Итоги и значение индустриализации.




Вопрос 34

Коллективизация и индустриализация: цели, средства и результаты.

Коллективизация сельского хозяйства СССР - это объединение мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные путем производственного кооперирования.

Хлебозаготовительный кризис 1927 - 1928 гг. (крестьяне сдали государству в 8 раз меньше хлеба, чем в предыдущем году) поставил под угрозу планы индустриализации.

XV съезд ВКП (б) (1927 г.) провозгласил коллективизацию основной задачей партии в деревне. Проведение курса на коллективизацию выразилось в повсеместном создании колхозов, которым предоставлялись льготы в области кредита, налогообложения, снабжения сельхозтехникой.

В ноябре 1929 г. была опубликована статья Сталина "Год великого перелома", означавшая отказ от принципа добровольного вступления в колхоз и переход к насильственной коллективизации.

Цели коллективизации:
- увеличение вывоза зерна для обеспечения финансирования индустриализации;
- осуществление социалистических преобразований в деревне;
- обеспечение снабжения быстро растущих городов.

Темпы проведения коллективизации:
- весна 1931 г. - основные зерновые районы (Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ);
- весна 1932 г. - Центральная Черноземная область, Украина, Урал, Сибирь, Казахстан;
- конец 1932 г. - остальные районы.

В ходе массовой коллективизации была проведена ликвидация кулацких хозяйств - раскулачивание. Прекращалось кредитование и усиливалось налоговое обложение частных хозяйств, отменялись законы об аренде земли и найме рабочей силы. Было запрещено принимать кулаков в колхозы.

Весной 1930 г. начались антиколхозные выступления (более 2 тыс.). В марте 1930 г. Сталин опубликовал статью "Головокружение от успехов", в которой возложил ответственность за насильственную коллективизацию на местные власти. Большинство крестьян вышло из колхозов. Однако уже осенью 1930 г. власти возобновили насильственную коллективизацию.

Коллективизация была завершена к середине 30-х годов: 1935 г. в колхозах - 62% хозяйств, 1937 г. - 93%.

Последствия коллективизации были крайне тяжелыми:
- сокращение валового производства зерна, поголовья скота;
- рост экспорта хлеба;
- массовый голод 1932 - 1933 гг., от которого умерло свыше 5 млн. человек;
- ослабление экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства;
- отчуждение крестьян от собственности и результатов своего труда.

Индустриализация в СССР

1). Индустриализация - это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях н/х и в первую очередь в промышленности.

2). Предпосылки индустриализации. В 1928 г. страна закончила восстановительный период, достигла уровня 1913 г., но западные страны за это время ушли далеко вперед. Вследствие этого наметилось отставание СССР. Технико-экономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую.

3). Необходимость индустриализации. Экономическая - крупная промышленность, и в первую очередь группа А (производство средств производства), определяет экономическое развитие страны в целом, и развитие с/х, в частности. Социальная - без индустриализации невозможно развитие экономики, а, следовательно, и социальной сферы: образования, здравоохранения, сферы отдыха, социального обеспечения. Военно-политическая - без индустриализации невозможно обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее оборонную мощь.

4). Условия индустриализации: до конца не устранены последствия разрухи, не налажены международные экономические связи, не хватает опытных кадров, потребность в машинах удовлетворяется за счет импорта.

5). Цели, методы, источники и сроки индустриализации. Цели: превращение России из аграрно-индустриальной страны в индустриальную державу, обеспечение технико-экономической независимости, укрепление оборонной мощи и поднятие благосостояния народа, демонстрация преимуществ социализма. Источники: внутренние займы, выкачивание средств из деревни, доходы от внешней торговли, дешевая рабочая сила, энтузиазм трудящихся, труд заключенных. Методы: государственная инициатива поддержана энтузиазмом снизу. Доминируют командно-административные методы. Сроки и темпы: Сжатые сроки индустриализации и ударные темпы ее осуществления. Рост промышленности планировался - 20% в год.

6). Начало индустриализации. Декабрь 1925 г. - 14 съезд партии подчеркнул безусловную возможность победы социализма в одной стране и взял курс на индустриализацию. В 1925 г. закончился восстановительный период и начался период реконструкции н/х. 1926 г. - начало практического осуществления индустриализации. В промышленность вложено около 1 млрд. рублей. Это в 2.5 раза больше, чем в 1925 году. В 1926-28 гг. крупная промышленность выросла в 2 раза, а валовая промышленность достигла 132% от уровня 1913 г.

7). Негативные моменты индустриализации: товарный голод, продовольственные карточки (1928-1935 гг.), снижение заработной платы, нехватка высококвалифицированных кадров, миграция населения и обострение жилищных проблем, трудности с налаживанием нового производства, массовые аварии и поломки, как следствие - поиск виновных.

8). Довоенные пятилетки. За годы первой пятилетки (1928/1929 - 1932/1933 гг.), принятой 5 съездом Советов в мае 1929 г., СССР превратился из аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную. Было построено 1500 предприятий. Несмотря на то, что первый пятилетний план оказался значительно недовыполнен практически по всем показателям, промышленность совершила огромный скачок. Были созданы новые отрасли - автомобильная, тракторная и др. Еще больших успехов промышленное развитие достигло в годы второй пятилетки (1933 - 1937 гг.). В это время было продолжено строительство новых заводов и фабрик, резко возросла численность городского населения. В то же время велик был удельный вес ручного труда, не получила должного развития легкая промышленность, мало внимания уделялось строительству жилья, дорог.

Основные направления хозяйственной деятельности: ускоренные темпы развития группы А, годовой прирост промышленной продукции - 20%. Главная задача - создание второй угольно-металлургической базы на востоке, создание новых отраслей промышленности, борьба за овладение новой техникой, развитие энергетической базы, подготовка квалифицированных специалистов.

 

Главные новостройки первых пятилеток: Днепрогэс; Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы; Криворожский, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты; автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде; каналы Москва-Волга, Беломоро-Балтийский и др.

Трудовой энтузиазм. Роль и значение моральных факторов были велики. С 1929 г. развивается массовое социалистическое соревнования. Движение - «пятилетку в 4 года». С 1935 г. основной формой социалистического соревнования становится «стахановское движение».

Итоги и значение индустриализации.

Итоги: введено в действие 9 тыс. крупных промышленных предприятий, оснащенных самой передовой техникой, созданы новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, авиационная, танковая, химическая, станкостроительная. Валовая продукция промышленности возросла в 6.5 раз, в том числе группа А - в 10 раз. По объему промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и на второе место в мире. Промышленное строительство распространилось на удаленные районы и национальные окраины, изменилась социальная структура и демографическая ситуация в стране (40% городского населения). Резко возросло число рабочих и инженерно-технической интеллигенции. Средства для индустриального развития были взяты путем ограбления загнанного в колхозы крестьянства, принудительных займов, расширения продажи водки, вывоза за границу хлеба, нефти, леса. Невиданного уровня достигла эксплуатация рабочего класса, других слоев населения, заключенных ГУЛАГа. Ценой огромного напряжения сил, жертв, хищнической растраты природных ресурсов страна вышла на индустриальный путь развития.

 

Вопрос 35

Культурная жизнь советского общества в 1920-е – 1930-е годы.

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческих людей на тех, кто покинул родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры.

Одной из основных задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Была отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. В 1920 г. была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

В 1930 г. было введено всеобщее начальное образование. Новая школа организовывалась на дореволюционных традициях. В сфере образования запрещались все эксперименты, оно проводилось на основе строгой дисциплины и расписания.

Изучали историю страны, гуманитарные и точные дисциплины. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом. Декретами СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. учреждена начальная школа (1-4-е классы), неполная средняя школа (1-7-е классы), средняя (1-10-е классы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партработники и комсомольцы.

Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа грамотных специалистов. В 1933-1937 гг. для повышения образовательного уровня работников были созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов.

Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования молодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.

В 1925 г. из Ленинграда в Москву была переведена Академия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И. Вавилов. Отделения Академии наук создавались в союзных республиках и регионах РСФСР (создано более 850 НИИ).

Большое внимание партийное руководство уделяло оборонным отраслям производства и научным разработкам в этой области. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А.А. Морозов, М.И. Комкин, Ж.Я. Котин), самолетов (А.И. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев), артиллерийских орудий, систем и минометов (В.Г. Грабин, Ф.Ф. Петров), стрелкового оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев). А.П. Александровым была создана уникальная защита кораблей ВМФ от магнитных волн.

Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики - П.Л. Капица; атомного ядра - И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров и др.; физики полупроводников - А.Ф. Иоффе.

В середине 30-х гг. в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режимом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, гиперболизированный оптимизм.

Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и поведение людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу советской власти. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руководством КПСС.

Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.

Особое внимание уделялось кинематографу. Плеядой талантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и поведение всего общества. Члены ЦК лично просматривали все новые фильмы и были их цензорами.

Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим надзором партии. Деятелям культуры предоставлялись исключительные блага, как и партийным лидерам; формировалась зависимость искусства от государства.

 

Вопрос 36

Общественно-политическая жизнь страны в условиях тоталитарного режима (1930-е гг.)

Общественно-политическая жизнь СССР в 1930-е гг. была жизнью страны, уже ставшей тоталитарной. Тоталитарным называют такое общество, в котором ликвидирована многопартийность и существует однопартийная политическая система; правящая партия срослась с государственным аппаратом и подчинила его себе; утвердилась единая, общеобязательная идеология; независимого от контроля партии и государства общества не существует, все общественные организации и все общественные отношения непосредственно контролируются государством; сложился культ вождя; существует разветвленный полицейский аппарат, проводящий репрессии в отношении граждан; гражданские права, формально признаваемые, на самом деле ликвидированы.

Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно-административная система, построенная на огосударствлении средств производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии государству стало фактом тогда же. В 30-е гг. ВКП(б), пройдя через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, жестко соподчиненным, отлаженным механизмом. Дискуссии, обсуждения, элементы партийной демократии безвозвратно ушли в прошлое. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Советы, формально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под ее контролем, все государственные решения принимались Политбюро и Центральным Комитетом ВКП(б) и лишь затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Через партийные органы шла вся кадровая работа: ни одно назначение не могло состояться без одобрения партийных ячеек.

Что касается комсомола, профсоюзов, других общественных организаций, то они были не более чем «приводными ремнями» от партии к массам. Своеобразные «школы коммунизма» (профсоюзы для рабочих, комсомол — для молодежи, пионерская организация — для детей и подростков, творческие союзы — для интеллигенции), они, в сущности, выполняли роль представителей партии в различных слоях общества, помогали ей руководить всеми сферами жизни страны.

Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология, постулаты которой — понятные, простые — внедрялись в сознание людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей, лекций по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)»: в СССР построены основы социалистического общества; по мере продвижения к социализму классовая борьба будет обостряться; «кто не с нами — тот против нас»; СССР — оплот прогрессивной общественности всего мира; «Сталин — это Ленин сегодня ». Малейшее отступление от этих простых истин каралось: «чистки», исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идейную чистоту граждан.

Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими. Песни, кинофильмы, книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации внушали любовь, трепет и граничащее со страхом уважение. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем.

В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы — «тройки», Главное управление лагерей — ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за другой: «Шахтинское дело» (1928), процесс над «Промышленной партией» (1930), «Дело академиков» (1930), репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936—1939 гг. против бывших вождей партии (Г. Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и др.), руководителей Красной Армии (М. Н. Тухачевский, В. К. Блюхер, И. Э. Якир и др.). «Большой террор» унес жизни почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность жертвовать друзьями и близкими. Они напоминали запуганному обществу о том, что человек, «взвешенный на весах» истории, легок и ничтожен, что его жизнь не имеет никакой ценности, если она нужна обществу. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны.

В обществе сложилась весьма непростая духовная атмосфера. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда — в светлом будущем, которое они строят для следующих поколений. Отсюда энтузиазм, вера, надежда на справедливость, гордость от участия в великом, как считали миллионы людей, деле. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности, утверждалась готовность беспрекословно выполнять данные кем-то команды. Полагают, что именно такое — взвинченное, трагически расколотое восприятие действительности свойственно тоталитаризму, который требует, говоря словами философа, «восторженного утверждения чего-то, фанатической решимости ради ничто».
Символом эпохи можно считать принятую в 1936 г. Конституцию СССР. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. Другое дело, что большинства из них граждане были лишены. СССР характеризовался как социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция отмечала, что социализм в основном построен, утвердилась общественная социалистическая собственность на средства производства. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП(б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: