Музыкально-теоретический анализ.




Историко-биографический анализ.

Кароль Мечислав Проснак (1898—1976 гг.) — польский композитор, дирижер, руководитель смешанного хора имени Монюшко, мужского хора "Эхо".

Среди сочинений (оркестровые произведения, оперы для юношества, романсы, фортепианные пьесы), хоры a capella: "Морская буря" (поэма для 8-гололосного хора), "Сарадзинская свадьба", "Баллада", "Две мышки" (скерцино), "Возвращение весны". хоры с оркестром: "Молитва деревьев", "Свадьба", "Торжественный полонез", женские и мужские хоры a capella и с оркестровым сопровождением.

Особое место в творчестве композитора занимает вокальный цикл "Песни о море". Данное произведение состоит из двух частей. В первую часть входят миниатюры «Колыбельная", "Буря", "Ноктюрн", а во вторую "Море", "Прелюдия", "Баркарола". Особой популярностью пользуется вторая часть цикла, и миниатюра «Прелюдия», наряду с «Морем», относится к числу наиболее часто исполняемых произведений композитора.

Стихотворение К. Хрустельской, а так же перевод Н. Мицкевича, сочетают в себе несколько форм стихосложения: ямб и хорей, между тем ритм стиха явно включает в себя внутреннюю трехсложную пульсацию:

Про –стор не_бес_ный ла-зур-ных вод

Сюжет литературного текста – повествование, воспевание красоты морского спокойствия и бущующей морской стихии.

Для полноты образного содержания автором использованы:

эпитеты («в седых волнах»; «мир света и солнца полн»),

аллегория («очи зачарует», «простор безбрежный лазурных вод»).

Основная идея стихотворения – восхищение морским простором, его бескрайностью, красотой. Это своеобразная ода. Ода морю.

Проснак очень ярко передал настроение данного произведения с помощью ритмики, разнообразной динамики, смены темпов, фермат и акцентов.Все это подчеркивает особенности литературного текста, делая его выразительнее, ярче.

 

Музыкально-теоретический анализ.

Хор написан для смешанного состава с divisi в партиях S, T, B.

Основная тональность D- dur. Фактура изложения – смешанная, размер переменный: 4/4 – 3/4 – 4/4. Форма: Хоровая миниатюра. Можно разделить это произведение на вступление и 3 эпизода, которые связаны между собой содержанием. Также можно выявить элементы куплетной формы.

Начинается произведение с унисонного вступления мужских голосов. Первый период начинается в основной тональности – D-dur, в темпе Largo (широко), и оканчивается на доминанте. Композитор использует простые гармонии основных ступеней и их сочетания. Решительный квартовый скачок вверх в динамике f передает ощущение свободы, решимости, безбрежного простора.

Вступление женских голосов на нюансе p (espressivo) звучит как отголосок основной темы. Тесное расположение голосов способствует компактности и собранности звучания.

 

 

Проснак использует гомофонно-гармонический склад изложения. Светлые аккорды теноров с женским хором в конце фразы с помощью мелодии баса переходят в насыщенную общехоровую гармонию доминанты.

 

Со слов «Дикий ветер» начинается другой, яркий образ, поддерживамый резкой сменой музыкальной фактуры. Картина безбрежного простора, сменяется новым эпизодом, более энергичным, мощным и целеустремленным. Это осуществляется за счет смены темпа (Allegro agitato), тональности (e-moll), ритмического рисунка (пунктирный ритм и триоли), динамики (от f до ff и резким спадом динамического напряжения в 11такте), акцентирования литературного текста.

 

 

Данный эпизод контрастен, наполнен множеством изменений. Композитор использует акценты, для того чтобы подчеркнуть слово. Ритмический рисунок разноображен триолями. Благодаря этому, возникает ощущение покачивания волн. Этот фрагмент можно рассматривать как секвенцию по тонам II7:

 

 

 

Весь данный эпизод, состоящий из 6 тактов, можно разделить на смысловые этапы. По средству уплотнения фактуры и повышения тесситурных условий, происходит динамическая кульминация, выраженная единой ритмической организацией голосов и акцентировкой. Движение гармонии от простых созвучий к более сложным, воспринимается, как нагнетание напряжения; и, наоборот, упрощение - как разрядка. В гармонии это подкреплено ярким звучанием обращений D7 к h-moll. Композитор применяет широкие скачки во всех партиях кроме А, приводящие к унисону (фа#), для того чтобы с помощью музыки передать удар молнии и раскат грома. Проснакиспользует ферматы для разграничения фраз. И каждый новый эпизод - это смена характера и настроения.

«Но вновь мир света и солнца полн»- слова связующего эпизода. Можно рассматривать как контрастное дополнение:

Движение в унисон по мелодическому h-moll в темпе (Adagietto tranquillo) приводит нас к неполному D7.

Образный мелодизм требует трепетного отношения к поэтическому тексту, к его фонетическим и смысловым особенностям.

Данная фраза выполняет функцию доминантового предыкта к следующему эпизоду, который начинается в параллельной тональности.

 

Развитие последующего эпизода происходит в h-moll. Идет смена размера на трехдольный. Тоническое разрешение на первой доле композитор делает для того, чтобы переход более плавно перешел в новое состояние. Вступление теноровой партии на нюансе pp продолжает свое развитие в том же темпе (Adagietto tranquillo). Своего рода это новая краска, новый художественный образ. У теноровой партии наблюдается остинатный ритм, который подкреплен выдержанным тоном партии баса, а на них образуется гомофонно-гармоническая фактура женского хора с divisi в партии сопрано. Тема движется по секстаккордам в партиях S и A –это и составляет основной тематический материал:

 

 

Здесь, в женском хоре, в отличие от остальных частей произведения, мы видим достаточно плавное звуковедение (композитор не использует скачки больше чем на терцию), а так же возвращается характер, заданный в самом начале хорового произведения – legato.

 

В 17-21 тактах идет основная тема у басов. Остальные голоса выполняют роль аккомпанемента. Благодаря волнообразной динамике, создается впечатление умиротворения, таинства и глубины. Оборот (Т, Т2, VI) завораживает своим переходом. Это непрерывное движение сменяет краткий четырехтакт, основанный на приеме свободной имитации. Каждый голос, допевая тему, задерживается на последней ноте, вследствие чего образуется си-минорное тоническое трезвучие. Композитор применяет имитационный склад изложения для подготовки следующего раздела и для умиротворенного завершения предыдущего. Раздел заканчивается в темпе (Adagio assai e cantabile) и в нюансе pp:

 

Третий эпизод начинается со слов «Но хоть светла» в темпе Allegro agitato. Активное p несет в себе осторожное, но четкое звучание. Меняется склад изложения – гомофонно - гармонический с отдельными имитационными вставками в партиях мужского хора. Также, что очень важно, меняется ритмическая структура. Если в предыдущем эпизоде композитор использовал достаточно ровные длительности (преимущественно четверти и половинные), то в заключительной части произведения мы видим большое ритмическое разнообразие. Чередование триолей и пунктира возвращают в состояние первоначального раздела.

Необходимо заметить, что первые два такта нового раздела проходят в тональности G-dur, другие два такта в h-moll. Это осуществляется по принципу нарастания эмоционального напряжения и динамики за счет повышения тесситурных условий:

 

Кульминация всего произведения происходит в последних четырех тактах («Снова кругом») в характере Notevole (значительно) и в динамике ff. Она усилена агогическими изменениями – molto rit. и ферматами на относительно сильной и сильной долях.

Для усиления эмоционального напряжения композитор использует тематические и ритмические имитации между басами и остальными голосами:

 

 

Динамика ff усилена акцентами на каждой длительности. Так же композитор использует приём прерывания музыкального материала, используя фермату на паузе, для достижения наибольшего эмоционального напряжения:

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: