаться на низком уровне влияние граждан и общественных объединений на принятие и реализацию решений федеральными органами исполнительной власти, осведомленность общественности о целях и результатах деятельности органов государственной власти. Все это оказывает влияние на негативное восприятие обществом проводимых политических и социально-экономических преобразований и вызывает недоверие со стороны населения к органам государственной власти в целом.

Таким образом, разработка комплексного подхода к повышению уровня открытости федеральных органов исполнительной власти является своевременной и актуальной задачей.

Системный подход к повышению уровня открытости федеральных органов исполнительной власти достигается путем реализации следующих ключевых направлений:

определение принципов открытости и задач по их реализации;

определение основных механизмов (инструментов) реализации принципов открытости и описание для каждого из них перечня основных нормативных требований и рекомендаций для повышения уровня открытости;

оценка динамики повышения уровня и качества открытости путем проведения регулярного мониторинга и оценки федеральных органов исполнительной власти и в случае необходимости совершенствование правовой базы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: