Освоение внешнего пространства




Пространственные представления в двигательной сфере

Игра «Робот».

Цель: отработка пространственных представлений в двигательной сфере.

Данная игра позволяет развивать зрительно-пространственные функции в двигательной сфере. Ведущий прячет мелкий предмет, в комнате, причем, участники игры закрывают глаза. Когда предмет спрятан, игроки открывают глаза, ведущий говорит, что они - «роботы» и будут искать спрятанную вещь, но по команде ведущего. Ведущий может отдавать такие команды, как: сделай … шагов влево (вправо, вперед, назад); повернись через правое (левое) плечо. Также важным является ориентировка на фиксированную «браслетом» руку. Данная игра имеет несколько уровней сложности. Перечислим некоторые из них:

– При первичном знакомстве с игрой взрослый является ведущим. Он отдает «приказания» куда надо следовать «роботам», чтобы найти спрятанный предмет. Причем, ведущий встает рядом с детьми в одну линию и двигается вместе с ними. При ошибках детей обращается их внимание на «браслет».

– На следующем этапе ведущим остается взрослый, но он уже не двигается вместе с детьми, а просто направляет «роботов». Если кто- то из детей ошибается, то его движение корректируют дети, объясняя как надо выполнять команду. Взрослый приходит на помощь только в очень редких случаях.

– Ведущим становится ребенок. Он прячет предмет и регулирует направление «роботов», причем, двигается вместе с ними в одной «линейке».

– Ведущим остается один из детей. Остальные дети и взрослый - «роботы». На данном этапе взрослый «иногда ошибается». Его движения корректирует ведущий. Если ошибается ведущий, то ему на помощь приходит взрослый, обращая его внимание на «браслеты» его «роботов». Желательно, чтобы ребенок после организующей помощи сам исправил свою ошибку.

– Ведущий - ребенок прячет предмет и встает напротив «роботов». Отдавая команды, ведущий двигается тоже. Таким образом, «роботы» и ведущий двигаются друг на встречу другу. Представленный вариант игры является сложным, поскольку ведущему необходимо направлять игроков, контролируя их движение, производить перешифровку своих шагов, контролируя и свое направление.

– Также сложным вариантом данной игры является поиск спрятанного предмета по написанной схеме.

15. «Спереди-—сзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т.д.). Аналогично сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.

16. «Дальше —ближе». Ребенку предлагается назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные « ближе, чем ...», « дальше, чем ...», « ближе, чем ..., но дальше, чем ...».

17.«Путаница». Психолог намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует их выполнение.

Освоение внешнего пространства

Важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.Вы уже начали формирование этих представлений, выполняя с ребенком упражнения предыдущего раздела. Теперь усвоенные навыки становятся базой для его развернутого произвольного действия.

Вспомните, пожалуйста, игру с мячом, которой еще 10 лет назад так увлекались все дети. Били мячом о стену: сначала обеими ладонями; затем ударом снизу руками, сложенными в замок; потом —« белочкой »: из-за спины мяч бросали о стену и ловили его; затем из-под ноги ... Вспомнили? Ведь в этой игре все этапы чередовались очень строго, а стучать о стену необходимо было условленное число раз. А « Прятки », « Казаки-разбойники »? .. Научите своего подопечного, и вы убедитесь, что забытое старое не так уж нелепо.

1.«Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст « Пустыня ».

Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно, необходимо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий вход в « норку », например между ножек стула или свернутый физкультурный мат и т. п.

« Змея »— перемещения по полу без помощи рук (на животе, спине). Дети знакомятся с сильными, жесткими движениями, изображая кобру, ужа или удава Скорпион »— переползание, прыжки на четвереньках, на трех точках. Знакомство с сильными, быстрыми, резкими движениями Суслики »— перемещения с помощью различных прыжков в разном темпе и направлениях, замирая и срываясь с места Перекати-поле »— перекатывания и кувырки в разных направлениях и с разной скоростью. Это упражнение направлено также на осознание границ собственного тела.

2. «Движения в средней зоне». Сюжетный контекст « Царство животных ».

Каждый ребенок выбирает то животное, которое ему больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрируя своеобразие его повадок. Потом дети меняют образы, выражая их характер через движения, звуки и специфические позы.

« Лягушка »— прыжки на месте и в пространстве Заяц »— прыжки и переходы, легкие и отрывистые движения Медведь »— медленные, тяжелые, сильные Лиса »— плавные, гибкие, быстрые, непредсказуемые движения в различных ритмах Лев » (« тигр », « пантера ») сильные, быстрые, гибкие движения; рычание (высвобождение эмоции) Лошадь »— акцент на движении корпуса и ног. Законченные, сильные, резкие движения, требующие большого пространства.

3. «Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст « Царство птиц ». « Синица »— мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.

« Орел »— сильные, мощные, иногда парящие движения корпуса и рук, движения в широком диапазоне (пространственном и телесном) Лебедь »— плавные, широкие, грациозные движения, текучесть пластики Птичий двор »— дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют друг с другом.

В конце каждой волшебной игры-превращения Пустыня », « Царство животных » или « Царство птиц »— необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя (например, проползая по волшебному тоннелю, животные превращаются в людей). Для интеграции пережитого опыта детям предлагается выполнить рисунок своего животного. После этого все вместе с психологом садятся в круг для обсуждения переживаний, телесных ощущений, чувств и эмоций, которые возникали у них во время превращения в животных.

Определение направлений в пространстве относительно своего тела является следующим этапом формирования пространственных представлений.

4. «Движения в одном направлении». Предложите ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направления слева, сверху, снизу, спереди и сзади.

5. «Что находится справа от меня?». Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите Что теперь справа от тебя? ». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.

6. «Повернись направо, повернись налево». Для этой игры вам понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон игроки. Игроки командует водящему Направо Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует (« Направо , « Налево , « Вперед , « Назад ). Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности).

7. «Кто где стоит?». В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например Где стоит Петя относительно тебя? » Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.

8. «Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а психолога диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.

9. «Передай мяч назад». В эту игру может играть любое количество детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.

10. «Мама, поверни направо...». Эта игра может предназначаться и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит Мама, поверни направо ». Мама Поворачиваю, иду ».—« Теперь налево ».—« Слушаюсь, поворачиваю ». Если он еще не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму командой Стой !». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда Возьми правее (левее) ».

11. «Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит Если встать лицом к окну, то справа будет что?., а слева?., (и т.д.) ».

Ему дается инструкция Покажи верхний правый угол впереди » и т.д.

После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.

12. «Капризный фотограф». Психолог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову справа от зайца, мишку слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.

Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкции Посади утку справа от медведя, а птицу слева от лисы ». Модификация задания ребенок сам говорит Я посадил льва справа от медведя ». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.

13. «Беги на новое место». Дети встают в колонну. Психолог или ребенок ведущий говорит Я стою перед Петей ». Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит Я стою сзади Вити », и Витя бежит в самое начало колонны, вперед. Усложнение задания: нужно бежать в противоположном направлении. Аналогично стоя в шеренге Я стою справа от ...» (с передвижением влево и т.д.).

14. «Где же я сижу?». Дети рассаживаются в ряд или полукругом. Ставится задача определить свое место Я сижу слева от Пети; справа от Маши, но левее Сережи; напротив (и т.д.) ». Затем они меняются местами, и игра продолжается.

15. «Собираем урожай». Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые « лежат правее, чем капуста »;« левее, чем морковь ».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: