Симфония-действо «Перезвоны» для хора, солистов, гобоя и ударных




Курсовая работа

На тему: «Симфония-действо «Перезвоны» как центральное произведение в творчестве В. А. Гаврилина»

 

 

Подготовила:

ученица 7 класса

Хорошилова Полина

Проверил:

преподаватель теории

Митюшенко А. С.

 

Липецк

2019 год

Биография

Родился великий советский и российский композитор 17 августа 1939 году в Вологде. Родители, у талантливого автора симфонической и хоровой музыки, обычные труженики. Мама работала директором детского дома, а отец - заведующим районного отдела народного образования. Когда мальчику было 2 года его отец погиб во время Второй мировой войны. Спустя некоторое время его мама была осуждена, а сам Гаврилин попал в детский дом. Это был тяжёлый период, он часто ездил проведывать её. Посещение тюрьмы оставило большой отпечаток в душе подростка.

Валерий Александрович с малых лет в детском доме занимался музыкой и участвовал в хоре.

Волей случая попадает в Ленинградскую специальную школу при консерватории, где и занимается композицией и игрой на фортепиано. По окончании учебы в 1958 году продолжает обучение, но по специальности музыковед - фольклорист. Будучи студентом, неоднократно отправлялся в экспедиции по деревням, собирая материал и более глубоко вникая в русскую культуру. И все это время он творил поразительную музыку. Его называли «музыкальным Есениным», и это не удивительно, ведь он начал сочинять музыку, будучи еще маленьким и толком не зная нот.

После окончания аспирантуры занимается преподавательской деятельностью. Работая над дипломной работой, он сочинил вокальный цикл «Русская тетрадь». В нее вошло 8 знаменитых песен, и за этот труд он был награжден премией. Это произведение было посвящено мальчику, который умер от рака.

За все своё творчество Гаврилин стал автором множества камерно - вокальных, вокально - симфонических, хоровых и симфонических произведений. Занимается написанием музыки к спектаклям и кинофильмам, с увлечением работает над балетной музыкой. Многие оперные певцы с большим удовольствием исполняют его песни. Валерию Александровичу принадлежит авторство некоторых интересных музыкально - публицистичных статей.

В 1999 году, немного не дожив до своего юбилея 60 лет, великий творец музыки и народный артист РСФСР умер. Его музыка несет доброту и свет и не удивительно ведь писал музыку на понятном для слушателя языке.

Творческий путь

Из песен складываются камерные вокальные циклы, вокально-симфонические поэмы. Композиционно им близки и своеобразные песенные «действа» — найденная композитором форма музыкально-поэтического театра. В «действах» угадывается отдалённая связь с народными музыкальными представлениями, традиции «играть» песню, есть в них и психологическая тонкость вокальных циклов. Имеют они условный сюжет, обычно сводящийся к какой-нибудь одной драматической ситуации. «Действа» разнообразны по содержанию, по своей жанровой природе. В инструментальной музыке Валерия Гаврилина большое место занимают программная миниатюра, характерные и жанровые пьесы, составляющие его оркестровые сюиты и дивертисменты. Вокальный по природе талант композитора отличается неповторимой, собственной интонацией. Как и у любимых им ранних романтиков, у Гаврилина — культ мелодии. Свежий, первозданный песенный мелодизм — душа его музыки.

Симфония-действо «Перезвоны» для хора, солистов, гобоя и ударных

Культура XX века в Советском Союзе была подчинена идеологии, массовая песня и хоровое пение служили идее объединения людей для достижения общего результата, построения нового общества, в котором каждый вносит свой вклад в общее дело. Композиторы живо откликались на потребности общества, создавая новые формы искусства, отвечающие современности. При этом, каждый стремился развивать традиционное русское искусство, сохраняя связь с историческим прошлым. Произведение создавалось по просьбе Владимира Минина, хормейстера и художественного руководителя прославленного коллектива Ленинградской певческой капеллы. Еще в 1966-м году он обращался к Валерию Александровичу с просьбой написать что-нибудь для его хора. Гаврилин откликнулся согласием и …пропал. Минин рассказывает в интервью, что иногда звонил композитору, напоминая об обещании, на что всегда получал ответ: «Да, я работаю над этим». И лишь спустя 15 лет раздался долгожданный звонок с приглашением вместе посмотреть только что оконченную хоровую симфонию. На Минина она произвела неизгладимое впечатление. Частично материал был опробован в качестве музыкального сопровождения к постановке пьесы Василия Шукшина «Степан Разин». Режиссер пьесы, Михаил Ульянов уговорил Валерия Гаврилина дать согласие на использование музыки в спектакле. «Если и есть что-то в спектакле поистине русское, могучее и разинское - то это музыка Гаврилина!», так отзывался Ульянов об этом совместном опыте.

Премьера проходила в Ленинграде в январе 1984 года, по воспоминаниям участников, успех был необычайный, зал был заполнен в зоне посадочных мест и на галерее. Сегодня кажется поразительной сила интереса простого народа к этому далеко не развлекательному концерту. В 1985 году Валерий Александрович Гаврилин за эту работу был удостоен Государственной премии СССР.

Жанр близок мистерии и представляет некий промежуточный вариант между кантатой, вокально-песенным циклом и оперой. Слова народные, А. Шульгиной и В. А. Гаврилина. Подлинные цитаты народных сказаний использовались лишь в нескольких номерах из двадцати. Тексты в большинстве своем авторские, стилизующие народный эпос. О литературном даровании Гаврилина тоже часто говорят. Это становится очевидным по прочтении книги-сборника «О музыке и не только…», которую составили из его записей вдова композитора Наталья Евгеньевна Гаврилина и В. Г. Максимов. Само название «Перезвоны» отсылает к древнему свидетелю народной бытовой жизни - колокольные звоны оповещали селение о наступлении событий. На мерном чередовании звуков, их высоте, громкости, пульсе построен древний культурный код русичей. Этот принцип отражен в концепции масштабной хоровой симфонии – номера сменяются, изменяются сцены, картины.

Все действо по времени исполняется около полутора часов в 2-х отделениях с перерывом. Из них 13 частей исполняются хором и 7 – полностью инструментальные. Символически цикл выстраивается в образ дороги в начале и конце и свет в середине. Аллегорическое сравнение с человеческой жизнью – человек идет по дороге, свершает свой земной путь, полный радостных и горестных событий, грехов и покаяния, дорога также имела большое значение на Руси с ее просторами и бескрайними землями. В центре сюжета – собирательный образ героя, сотканный из образов атамана Степана Разина, вольных казаков, русского мужика. Этот образ передается то солисту, то чтецу, то дисканту в конце. Интонационное разнообразие поражает – используются и крестьянские, и городские, и частушечные мотивы, вокальная мелодия часто соскальзывает на говор, шепот, крик. Органичное сплетение разговора и музыки удивительно тонко стилизует русский фольклор.

В некоторых номерах значительную роль играет звукоизобразительность, звукоподражание, которое определяют «как условную словесную имитацию звучаний окружающей действительности средствами данного языка». Так, вступление к номеру «Воскресенье» построено на типичной имитации колокольного звона. Звучание имитируемого нижними голосами большого колокола основано на остинатном ритме, на него накладывается более разнообразный ритм высокого колокола. На колокольных звучаниях строится и номер «Вечерняя музыка». Звукосочетание «Дин-дон» – одна из наиболее распространенных имитаций колокольного звона. По словам А. Пугачева, «издревле звонари придумывали попевки, подходящие под тот или иной звон, которые помогали не сбиться и запомнить ритмический рисунок». Среди многочисленных попевок такого рода автор указывает и попевку «Дин-дон, дин-дон – такой трезвон». Помимо звукоподражания, которое является наиболее простым и восходящим к поверхностным звуковым аналогиям отражением идей фоносемантики, большую роль в «Перезвонах» играет звукосимволизм. В связи с этим особого внимания заслуживает соотношение в «Перезвонах» музыкального и вербального рядов.

В произведении 13 хоровых частей и 7 инструментальных. В них предстают жизнь и судьба героя от рождения до могилы. Герой - обобщённый, собирательный образ, в котором отразились черты Степана Разина, Кудеяра и других русских бунтарей. Его роль поручена то чтецу, то солисту-тенору, а в конце произведения - солирующему дисканту.

Композиция «Перезвонов» состоит из шестнадцати номеров:

№ 1, «Весело на душе» и № 20, «Дорога» — обрамление, внутри которого разворачиваются разнообразные картины и сцены. В исследовательской работе А. Тевосяна «По прочтении Шукшина» определяется место этих номеров в симфонии-действе: «Здесь еще царствует хаос мирозданья. Отдельная человеческая жизнь, как и потемневшая от времени книга, еще не отделена от предшествующих и последующих, от многих других жизней. Однако положены другие пределы: Небо и Земля, Жизнь и Смерть, Добро и Зло. Между ними тянется дорога. Следуя авторской интерпретации этого образа, «человечество вступает на путь жизни и идет по нему упрямо, с верой, с грехом, и каждого человека ожидает конец, но люди продолжают идти, дорога эта вечная, тяжкая, но почему-то необходимая».

«Весело на душе» - создаётся образ трагического веселья, выявляется противоречие между многократно повторяющимися словами и внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте.

№ 2, «Смерть разбойника» — монолог тенора соло в народном духе, с переменным метром, в свободной манере, временами переходящий в декламацию и сопровождаемый мужской группой хора.

№ 3, 5, 7, 9, 13 и 19 — «Дудочка», меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или жалейку. «Ее негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто все время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена», — пишет музыковед А. Тевосян. Вырезанная из тростника и одухотворённая человеческим дыханием говорит и думает по-людски, но помнит шуршанье ветра и посвист птиц, голоса сказок и сметливые пальцы Ивана-дурака».

№ 4, «Вечер», олицетворяет глобальные вехи человеческого бытия. Это песня без слов, хоровой вокализ, удивительный по своей красоте и благородству пейзаж-наблюдение. Ему характерна необыкновенная песенность, широта дыхания, гибкость мелодии, искренность бессловесного высказывания людей, наблюдающих красоту уходящего дня.

№ 6, «Посиделки», выдержан в духе лукавых лирических частушек - «страданий».

№ 8, «Ти-ри-ри» — изящная звукопись, практически бессловесный номер. Яркий пример театральности. Молодежь собирается на танцы. Поочередное вступление голосов как бы выхватывает отдельные группы действующих лиц.

№ 10, «Ночью» - беседа матери с сыном.

№ 12, «Воскресенье», номер наполнен колокольными звонами.

№ 15, «Страшенная баба» — злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане. Заложенная в первом номере напряженность, связанная с аналогичными музыкальными средствами, но подчеркнутая «жесткой» фонетикой, находит наиболее яркое отражение в номере «Страшенная баба» – кульминации первого раздела всего произведения. Данный номер оказывается переломным в драматургии произведения, не случайно он звучит наиболее агрессивно, являясь квинтэссенцией негативных образов. Нарастание напряжения во многом связано с фоносемантическим подтекстом.

№ 17, «Молитва» - является смысловой кульминацией всего произведения - торжественный монолог чтеца на фоне ударов большого колокола и песнопения хора с закрытым ртом. Здесь произносятся слова «Поучения», не утратившие своей актуальности и в наше время. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни - эта мысль «Поучения» всегда волновала Гаврилина, являлась главной идеей всего его творчества.

Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима.

№ 18, «Матка-река» - трагическая кульминация всего цикла, полная стихийной могучей силы, передающая из поколения в поколение негасимый «свет жизни» (А. Платонов). И над всем царит великий охранительный дух материнства. Вспомним и дудочку, которая рождена природой, сотворена человеком и звучит голосом матери. Теперь она - совестливая, добрая, поющая душа сына. Именно в этой части окончательно проясняется замысел композитора, утверждается тема, идея и концепция сочинения. Все предшествующее связано с накоплением художественной информации, формированием многоуровневой образно-смысловой структуры произведения.

Особенности драматургии и авторского замысла композитора состоят в том, что перед нами встает калейдоскоп картин жизни человека. По словам автора, «каждая часть - это отдельная картина. Обрамлено это все двумя частями, в которых музыка носит характер поступи, дороги... Это не просто циклическое произведение, здесь есть сюжет, который надо разыгрывать. «Перезвоны» задуманы как театральное представление по типу народной драмы с использованием света, движения. В этом случае весь замысел был бы совершенно ясен публике без объяснений. Разумеется, при филармоническом исполнении... этой театрализации нет». Таким образом, изначальный авторский замысел хотя и учитывал возможность концертного исполнения произведения, все же предполагал необходимость театрального действа.

Хоровая симфония «Перезвоны» является ярким примером хорового театра, своеобразностью, мистериальностью разыгрываемого музыкального действа. В произведении нет четко прослеживаемого по тексту и выстроенного в логическую последовательность сюжета, нет прямых диалогов, а персонажи (солисты), не имеют называемых имен и каких-либо других характеристик, помимо музыкальных и речевых. Отсутствует логическая связь между текстами различных эпизодов, что предполагает театрализацию действия, поэтому для выстраивания полной логически связанной картины кроме собственно музыкального материала и текста необходима еще и сюжетная драматургия.

Представляется, что органичное сочетание собственно музыкальных средств с вербальными, соединившими, в свою очередь, устойчивое лексическое значение с ярко выраженной фоносемантикой, – это одна из тех находок, которые обеспечили симфонии-действу Гаврилина «Перезвоны» свежесть и национальную самобытность.

Заключение

Особенное место произведение занимает в хоровом искусстве. Сам композитор называл его «хоровой школой», имея ввиду технические и выразительные трудности партитуры, подвластные лишь очень опытному коллективу. Соло гобоя олицетворяет страдания одинокой души. На контрасте хоровых и сольных номеров еще острее заметно одиночество человека перед жизнью и судьбой. Гаврилин, работая над «Перезвонами», продумывал многие сценические элементы. Ему хотелось, чтобы хор, обычно статично расположенный на сцене, не только пел, но делал движения, жестикулировал, приближая действо максимально к театральному воплощению. Но в рамках филармонии подобное исполнение невозможно. Сегодня «живое» исполнение столь масштабного произведения – большая редкость. Зато его гораздо легче с ним познакомиться в аудио- или видео-записи. Время, прошедшее с момента написания «Перезвонов» ничуть не умалило его художественной ценности. Напротив, Гаврилин задал новую, доселе невозможную планку. Печально, что в условиях коммерческой подчиненности проектов, подобный грандиозный труд имеет очень мало шансов попасть на сцену к массовой аудитории. «Перезвоны» Гаврилина – по-настоящему реликвия для русской культуры, утерять ее важность – значит, отступить от своей истории и важных исторических персон.

 

Список литературы

1. https://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/valerij-gavrilin-perezvony

2. https://uchim-klass.ru/biografiya/gavrilina-valeriya-aleksandrovich

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гаврилин,_Валерий_Александрович#Ссылки

4. Гаврилин В. А. Пишу свою музыку: выступление в телефильме [Центральное телевидение. Объединение «Экран», 1988. Режиссер Н. Павлова-Арбенина. Печатается по тексту расшифровки фонограммы]. Режим доступа: [https://www.booksite.ru/fulltext/slus/haya/serd/75.htm]

5. Гаврилин В. Услышать музыку в душе…: Монолог с отступлениями // Литературная газета, 1985 г. 24 апреля – С.8.

6. Демидова И. А. Фольклорные материалы в творческом наследии В. А. Гаврилина АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Санкт-Петербург 2011

7. Суханова Е. А. Звуковой мир симфонии-действа Валерия Гаврилина «Перезвоны» Вестник Череповецкого государственного университета 2013 • № 3 • Т. 2 с.165

8. Тевосян А. Т. Перезвоны: жизнь, творчество, взгляды Валерия Гаврилина Издательство Композитор – Санкт-Петербург, 2009. - 616 с., ил., нот.

9. Шиверская И. А. В. Гаврилин. Хоровая симфония-действо «Перезвоны». Некоторые вопросы своеобразия жанра и стиля



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: