Игры на РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ




Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.

Лисичка подслушивает

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед.

Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо, взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.

Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Танец розы

Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка — розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.

Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе.

Цветочек

Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла», согнуть руки в локтях («стебелек сломался», освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»).

Веревочки

Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой образ: ронять руки, как веревочки.

Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем

Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т. п.

Пальма

Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.

«Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.

Штанга

Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.

Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.

Самолеты и бабочки

Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок», кисти, локти, плечи и шея не зажаты.

Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.

Кто на картинке?

Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.

Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т. д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.

Радиограмма

Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге.

Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.

Передай позу

Цель. Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

Веселые обезьянки

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Ход игры. Дети стоят врассыпную — это обезьянки. Лицом к ним — ребенок — посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.

Игры–драматизации для детей всех возрастных групп

Игры-драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить в помещении, на участке, на полянке.

Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.

«Мыши» С. Маршака (мл. гр.)

Воспитатель рассказывает детям о том, что мышки – маленькие, бегают тихо, всего боятся: и кошки, и шума, поэтому, изображая мышек, нужно двигаться очень осторожно.

Эта игра приучает детей быть внимательными, чётко выполнять правила.

«Зайка» А. Барто (мл. гр.)

Воспитатель выбирает активного ребёнка чтобы он мог показать, как зайчик плачет, трёт глазки, стряхивает водичку и т. д.

«Мячик» А. Барто (мл. гр.)

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

-Тише, Танечка, не плачь:

Не утонит в речке мяч.

Воспитатель вместе с детьми читают стихотворение, девочка Таня изображает горе, жалость, отчаяние, показывает, как она хочет, но не может достать мяч (мяч лежит на полу в обруче-озере).

Кто-нибудь из детей помогает Тане достать мячик (например, палочкой или сачком)

«Бычок» А. Барто (мл. гр.)

Выбирается ребёнок на роль бычка.

«Котята»

Воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака

-Два маленьких котёнка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу,

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца.

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь

«Ну что, — она спросила. – не ссоритесь теперь?»

Пошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном. -

Дети, послушав песенку, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью.

«Курочка-рябушечка» сл. нар. (ср. гр.)

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Ребёнок, выполняющий роль курочки, гуляет с ведёрком в руках около них.

«Матросская шапка» А. Барто (ср. гр.)

Выбирают мальчика-капитана, 3-4-х ребят – лягушек. Капитану даётся в руки кораблик на верёвочке.

Ребёнок, изображающий капитана, ходит перед детьми в разных направлениях.

(Дети, выполняющие роль лягушек, выскакивают, приговаривая вместе со всеми: «Прокати, капитан»).

Затем на роль капитана выбираются другие дети.

«Жили у бабуси два весёлых гуся» сл. нар. (ср. гр.)

Роли гусей выполняют два мальчика. Они одеты в рубашки (один — в белую, другой – в серую, на головке – шапочка гуся, на обуви – красные «лапки». Двигаются гуси медленно, друг за другом, держа руки за спиной, покачивая плечами слева направо.

Игры-драматизации:

1. Игра-драматизация «Дунюшка»

Воспитатель читает детям потешку "Дунюшка", дети совместно с воспитателем заучивают её.

«Дунюшка»

Дунюшка, вставай, уже день занимается.

Пусть занимается, у него до вечера много дел.

Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.

Пусть всходит, ему далеко бежать.

Вставай, Дунюшка, уже каша готова.

Матушка, да я уже за столом сижу!

Ход игры.

Дети распределяют роли и инсценируют потешку. (Действующие лица – мама и дочка):

Мама: «Дунюшка, вставай, уже день занимается».

Дочка: «Пусть занимается, у него до вечера много дел».

Мама: Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.

Дочка: Пусть всходит, ему далеко бежать.

Мама: Вставай, Дунюшка, уже каша готова.

Дочка: Матушка, да я уже за столом сижу!

2. Игра-драматизация «Идёт кисанька из кухни».

Песенку «Идёт кисанька из кухни» (слова народные) нужно выучить заранее. Это вызовет интерес к игре, радостное ожидание её.

«Идёт кисанька из кухни».

Идёт кисанька из кухни,

У ней глазаньки опухли.

О чем, кисанька, ты плачешь?

Повар пеночку слизал

И на кисаньку сказал…

Ход игры.

Дети сидят на стульях. Из-за дверей выходит ребенок, выполняющий роль кисаньки. На нем передничек, на шее бант. Кисанька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слезы.

Дети читают стихи:

Идёт кисанька из кухни,

У ней глазаньки опухли.

О чем, кисанька, ты плачешь?

Киска: (останавливается и плача отвечает детям):

Повар пеночку слизал

И на кисаньку сказал…

Воспитатель её утешает, гладит, предлагает кому-нибудь из ребят также пожалеть кисаньку, напоить её молоком. Варианты концовки могут быть разными.

3. Игра-драматизация "Патаха с имбирем"

Воспитатель читает потешку "Патаха с имбирем":, дети заучивают потушку.

"Патаха с имбирем"

Патаху с имбирем

Варил дядя Симеон,

Тетушка Арина

Кушала - хвалила!

А дедушка Елизар

Все пальчики облизал!

Аленушка молода

Калачей напекла,

Калачи горячи -

На окошко мечи,

Прилетели грачи,

Утащили калачи!

Апчхи!

Вот тебе и калачи!

Ход игры.

(Действующие лица – Алёнушка, дядя Симеон, тетушка Арина, дедушка Елизар, грачи Петрушка):

Дядя Симеон:

«Патаху с имбирем

Варил дядя Симеон»,

Тётушка Арина:

«Тётушка Арина

Кушала - хвалила!»

Дедушка Елизар:

«А дедушка Елизар

Все пальчики облизал!»

Аленушка:

«Аленушка молода

Калачей напекла,

Калачи горячи -

На окошко мечи»

Грачи:

«Прилетели грачи,

Утащили калачи!

Апчхи!

Вот тебе и калачи!»

(все плачут)

Петрушка:

«Это что же за народ?

Слезы горькие он льет?»

Аленушка:

«Да, противные грачи, утащили калачи.»

Петрушка: «Можно жить без калачей, был бы чай погорячей!»

4. Игра-драматизация «Вреднуля, Жаднуля и Пачкуля» («Полезные советы» Г. Остер)

Дети сидят полукругом. Педагог читает детям отрывок из «Полезных советов» Г. Остера, затем дети заучивают его:

Если вас зовут за столик,

Гордо прячьтесь под диван,

И лежите там тихонько,

Чтоб не сразу вас нашли.

А когда из-под дивана

Будут за ноги тащить,

Вырывайтесь и кусайтесь,

Не сдавайтесь без борьбы.

Сесть старайся рядом с тортом,

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье -

Трудно будет вынимать.

Ход игры.

Педагог: Ребята давайте разыграем смешные истории, дети вместе с педагогом распределяют роли Вреднули, Жаднули и Пачкули.

Вреднуля:

Если руки за обедом

Вы испачкали салатом,

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно

Их под стол, и там спокойно

Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.

Жаднуля:

Сесть старайся рядом с тортом,

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье -

Трудно будет вынимать.

Пачкуля:

Если руки за обедом

Вы испачкали салатом,

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно

Их под стол, и там спокойно

Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.

5. Игра-драматизация

"Три товарища" А. Осеевой

Педагог читает детям рассказ А. Осеевой «Три товарища»:

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял.

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю. - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

Ход игры.

Педагог предлагает инсценировать его, распределить роли.

Педагог: «Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке».

Коля: «Почему ты не ешь?»

Витя: «Завтрак потерял.».

Коля: «Плохо. До обеда далеко ещё! («откусывает» большой кусок белого хлеба)

Миша: «А ты где его потерял?»

Витя: «Не знаю…» (Витя говорит тихо и отворачивается).

Миша: «Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть»

Педагог: «А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

Володя: «Бери, ешь!»

Педагог: «Ребята, как вы думаете, кто из мальчиков оказался настоящим товарищем и почему?»

Ответы детей

6. Игра – драматизация «Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер).

Прочитать детям сказку «Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер):

Щенок пришёл к котёнку на чердак и принёс котлету.

— Посмотри, чтоб никто не утащил мою котлету, — попросил щенок. — Я

немножко поиграю во дворе, а потом приду и съем её.

— Ладно, — согласился котёнок Гав.

Котёнок остался сторожить котлету. На всякий случай, он накрыл котлету коробкой из-под торта.

И тут прилетела муха. Пришлось её прогнать.

Кот, который отдыхал на крыше, вдруг почуял очень знакомый и вкусный

запах.

— Так вот откуда пахнет котлетами. — сказал кот и просунул в щель

когтистую лапу.

«Ой! — подумал котёнок Гав. — Котлету надо спасать.»

— Где моя котлета? — спросил щенок.

— Я её спрятал! — сказал котёнок Гав.

— А её никто не найдёт?

— Не волнуйся! — уверенно сказал Гав. — Я её очень хорошо спрятал. Я

её съел.

Ход игры.

Дети совместно с воспитателем выбирают детей на роли щенка и котёнка и инсценируют сказку:

Воспитатель:(зовёт щенка, причмокивая губами.) На! На! Выбегает Щенок.

Щенок (ритмично открывая рот). Гав-тяв, тяв-тяв-тяв! (Убегает, приплясывая)

Воспитатель: (Зовёт Котенка). Кис! Кис! Выбегает Котенок.

Котенок (умывается лапкой, оглядывается вокруг). Мяу! Мяу! (Уходит.)

Выбегает Щенок, в зубах у него котлета.

Воспитатель: Щенок принес котлету на чердак, положил ее в уголок.

Щенок кладёт котлету слева.

Щенок (пугливо озираясь). Гав!

Воспитатель: Позвал он котенка.

Медленно и лениво потягиваясь, выходит Котенок.

Щенок (повернувшись к котенку). Посмотри, пожалуйста, чтобы никто не утащил мою котлету, а я немножко поиграю во дворе, а потом ее съем.

Котенок (внимательно слушает, кивает). Хорошо!

Щенок убегает. Котенок подкрадывается к котлете, хватает ее лапками.

Котенок. Мя-у! Мяу-мяу! (Радостно убегает)

Воспитатель: Щенок играл во дворе. Выбегает Щенок.

Щенок. Ав-ав! Ав-ав-ав! Выходит Котенок.

Котенок (сыто, довольно похлопывает себя лапкой по животу). Мя-у!

Щенок. Гав!

Воспитатель: Заволновался Щенок.

Щенок. Почему ты оставил мою котлету без присмотра?

Котенок. Я ее спрятал!

Щенок. А вдруг ее кто-нибудь найдет?

Котенок (успокаивающе махнув лапкой). Не волнуйся.

Воспитатель: Уверенно сказал Котенок.

Котенок. Я ее очень хорошо спрятал! (Похлопывает себя по животу.) Я ее… (широко открывает и закрывает рот) съел. (Поглаживает себя по животу.)

Щенок поворачивается к Котенку, секунду остолбенело стоит с широко открытым ртом, потом бросается с лаем на Котенка. Котенок сердито фыркает, шипит и убегает, закрыв лапками голову. Щенок опускает голову и, жалобно повизгивая, уходит.

Возможен и другой вариант этой инсценировки — на двух исполнителей (без слов воспитателя).

Первый вариант труднее для детей тем, что им чаще приходится вступать в речь, постоянно переключать внимание с одного действующего лица на другое.

Второй вариант легче, так как сокращается количество участников и оба исполнителя говорят непосредственно друг за другом. Зато равномернее и больше речевая нагрузка на каждого. Для образца предлагаем начало инсценировки.

Выбегает Щенок., Кланяется.

Появляется Котенок. Кланяется.

Щенок и Котенок разбегаются и убегают в разные стороны

Щенок (держит котлету в лапках, озирается, кладет, прижимает лапкой, как бы закапывает и тихо говорит Котенку,выбегает Котенок, смотрит на Щенка): Гав! Посмотри, пожалуйста, чтобы никто не утащил мою котлету. И т. д.

7. Игра-драматизация «Жадина»(Э. Мошковская)

Воспитатель читает стихотворение Э. Мошковской «Жадина», дети заучивают стихотворение

«Жадина»

Пёс шагал по переулку,

Он жевал большую булку.

Подошел Щеночек,

попросил кусочек.

Встал Пёс,

стал гадать:

дать или не дать?

Погадал – погадал -

не дал.

Подошла Кошка-мяушка,

попросила Кошка мякушка.

Встал Пёс,

стал гадать:

дать или не дать?

Погадал – погадал,

пожевал – пожевал –

не дал.

Прискакала Лягушка,

Пошептала на ушко,

Попросила Лягушка горбушку.

Сел Пёс,

стал гадать:

дать или не дать?

Погадал – погадал,

пожевал – пожевал –

не дал.

Подошла Курочка,

Попросила Курочка корочку.

Встал Пёс,

стал гадать:

дать или не дать?

Погадал – погадал,

пожевал – пожевал –

не дал.

Подошла Уточка,

Постояла минуточку,

Попросила Уточка чуточку,

Только попробовать!

Сел Пёс,

стал гадать:

дать или не дать?

Погадал – погадал,

пожевал – пожевал

и сказал:

- Я бы дал!

У меня самого

Больше нету ничего!

Воспитатель предлагает инсценировать стихотворение Э. Мошковской «Жадина»

8. Игра-драматизация «Друзья» (Е. Стеквашова).

Педагог читает детям стихотворение Е. Стеквашовой «Друзья», дети совместно с педагогом заучивают его:

Друзья.

Как начну конфеты есть,

У меня друзей не счесть.

А закончились конфеты

И друзей в помине нету.

За конфету каждый друг.

Так и рвет ее из рук.

Ну зачем мне дружба эта?

Я и сам люблю конфеты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: