Международная организация по стандартизации (ISO) в своих рамках организовала технический комитет 207 (TC 207), который приступил к написанию стандартов серии ISO 14000, в которых определялись принципы функционирования систем экологического менеджмента. В 1996 г. был выпущен первый и основной стандарт ISO 14001 (пересмотрен в 2004 г.).
В 1998 г. Госстандарт опубликовал аутентичный текст на русском языке в качестве национального ГОСТ Р ИСО 14001-98 (пересмотрен в 2007 году), а также со временем ввел в действие и остальные стандарты серии ISO 14000.
В 1993 году собственный стандарт экологического менеджмента ввел Европейский союз EMAS (схема эко-менеджмента и аудита Европейского союза). В 2000 году он был пересмотрен, и в части требований к системе экологического менеджмента предприятий стал прямо ссылаться на требования стандарта ISO 14001.
Первые предприятия создавшие системы экологического менеджмента по принципам международного стандарта ISO 14001, появились еще в 1995 г., но поскольку число их было небольшим, и они не были официально сертифицированы, начальной датой исследования был принят 1996 г., год официального опубликования стандарта. Предприятия могут осуществлять сертификацию прямо по международному стандарту или по аутентичному национальному стандарту, в любом случае экологический менеджмент считается функционирующим в соответствии с ISO 14001. Так, в России, еще до выхода ГОСТ Р ИСО 14001 в 1998 г. первым сертифицировался на соответствие ISO 14001 цех по выпуску сердечно-сосудистых препаратов совместного производства ОАО Химико-фармацевтический комбинат «Акрихин». В дальнейшем российские предприятия сертифицируются, как правило, по ГОСТ Р ИСО 14001.
|
Экологические проблемы во все возрастающей степени затрагивают деятельность предприятий и других организаций. В зависимости от их реакции эти проблемы могут как позитивно, так и негативно повлиять на степень достижения организациями поставленных перед собой целей. Окружающая среда таит в себе определенные риски, но и предоставляет новые возможности. Предприятиям сегодня трудно добиться успеха, если они не управляют этими рисками и возможностями. Они делают это по двум основным причинам: либо, чтобы сэкономить деньги путем уменьшения затрат и снижения риска ответственности, либо, чтобы дополнительно заработать, увеличив свою долю на рынке или выйдя на новые рынки.
Экологический риск может быть связан с уровнем загрязнения продукции, неприемлемым для зарубежных рынков, травматизмом или заболеваниями рабочих или местного населения или с проблемами загрязнения, которые подрывают позиции предприятия на национальном и международном рынках.
Новые возможности, которые открывает перед предприятием внедрение системы экологического менеджмента, могут заключаться в сокращении потребления энергии и, тем самым, производственных издержек, в снижении загрязнения или в переработке отходов, или же в продаже продукции на рынках, которые характеризуются высокими экологическими требованиями. В качестве примера может служить компания “3М Корпорейшен”. Объем экономии, получаемой в результате реализации этой компанией программы под девизом “Предотвращение загрязнения – прибыльное дело” от внедрения мероприятий в области контроля загрязнения, нередко превышает 1 млн. долл. в год.
|
Предприятия всего мира внедряют системы экологического менеджмента (СЭМ) для более систематического и эффективного управления экологическими рисками и возможностями.
Интеграция системы экологического менеджмента в общую систему управления организацией имеет очень большое значение, поскольку фактор окружающей среды – один из важнейших внешних факторов, оказывающих влияние на предприятие. Система экологического менеджмента без взаимодействия с другими системами (подсистемами) управления предприятием не будет эффективной.
СЭМ можно описать следующим образом: это ряд планируемых и скоординированных управленческих действий, операционных процедур, документов и регистров информации в рамках специальной структуры со своими функциями, отчетностью и ресурсами, направленных на предупреждение отрицательного воздействия на состояние окружающей среды, а также на содействие проведению мероприятий по сохранению или повышению качества окружающей среды.
Система экологического менеджмента построена по хорошо известному из управления качеством принципу: “Планируй, делай, проверяй, улучшай” (так называемый “цикл Деминга”). Это инструмент для выявления и решения проблем, который может использоваться организацией для разных целей в зависимости от конкретного вида деятельности и намерений руководства. Конкретный вид внедряемой системы целиком зависит от потребностей и целей организации.
Происхождение СЭМ
Предприятия по-разному реагируют на экологические вызовы: некоторые полностью их игнорируют, другие реагируют лишь на кризисные ситуации, третьи же встраивают экологический менеджмент в общую систему управления предприятием, ориентируясь на создание стройной системы экологического менеджмента.
|
Системы экологического менеджмента получили серьезный импульс в результате разработки и применения в течение последних пятнадцати дет двух независимых друг от друга инструментов управления:
рост затрат в связи с ответственностью за загрязнение окружающей среды привел многие компании Европы к осознанию необходимости создания системы экологического аудита как инструмента управления, направленного на выявление экологических проблем и оценку результативности природоохранной деятельности компаний, так же как финансовый аудит используется для оценки финансовой деятельности. Первоначально главной целью было обеспечение соблюдения компаниями норм природоохранного законодательства. Позднее цели аудита были расширены и стали также предусматривать выявление “передовых методов управления”, направленных на решение экологических проблем.
Концепция “всеобщего управления качеством”, хотя первоначально и была направлена на снижение частоты и полное постепенное устранение дефектов (несоответствий техническим и технологическим нормативам и регламентам) в производстве, а также на повышение эффективности деловых операций, стала во все большей степени применяться и для управления решением экологических проблем.
Система экологического аудита была разработана в 70-х – 80-х годах рядом компаний, включая такие, как “Эллайд Сигнал”, “Вестингауз”, “Филипс”, “АйСиАй”, в ответ на рост издержек, связанных с несоблюдением законодательно установленных в странах (таких, как США, Канада и страны Западной Европы) с развитым регулированием требований в области охраны окружающей среды, а также охраны труда и техники безопасности. Сегодня термин “экологический аудит” нередко используется в очень широком толковании и иногда неправильно применяется для обозначения первоначальной экологической оценки, направленной на выявление воздействий предприятия на состояние окружающей среды и экологических проблем, или для обозначения аудита системы экологического менеджмента. Оценка результативности природоохранной деятельности проводится для выявления экологических рисков, проблем и возможностей после того, как была разработана и внедрена система экологического менеджмента. По характеру она аналогична аудиту с целью проверки свободы от обязательств перед третьими лицами. Аудит СЭМ является инструментом, позволяющим определить, соответствует ли система экологического менеджмента планам организации, а также оценить, правильно ли она была внедрена, и насколько эффективно функционирует.
Происхождение концепции всеобщего управления качеством связано с усилиями специалистов в области эффективности промышленных систем, которые в 20-х годах ХХ века начали систематически исследовать методы организации производства. “Модель Деминга”, которая рассматривается ниже, была разработана американским инженером Эдвардсом Демингом, одним из “отцов” концепции всеобщего управления качеством. Она широко используется по всему миру при совершенствовании организации и управления вообще и экологического менеджмента в частности.
Исторически сложилось три подхода предприятий к управлению природоохранной деятельностью:
Никаких действий. Эти предприятия не обращают внимания на экологические возможности и угрозы до тех пор, пока не становится слишком поздно.
Реактивный подход. Руководство ожидает, пока кто-то вне предприятия определит подходы и правила решения тех или иных вопросов, прежде чем предприятие предпримет реальные шаги по их решению на своем уровне. Такие предприятия могут получить какой-то выигрыш на непродолжительное время, но они никогда не смогут уверенно решать проблемы и оказываются слабо подготовленными, когда такие проблемы возникают в действительности.
Упреждающий подход. Такие предприятия постоянно отслеживают экологические вопросы и опасения в своей повседневной деятельности и формулируют подходы к решению возникающих проблем до того, как они приобретут действительно критический характер. Такая политика отнюдь не означает, что данной категории компаний удается избегать трудностей, но они оказываются гораздо лучше подготовленными к кризисным ситуациям.
Модель Деминга ориентирует именно на третий – упреждающий, превентивный подход. Она исходит из того, что дешевле предупредить возникновение проблемы, чем бороться с ее отрицательными следствиями.
В самом ближайшем будущем деятельность предприятий по всему миру будет регулироваться рядом новых международных конвенций в области охраны окружающей среды. Например:
продавцы отходов обязаны обеспечивать выполнение положений Базельской конвенции по контролю трансграничного перемещения опасных отходов и их утилизации;
энергетические компании в Европе должны будут соблюдать лимиты выбросов серы, оксидов азота и летучих органических соединений, устанавливаемые Конвенцией Экономической комиссии ООН для Европы по трансграничному загрязнению атмосферы;
предприятия, торгующие химическими веществами в странах Европейского Союза, должны соблюдать нормы, установленные для импорта, упаковки и маркировки опасных химических веществ.
Подход к разработке и внедрению систем экологического менеджмента, в настоящее время принят в национальных и международных стандартах в области экологического менеджмента, таких как Британский стандарт 7750 (British Standard 7750), Нормативный акт Европейского Союза о добровольной схеме экологического менеджмента и аудита – ЭМАС (Тhe European Union Regulation on a Voluntary Community Eco Management and Audit Scheme – EMAS), стандартов серии ISO принятой Международной организацией стандартизации, в частности стандартов по системам экологического менеджмента (ISO 14001 и 14004) и экологическому аудиту (ISO 19011).
В настоящее время формируется мировой рынок экологически безопасных технологий и экологических услуг. Оборот капитала на этом рынке уже превысил 300 млрд. долларов. А в Европе под эгидой Европейского фонда реконструкции и развития (ЕФРР) создана база Единых стандартных данных в области охраны окружающей среды (ЕСД), функционирующая с 1993 г. и обеспечивающая быстрый доступ к национальным стандартам 22 стран Европы, директивам ЕС и критериям, рекомендованным ВОЗ. При построении общей системы менеджмента на предприятии особое значение приобретают две составные части этой системы: менеджмент качества ИСО 9000 и экологический менеджмент ИСO 14 000.
Выводы
Работающая система менеджмента качества может стать реальным инструментом непрерывного совершенствования деятельности предприятия и источником экономических выгод. За счет документированности, контроля, анализа и периодического пересмотра ключевых производственных и управленческих процессов в соответствии с требованиями международного стандарта обеспечивается прозрачность, лучшая управляемость и непрерывное совершенствование деятельности предприятия.
Если собственник ставит целью повышение стоимости предприятия (для дальнейшей продажи, капитализации, привлечения инвестиций, пр.), то получение сертификата на систему менеджмента качества по стандарту ISO 9000 может стать реальным инструментом достижения данной цели. Система менеджмента качества, выстроенная в соответствии с требованиями международного стандарта, реально может увеличить стоимость предприятия на 5-10%.
И, наконец, система менеджмента качества может быть использована как эффективный инструмент не только совершенствования системы управления, но и ее существенной реорганизации. При этом легче и безболезненнее проходит процесс внедрения нововведений на предприятии: за счет использования постановки системы менеджмента качества как "легенды изменений" при проведении реорганизации предприятия достигается существенное снижение сопротивления изменениям со стороны персонала.
Неформальный подход к внедрению систем менеджмента качества, лидерство высшего руководства, вовлечение персонала и привлечение квалифицированных специалистов в области качества помогут российским предприятиям максимально полно использовать возможности, которые заложены в требованиях международного стандарта ISO 9001:2008.
Список использованной литературы
1. Сажин Ю.В., Плетнева Н.П. К вопросу о результативности СМК в России // Методы менеджмента качества. - 2008. - № 10. - С. 20 -23.
2. Разумов-Раздолов К.Л. Повышение эффективности управления качеством в инструментальном производстве // Материалы международной научно-технической конференции 5 -6 апреля 2007 г., Брянск.
3. Гришан И.А. Качественный менеджмент: формула успеха в условиях конкурентного рынка // Стандарты и качество. - 2008. - № 2. - C. 60, 61.
4. Шестаков А.Л. Методы внедрения систем, или Скупой платит дважды // Методы менеджмента качества. - 2008. - № 8. - С. 14 -18.
5. Копнов В.А, Рогов А.А. Измеряем эффективность СМК // Стандарты и качество. - 2008. - № 3. - С. 60 -64.
6. Шоттмиллер Дж. Затраты на качество стимулируют процессы непрерывного совершенствования // quality.eup.ru/ECONOM/znkspns.htm.
7. Матюшин В.А., Агафонова Н.А. Причины низкой экономической эффективности внедрения стандартов ИСО серии 9000 на российских предприятиях // Стандарты и качество. - 2008. - № 3. - С. 66 -69.
8. Левеску Дж., Уокер Г.Ф. Инновационный процесс и методы качества // Стандарты и качество. - 2008. - № 1. - С. 80 -84.
9. Волковинский В.В. Сертификация / В.В. Волковинский, С.Б. Грюнталь // Стандарты и качество. 2003. № 6. С. 76–77.
10. Качалов В. А. Системы менеджмента окружающей среды / В.А. Качалов. М.: ИздАТ, 2005. 665 с.
11. Общественный Регистр сертификации систем экологического менеджмента РОО “Эколайн". [Электронный ресурс] // Справочно-информационный интернет-портал, 2005. Режим доступа: https://www.14000.ru, свободный. Яз. рус.
12. Решение конференции «Проблемы нормативно-правового обеспечения внедрения современных систем экологического управления на предприятиях» / М.: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 29 января 2004 года.
13. ISO 14001 Register. [Электронный ресурс] // Справочно-информационный интернет-портал, 2005. Режим доступа: https://www.iso14001-register.de, свободный. Загл. с экрана. Яз. англ.