Поэзия 20 века в России:.«АВТОРСКАЯ» ПЕСНЯ», ее место в развитии литературного процесса 1950-1990-х гг.
2. Что такое «авторская» песня?
3. История возникновения жанра.
4. Прослушивание песен, чтение стихов.
5. Грушинский фестиваль.
6. Можете ли назвать имена талантливых авторов.
7. Попробуйте сформулировать своё отношение к авторской песне.
Домашнее задание. Прослушайте учебное видео к уроку. Выпишите сведения об «Авторской песне» (подчеркнуто). Выпишите стихотворение одного из поэтов, подготовьтесь к выразительному чтению тнкста. Составьте «Литературную визитку» о творчестве одного из поэтов - песенников.
«В 1956 году вышел в свет альманах «День поэзии». В его названии – поэтический праздник, ставший ежегодным: страна жила поэзией. Искренность стала девизом и призывом того поэтического момента. Появляются новые имена: Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский».
Авторская песня, или Бардовская музыка - песенный жанр, возникший в середине XX века в СССР. Жанр вырос в 1950-60-е из художественной самодеятельности, независимо от культурной политики советских властей, и быстро достиг широкой популярности. В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Песни поначалу исполнялись камерно, в дружеских компаниях, в туристских походах и геологических экспедициях. Со временем их исполнение становилось публичным. С появлением магнитофонов песни поэтов – бардов зазвучали по всей стране, распространяясь стихийно в разновидности самиздата, преодолевая таким образом цензурные преграды. В авторской песне автор и сочинитель текста, и автор музыки, и исполнитель, и аккомпаниатор. Однако главным является текст, поэтому авторская песня и исполнялась поэтами («поющими поэтами»). Текст определял и музыку, и манеру исполнения. Для поэта – исполнителя своих песен мелодия и ритм не являются самоцелью, они служат средством усиления выразительности стиха. Владимир Высоцкий сказал как-то на одном из концертов в 1980-м г. «Когда я услышал песни Булата Окуджавы, я увидел, что можно свои стихи усилить еще музыкой, мелодией, ритмом. Вот я и стал тоже сочинять музыку к своим стихам». В основе авторской песни – стремление выявить, усилить смысловые и музыкально – ритмические оттенки стихов (Это делается для того, чтобы еще лучше воспринимался текст»-, В. Высоцкий), поэтического текста, поэтому и оценивается авторская песня прежде всего в зависимости от качества текста. Авторская песня исполняется автором-исполнителем, обычно под одну акустическую гитару. Авторская песня возникла как альтернатива советской массовой песне- жанру официально поощряемого искусства и явилась одной из форм противостояния официальному искусству.
|
Это песни Булата Окуджавы, Новеллы Матвеевой, Юрия Кукина, Евгения Клячкина, Александра Городницкого, Александра Галича, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого...., а в застойный период Виктора Цоя, Игоря Талькова, Александра Розенбаума и других.
ЗАДАНИЕ. Подготовить сообщение «Литературная визитка» об одном из представителей течения «авторская песня (жизнь, творчество)
|
Сообщение о В.Высоцком
За свою короткую жизнь (42 года) Высоцкий написал около 100 стихотворений, 600 песен, сыграл много ролей в театре, снялся в десятках ролей в кино. В 60-е годы XX века появились первые песни. Своим учителем он считал Булата Окуджаву и позже посвятил ему песню «О правде и лжи». Петь начал со сцены в 27 лет – сначала с друзьями по театру на таганке, позже – с сольными концертами.
Есть песни очень серьёзные – «Спасите наши души» - её он посвятил морякам-подводникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Эта песня остается актуальной и в наше время, так как и в мирное время продолжают гибнуть наши ребята.
Лучшие песни Владимира Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность - растерявшимся. На его песни можно опереться, как на плечо, потому что в них звучит надежность и правда. Следующая песня, прозвучавшая в кинофильме «Вертикаль», принесла известность Высоцкому.
Высоцкий пел о повседневной жизни, о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов, о любви.
Умер Высоцкий в Москве 25 июля 1980 года, в тот год, когда там проходили Олимпийские игры. Город был закрытым, лишняя шумиха и демонстрации поклонников были не нужны властям, но проститься с кумиром пришла почти вся Москва. В этот день должен был состояться спектакль с участием Высоцкого. Над кассой висело объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий». Ни один человек билет не сдал – каждый хранит его как реликвию.
Похоронен на Ваганьковском кладбище. Его могила круглый год усыпана цветами. О нем много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, поют его песни и печатают о нем книги.
|
Сообщение о Викторе Цое
- Одним из наиболее ярких выразителей новых поэтических настроений стал Виктор Цой. Несмотря на восточную внешность, Виктор Цой был коренным ленинградцем.
Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в городе на Неве. К 21 году Виктор был одним из самых известных ленинградских музыкантов.
Его альбомы “Это не любовь” и “Ночь”, закрепили за Цоем титул первого рок – музыканта страны. Во второй половине 70-х певец уже стал живой легендой. А 1986 году о группе “Кино” впервые сняли фильм.
Цой ездил по стране и выступал с аншлагами на стадионах. Без него не обходился ни один крупный фестиваль. А питерская котельная, где работал Цой, стала чем-то вроде музея солиста группы “Кино”.
В1988 году Цой впервые побывал в Америке, он дал в США свой единственный концерт. Потом Виктор успел побывать в Японии японские продюсеры, видя бешеный успех группы “Кино”, предложили организовать мировое гастрольное турне. Цой согласился, но вскоре вернулся в Москву. У него был очень ответственный концерт в “Лужниках”.
24 июня 1990 года на выступление артиста пришли 65 тысяч человек – это был абсолютный рекорд по количеству зрителей на концерте в нашей стране. Все четыре часа зрители стоя пели с Виктором его песни. Его долго не хотели отпускать со сцены, он улыбался и обещал снова встретиться.
В начале июля он уехал на два месяца отдыхать под Юрмалу.15 августа 1990 года Цоя не стало. Его автомобиль “Москвич-2141” столкнулся с рейсовым автобусом “Икарус”. Машина Цоя ехала со скоростью 130 километров в час. Певец выехал на встречную полосу, не справился с управлением и не смог избежать лобового столкновения с автобусом. Смерть Виктора Цоя наступила мгновенно. Водитель “Икаруса” не пострадал. Судмедэксперт засвидетельствовал, что в момент аварии Цой был трезв. Анализ клеток головного мозга показал, что Виктор уснул за рулем…
В Москве на Арбате возникло уникальное явление “Стена Цоя”, где приезжающие со всех концов страны фанаты “Кино” оставляли надписи, выражающие любовь к безвременно ушедшему кумиру. До сих пор его песни являются откровением для тысяч молодых людей. С нами остались его роли, его песни, вот только одной яркой звезды на отечественном небосклоне нам очень не хватает…
Сообщение об Игоре Талькове
Тальков Игорь Владимирович родился 4 ноября 1956 года. Стихи начал писать очень рано. Но, только находясь в армии, Тальков многое начал понимать всерьез. После армии он сотрудничал с многими известными группами. Пытался создать свою группу и пробиться в качестве автора-исполнителя, но у него ничего не получалось.
Но Игорь не отчаивался. Он писал и пел песни о том, что его волновало. Свобода творчества – его принцип. Он боролся с несправедливостью и со злом. Его песни за правду и добро. Его долг – донести до ума и сердца слушателя то, о чем болит и кричит душа. Он говорил:
Россия – боль моей души.
Социальные песни – крик моей души.
Бой за добро – суть моей жизни.
Победа над злом – цель моей жизни.
И его время пришло. Его узнали не только как лирического исполнителя, но и как создателя песен гражданского содержания, а ему это было очень важно, поскольку песни политические, социальные – крик и боль его души.
Песни гражданского содержания – его метод борьбы с несправедливостью, ложью, злом, и, несмотря ни на какие препятствия, он решил бороться до конца.
Но правительство не могло этого допустить, и его убрали.
Однажды в 1983 году, когда Игорь с другими музыкантами летел в самолете на очередные гастроли, кто – то из ребят с испугом говорил об авиакатастрофах. На что Игорь произнес: “Не бойтесь со мной летать, в авиакатастрофе я никогда не погибну. Меня убьют чуть позже, при большом стечении народа, и убийцу не найдут”.
Его слова оказались пророческими. 6 октября 1991 г. в Санкт_- Петербурге за кулисами выстрелом из револьвера был убит Игорь Тальков. Шёл концерт. Пуля угодила прямо в сердце. Сделать было ничего нельзя. Россия потеряла ещё одного верного сына, поэта, композитора.
Авторские(бардовские) песни поются сегодня в дружеских компаниях, у костра в походах, в геологических экспедициях, в неформальной обстановке. Массовость проявилась в сформировавшемся стихийно целом движении авторской песни: проводились слёты и фестивали, возникали клубы авторской и самодеятельной песни. Демократичность этого явления выразилась в том, что многие стали пробовать себя в качестве авторов, находили таким образом способ самовыражения, не претендуя на мировую славу или высокие гонорары.
Каждый год в начале июля тысячи людей из разных концов страны заполняют небольшое пространство на Мастрюковских озерах, между Самарой и Тольятти, разбивают лагеря, жгут костры и поют песни.
Международный фестиваль авторской песни «Петербургский аккорд»;
Всероссийский фестиваль авторской песни «Куликово поле»;
Смоленский фестиваль авторской песни;
Новокузнецкий фестиваль авторской песни;
Ильменский фестиваль авторской песни;
Орский фестиваль авторской песни и другие.
Вопросы.
1. Что вы знаете об авторской песне.
2. Имена каких поэтов и композиторов, работавших и работающих в этом направлении, вам известны?
3. В чем особенность авторской песни? Каковы основные темы авторской песни?
4. Есть ли будущее у авторской песни? Или она исчерпала себя?