Лад. ТОНАЛЬНОСТЬ. ТОНИКА. ЗВУКОРЯД. ГАММА. ТЕТРАХОРД
Лад – это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями.
Существует 2 основных лада: мажор и минор.
- Мажор – лад светлого, радостного, твердого характера.
- Минор – лад грустного, лирического, мягкого характера.
Тональность – это высота лада. Например:
- Тональность До мажор.
- Тональность ля минор.
Название тональности определяет её тонику.
Тоника – I ступень лада, самая устойчивая, самая главная. Например:
- В тональности До мажор тоника - ДО.
- В тональности ля минор тоника - ЛЯ.
Звукоряд тональности – это последовательность ступеней тональности в восходящем движении (вверх) или в нисходящем движении (вниз).
Звукоряд мажорной и минорной гаммы начинается и заканчивается тоникой и образует гамму.
Гамма – это звукоряд из 8 ступеней.
Половина гаммы образует тетрахорд.
Тетрахорд – это звукоряд из 4 ступеней.
Между ступенями гаммы образуется определённое расстояние: полутон или тон.
Полутон (П) – расстояние между двумя ближайшими клавишами:
. ...
Тон (Т) =2 полутона:
(Отсюда значит, что полутон =1/2 тона, или 0,5 тона: П=1/2т; П=0,5т)
...
Строение гаммы – это определенная последовательность тонов и полутонов.
|
|
Строение минорной гаммы: Т – 0,5т – Т – Т – 0,5т – Т – Т
Гамма ля минор:
|
В любой гамме есть устойчивые ступени – I, III, V.
Неустойчивые ступени – II, IV, VI, VII. Неустойчивые ступени тянутся в устойчивые. При этом II, IV, VI – вниз, а VII - вверх (при записи они закрашиваются, стрелочкой обозначается тяготение).
|
Вводные ступени – II, VII. Вводные ступени окружают тонику.
Гаммы со знаками при ключе
От ноты «до» по белым клавишам образуется гамма До мажор.
Чтобы построить мажорную гамму от другой ноты, нужны знаки – диезы (#) или бемоли (b).
МАЖОРНЫЕ ГАММЫС ОДНИМ ЗНАКОМ ПРИ КЛЮЧЕ
Если от ноты «соль» идти вверх, соблюдая строение мажорной гаммы: Т–Т–0,5т–Т–Т–Т–0,5т,
то по пути встретится всего один знак – фа#.
Его надо записать при ключе и соблюдать во всем музыкальном произведении.
Получится гамма Соль мажор – гамма с одним ключевым знаком – фа#:
От ноты «фа» строится гамма Фа мажор – гамма с одним бемолем при ключе – си b.
Знаки в гаммах появляются в определенном порядке.
Порядок диезов при ключе: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#.
Порядок бемолей при ключе: си b -ми b -ля b -ре b -соль b -до b -фа b.
МАЖОРНЫЕ ГАММЫС ДВУМЯ ЗНАКАМИ ПРИ КЛЮЧЕ
От ноты «ре» строится гамма Ре мажор – гамма с двумя диезами при ключе – фа# и до#.
От ноты «си b »строится гамма Си b мажор – гамма с двумя бемолями при ключе – си b и ми b.
Параллельные тональности
Каждому мажору соответствует свой минор, в котором знаки будут те же.
Тональности с одинаковыми ключевыми знаками, но разной тоникой – параллельные.
Чтобы найти от мажора параллельный ему минор, надо опуститься от тоники через одну ступень вниз (на его VI ступень). Например, Соль мажору параллелен ми минор, в нем тоже один диез – фа#..
Фа мажору параллелен ре минор, в нем тоже один бемоль – сиb.
|
И наоборот: чтобы найти от минора параллельный мажор, надо подняться от тоники через одну ступень вверх (на его III ступень). Например, си минору параллелен Ре мажор, в нем тоже два диеза – фа# и до#.